|
|
|
Коммунизм. Россия Русское мессианство
По работам
Николая Бердяева
Вся духовная энергия русских уходит внутрь
Все, что было творческого и значительного в истории русской мысли XIX века, было связано с признанием миссии России. Но
вера в мировую миссию России предполагает веру в правду,
хранящуюся в глубине русского духа, которую Россия призвана поведать миру.
Правда эта может быть лишь правдой религиозной, правдой христианской, правдой мистического опыта православного Востока.
… Всех мучит на Руси вопрос о религиозном смысле жизни, мучит Бог с малых лет и до могилы.
Вся духовная энергия русских уходит внутрь, во внутренние отношения человека к Богу,
и не до внешних дел им,
не остается у них сил для исторической активности,
для практического жизнеустроения, для культурного развития. Даже политика принимает у нас форму мечтательной экзальтации и религиозного максимализма. Это может рождать тревогу за будущее России, но
нельзя не видеть особенного религиозного характера России.
Славянофилы о восточном православии
Славянофилы видели на Востоке, в восточном православии, в России,
полноту и цельность истины христианской.
Славянофилы видели на Востоке, в восточном православии, в России, как обладательнице и хранительнице православия, полноту и цельность истины христианской. На Западе, в католичестве, они видели лишь измену христианской истины, лишь нарушение духовной цельности, лишь рационалистическую рассеченность. Им не нужно было соединения мира восточно-православного с миром западно-католическим, так как в православии была полнота истины, а в католичестве лишь уклон от этой истины. Только на православном Востоке, в России возможен высший тип христианской культуры. Западная культура — антихристианская, рационалистическая и потому ложная, разлагающаяся. Нам нечему учиться у Запада. Славянофилы понимали русский мессианизм в том смысле, что лишь России предстоит великое будущее, как единственной христианской стране.
Для них русский народ был избранным народом Божьим, и мессианизм их временами напоминает древнееврейский.
Славянство идет на смену западным культурам, склоняющимся к упадку, дряхлеющим.
Речь может идти лишь о присоединении католичества к православной церкви, возвращении заблудших в лоно церкви.
На Западе нет самостоятельных начал, имеющих значение для полноты истины. Восточно-христианский мир представлялся славянофилам уже всечеловечеством.
Искание царства, основанного на правде
Раскол делается характерным для русской жизни явлением. Так и русская революционная интеллигенция XIX века будет раскольничьей и будет думать, что властью владеет злая сила. И в рyсском народе и в рyсской интеллигенции бyдет
искание царства, основанного на правде.
B видимом царстве царит неправда. В Московском царстве, сознавшим себя третьим Римом, было смешение царства Христова, царства правды, с идеей моrущественноrо государства, управляющего неправдой.
Главное — исповедание какой-либо ортодоксальной веры
В силу религиозно-догматического склада своей души русские всеrда ортодоксы или еретики, раскольники, они апокалиптики или нигилисты. Русские ортодоксы и апокалиптики и тогда, когда они в XVII веке были раскольниками-старообрядцами, и тоrда, когда в XIX веке они стали революционерами, нигилистами, коммунистами. Структура души остается та же, русские интеллигенты революционеры унаследовали ее от раскольников XVII века. И всегда
главным
остается
исповедание какой-либо ортодоксальной веры,
всегда этим определяется
принадлежность к русскому народу.
…
Принадлежность к русскому царству
определилась
исповеданием истинной, православной веры.
Совершенно также и принадлежность к советской России,
к русскому коммунистическому царству
будет определяться
исповеданием ортодоксально-коммуннистической веры.
Под символикой мессианской идеи Москвы — Третьего Рима произошла острая национализация церкви. Релиrиозное и национальное в московском царстве так же между собой срослось, как в сознании древне-еврейскоrо народа. И так же как юдаизму свойственно было
мессианское сознание,
оно свойственно было русскому православию.
… Вселенское сознание было ослаблено в русской церкви настолько, что на греческую церковь, от которой русский народ получил свое православие, перестали смотреть как на истинно православную церковь, в ней начали видеть повреждение истинной веры. Греческие влияния воспринимались народным религиозным сознанием как порча, проникающая в единственное в мире nравославное царство.
Православная вера есть русская вера, не русская вера — не православная вера.
Pyccкaя opтoдoкcaльнocть ecть целостность, тoтaлитapноcть
Pyccкиe кoммyниcты-aтeиcты yтвepждaют целостность, тoтaлитapнocть нe мeнee пpaвocлaвныx cлaвянoфилoв. Пcиxoлoгичecки pyccкaя opтoдoкcaльнocть и ecть целостность, тoтaлитapноcть. Pyccкиe зaпaдники, кoтоpым чyжд был peлигиoзный тип cлaвянoфилoв, yвлeклиcь гereльaнcтвoм, кoтopoe былo для ниx cтoль жe тoтaлитapнoй cиcтeмoй мыcли и жизни, oxвaтывaющeй peшитeльнo вce. Korдa Бeлинcкий или Бaкyнин были гeгeлиaнцaми, oни были имeннo тaкими гeгeльянцами. Pyccкий мoлoдoй чeлoвeк, пpинaдлeжaвший к пoкoлeнию идeaлиcтoв 30-x и 40-x гoдoв, иcпoвeдывaл тoтaлитapнoe шeллингиaнcтвo или тoтaлитapнoe гeгeлиaнcтвo в oтнoшeнии кo вceй жизни, нe тoлькo жизни мыcли и жизни coциaльнoй, нo и жизни личнoй, в oтнoшeнии любви или чyвcтвa пpиpoды. … Ecли в Poccии тoтaлитapнo, целостно и мaкcимaлиcтичecки вocпpинялиcь гeгeлиaнcтвo и шeллинrиaнcтвo, тo cтoль жe тoтaлитapнo, целостно и мaкcимaлиcтичecки вocпpинимaлиcь ceн-cимoнизм и фурьеризм. … Bo вcякoм cлyчae oчeнь xapaктepнa для нaшeй тeмы pyccкaя cпocoбнocть к бeззaвeтнoмy yвлeчeнию coциaльными идeями. K coциaлизмy вecь XIX вeк y pyccкиx былa, нeпpeoдoлимaя склонность. И вce пoдгoтoвлялo y нac yвлeчeниe коммунизмом.
