|
|
|
Толкования
Пришествие Ветхого Днями
По работам
игумена Варсонофия Хайбулина
1)
Пришествие Ветхого Днями заканчивает «полуседмину времён» («время, времена, полувремя», «42 месяца», «1260 дней»). «Полуседмина времён» — период тяжелейшей борьбы народа Божья со зверями:
святые Всевышнего будут преданы в руки врагов своих
до «времени и времён и полувремени» (Дан.7:25). К концу «полуседмины времён» звери добиваются
совершенного низложения силы народа святого
(Дан.12:7).
2)
Чаша весов Всевышнего склоняется в пользу народа Божьего: “рог вел брань со святыми и превозмогал их, доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего” (Дан.7:21-22), “и увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить” (Откр.20:4).
3)
Пришествие Ветхого Днями созерцается Иоанном Богословом как
воцарение Господа Бога Вседержителя
(Откр.19:6).
В день Вознесения Апостолы спрашивают Спасителя:
Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю (Деян. 1, 6).
Смысл вопроса: Не в первом ли Твоем пришествии исполнится обетование,
троекратно
повторяемое в седьмой главе пророка Даниила:
Потом примут царство святые Всевышнего
и будут владеть царством вовек и вовеки веков
(Дан. 7, 18);
доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые
(Дан. 7, 22).
В 27м стихе это обетование звучит так (по окончании лихолетья «полуседмины времён», с пришествием Ветхого Днями):
Царство же и власть и величие царственное
во всей поднебесной
дано будет народу святых Всевышнего
(Дан. 7, 27). Причем — не тысячелетнее, а
вечное царство. Народ святых Всевышнего — Израиль Божий (Гал. 6, 16), для Апостолов это синонимы, но мы, конечно, имя это относим к Израилю Новому, Новозаветному, т.е. к «исторической Церкви Христовой».
Обратите внимание, что в Своем ответе на вопрос Апостолов:
не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти
(Деян. 1, 7), Спаситель ни в коей мере не порицает их веру в Даниилово обетование. Напротив, поскольку время, о котором они спросили, относится к тем «временам и срокам», которые установлены
властью Отца,
то оно непременно придет.
‹…›
По окончании тяжкого лихолетья «полуседмины времён» народ Божий терпит поражение, угнетение и к концу этого лихолетья — крайнее обессиление, изнеможение:
Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их
(Дан. 7, 21);
и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего;
даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времён и полувремени
(Дан. 7, 25);
И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времён и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится
(Дан. 12, 7).
С пришествием Ветхого днями Народ Божий обретает царство,
не ограниченное временем, ни пространством. И все это происходит в мире, еще не преображенном Вторым Пришествием Христовым. Время исполнения этого обетования в тексте Даниила:
И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок
(Дан. 7, 12);
и
доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые
(Дан. 7, 22).
Это время передано существительным zman (арамейское zmano), которое означает — предназначенное. Однокоренной глагол zimen по отношению ко времени значит — назначать. Но после окончания zman, следует еще idon (Дан. 7, 12), в переводе на русский язык «срок», в котором три зверя, лишенные власти, еще сохраняют жизнь.
В Апокалипсисе Иоанна содержится обетование, параллельное Даниилову. Здесь получение царства, не ограниченного временем, ни пространством, предсказывается как воцарение участников «первого воскресения» со (присноцарствующим)
Христом, как соединение со Христом в таинстве Агнчьего Брака:
Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу;
ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя
(Апок. 19, 7).
И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали
(воцарялись
— по более точному переводу)
со Христом тысячу лет
(Апок. 20, 4).
Апостол Павел передает это соединение глаголом σιμβασιλεύσομεν (2 Тим. 2, 12)
— совоцаримся, а сущность Агнчьего Брака изъясняет как соединение с Господом во единый Дух Его:
А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом
(1 Кор. 6, 17). Таким образом, «женскую» сторону этого брачного союза составляют те, кто стяжал Дух Божий.
Таково же обетование времени, в котором народу святых Всевышнего дано будет царство, неограниченное временем и пространством (Дан.7:18,22,27). Это обетование было темой последней беседы Апостолов со Спасителем в день Его Вознесения (Деян.1:6). Их вопрос: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю» — означал: не сейчас ли, не в Первом ли Твоём пришествии исполнишь Ты то, что троекратно предвещается в седьмой главе книги пророка Даниила?