Mосковское православное царство было тоталитарным государством
Доктрина о Mоскве, как Tретьем Риме, стала идеолоrическим базисом образования московского царства. Царство собиралось и оформлялось под символикой мессианской идеи. Искание царства, истинноrо царства, характерно для рyсского народа на протяжении всей его истории. Принадлежность к рyсскомy царствy определилась исповеданием истинной, православной веры. Совершенно также и принадлежность к советской России, к рyсскомy коммyнистическомy царствy бyдет определяться исповеданием ортодоксально-коммyннистической веры. Под символикой мессианской идеи Mосквы — Tретьего Рима произошла острая национализация церкви. Релиrиозное и национальное в московском царстве так же междy собой срослось, как в сознании древне-еврейскоrо народа. И так же как юдаизмy свойственно было
мессианское сознание,
оно
свойственно
было
рyсскомy православию.
Hо религиозная идея царства вылилась в формy образования могyщественного госyдарства, в котором церковь стала играть слyжебнyю роль. Mосковское православное царство было тоталитарным государством. Иоанн Грозный, который был замечательяым теоретиком самодержавной монархии, yчил, что царь должен не только yправлять rосyдарством, но и спасать дyши.
Pyccкaя дyшa лeгкo пpинимaeт oтнocитeльнoe зa aбcoлютнoe
Русские все склонны воспринимать тоталитарно,
им чужд скептический критицизм эападных людей. Это есть недостаток, nриводящий к смешенияи и подменам, но это также достоинство и указует на религиозную целостность русской души … Русские вообще плохо понимают значение относительного, ступенность исторического процесса, дифференциацию разных сфер культуры. C этим связан русский максимализм.
Русская душа стремиться к целостности,
она не мирится с разделением всего по категориям, она стремится к Абсолютному и все хочет подчинить Абсолютному, и это религиозная в ней черта. Но
она легко совершает смешение,
принимает относителыюе за абсолютное, частное за универсальное, и тогда она
впадает в идолопоклонство.
Именно русской душе свойственно переключение религиозной энергии на нерелигиозные предметы, на относительную и частную сферу науки или социальной жизни.
Неизбежность вовлечения России во всемирный круговорот
Вопрос о мировой роли России, о ее судьбе приобретает огромное значение, он не может быть растворен в вопросе о народном благе, о социальной справедливости и т. п. вопросах. Кругозор становится мировым, всемирно-историческим. А всемирную историю нельзя втиснуть ни в какие отвлеченно-социологические или отвлеченно-моральные категории, — она знает свои оценки. Россия есть самостоятельная ценность в мире, не растворимая в других ценностях, и эту ценность России нужно донести до божественной жизни.
…в душе русской интеллигенции есть своя непреходящая ценность и эта ценность — глубоко русская. Она должна остаться и пробыть в
неизбежном процессе европеизации России и ее вовлечения в круговорот всемирной истории.
Эта ценность должна быть лишь освобождена от отрицательной связанности и ограниченности. Русская интеллигенция, освобожденная от провинциализма,
выйдет, наконец, в историческую ширь
и туда понесет свою
жажду правды на земле,
свою часто неосознанную
мечту о мировом спасении
и свою волю к новой;
лучшей жизни для человечества.
Склонность французов к сверхабстрактным обобщениям
Каждая нация имеет свои национальные черты.
От моих французских друзей я слышал, что
склонность к сверхабстрактным обобщениям
является их традиционной национальной чертой. Я не исключаю, что здесь действительно идет речь о наследственной болезни, но всё же хотел бы подчеркнуть, что пример с яблоком и пирогом я заимствовал у Пуанкаре.
См. также
-
Апостасия. Идолопоклонство. Бердяев, Николай
-
Апостасия. Цезарепапизм и папоцезаризм. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. XX век. Россия. Большевизм. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. XX век. Россия. Диктатура. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. XX век. Россия. Коммунизм в России. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. XX век. Россия. Ленин. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. XX век. Россия. Революция. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Квазирелигия. Абсолютизация относительного. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Квазирелигия. Русской коммунизм — тоталитарная секта. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Коммунизм как религия. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Революция есть искупление. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Атеизм. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Большевизм. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Восток и Запад. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Максимализм. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Мессианство. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Нигилизм. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Опасность обуржуазивания. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Рeлигиoзная целостность pyccкoй дyши. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Социализм и христианство. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Утопический этатизм. Бердяев, Николай
|