Здесь предсказывается, что по окончании тяжкого лихолетья, обозначенного символом «полуседмины времён» («время, времена, полувремя»)
последуют ещё два периода: «время» (zman — евр.)
и «срок» (idon)
(Дан.7:12). В период «полуседмины времён» народ терпит столь тяжкое поражение и угнетение (Дан.7:21,25), что к концу его оказывается в состоянии полного обессиления, изнеможения (Дан.12:7). В этом состоянии застаёт его
пришествие Ветхого днями,
и наступает zman (предназначенное время), в котором народ Божий получает неограниченое временем «царство и власть, и величие царственное
во всей поднебесной» (Дан.7:18,22,27).
«Оживление» народа Божия
в обетованном «первом воскресении»
Что означает «оживление» народа Божия в обетованном «первом воскресении» (Откр.20:4,5)?
Что происходит на рубеже между «полуседминой времён» и «тысячелетним субботством»:
пришествие Ветхого Днями
(Дан.7:22)
или Второе Пришествие Иисуса Христа «судити живым и мертвым»?
Можно ли отождествлять эти Пришествия?
Почему раннехристианские Отцы не заметили, что по окончании «тысячелетнего субботства» наступят самые последние дни «настоящего лукавого века», которые в книге Даниила предсказаны арамейским idon (Дан.7:12), а в Апокалипсисе Иоанна как «малое время» последнего восстания ада на Церковь, ожившую в «первом воскресении», время движения Гога и Магога
(Откр.20:3,7)?
Здесь предсказывается, что по окончанию тяжкого лихолетья, обозначенного символом «полуседмины времён» («время, времена, полувремя»), последуют еще два периода «время (zman)
и срок (idon)» (Дан.7:12). В период «полуседмины времён» Народ Божий терпит столь тяжкое поражение и угнетение (Дан.7:21,25), что к концу этого лихолетья оказывается в состоянии полного обессиления, изнеможения (Дан.12:7).
В этом состоянии застает его
пришествие Ветхого Днями,
и наступает zman, предназначенное время, в котором народ святых Всевышнего получает неограниченное временем «царство и власть и величие царственное
во всей поднебесной» (7:18,22,27).
Нам, христианам понятно, что «Израиль Божий», «народ святой», «народ святых Всевышнего», наконец, просто «святые» — все это Библейские имена
исторической Церкви Христовой.
И Даниилово обетование предсказывает время ее величайшего торжества на земле по окончании тяжкого лихолетья. Но ко дню Вознесения Господня Церковь еще не родилась. И в ответ на свой вопрос Апостолы слышат отрицательный ответ, но в нем ни в коей мере не порицается вера Апостолов в это обетование. Напротив, в словах Спасителя (Деян.1:7)
нетрудно усмотреть одобрение и подкрепление их веры. Обетованное время, в котором историческая Церковь навсегда воцарится на земле, относится к тем «временам или срокам» (χρόνους ἢ καιροὺς), которые установлены властью Отца Небесного. Значит, оно непременно должно прийти, но не в первом пришествии Христа.
Строго следуя свв. Апостолам (2Пет.1:11), св. Ириней говорит о Царстве Христовом только как о
вечном Царстве
(Против ересей. Книга пятая.
Гл. XXVI). А в учении о получении святыми обетованного Царства он строго следует пророку Даниилу. Пересказывая Дан.(7:21-22), св. Ириней пишет: «Я видел, и этот рог поднял войну против святых и успевал против сих, доколе не пришел Ветхий деньми и дал суд святым Бога Вышняго, и настало время (zman)
и святые получили царство» (Против ересей. Книга пятая.
Гл. XXV). Речь здесь идет о времени получения царства, а не о времени самого царствования, о котором четырьмя стихам выше пророк предсказывает: «Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовеки и вовеки веков» (Дан.7:18). «Итак, если великий Бог через Даниила показал будущее, а через Сына подтвердил, и Христос есть камень, без рук отсеченный, который разрушит временные царства и установит
вечное царство, т.е. воскресение праведных, как сказано “Бог Небесный восстановит царство, которое вовеки не разрушится”
(Дан.2:44), то пусть постыдятся и образумятся те, которые отвергают Творца мира и не признают, что пророки были посланы тем же Отцом, от которого и Господь пришел…» (Против ересей. Книга пятая.
Гл. XXVI).
См. также
|