|
|
|
Коммунизм
Утопический этатизм
По работам
Николая Бердяева
5
И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,
6
и сказал Ему диавол:
Тебе дам власть над всеми сими
царствами
и славу их,
ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
7
итак,
если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.
8
Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана;
написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.
Втор 10, 20.
Мф 4, 10.
20
Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня?
Отвечал Петр: за Христа Божия.
Ин 6, 69.
21
Но Он строго приказал им никому не говорить о сем,
22
сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и
быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками,
и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
Мф 17, 22.
Государство понимается как функция и орган Церкви
…
[Евразийской идеологией]
государство понимается, как функция и орган Церкви,
государство приобретает всеобъемлющее значение. … Государство объемлет все сферы жизни и совершенное государство окончательно должно захватить все сферы жизни, организовать всю жизнь, не оставив места для свободного общества и свободной личности. Это и есть принципиальный монизм, который ведет к абсолютизации государства, к пониманию государства, как земного воплощения истины, истинной идеологии.
Евразийцы называют это не теократией, а
идеократией.
Идеократия есть
господство подобранного правящего слоя,
который является носителем истинной идеологии, государственной идеологии. Формально это очень походит на коммунизм.
Коммунизм тоже есть идеократия,
господство подобранного правящего слоя, претендующего быть носителем истинной коммунистической идеологии, идеи пролетариата.
Опыт русского коммунизма научает нас тому, что стремление к совершенному государству,
организующему всю жизнь, есть нечестивое и безбожное стремление.
… Совершенное государство, объемлющее все стороны жизни, есть ложная утопия, подмена христианского искания и ожидания Царства Божьего. … утопический этатизм евразийцев приводит их к той ложной и опасной идее, что идеократическое государство должно взять на себя
организацию всей жизни,
т.е. организацию всей культуры, мышления, творчества,
организацию и душ человеческих,
что есть задача Церкви. Такова ведь и задача
коммунистического государства,
которое
понимает себя, как Церковь
и
заменяет Церковь.
Государство — это царство зверя
Государственный абсолютизм есть язычество, есть древняя восточная и римская идея. … государство всегда не адекватно, всегда греховно и в нем всегда возможно торжество царства зверя. Это царство зверя, Левиафан, обнаруживается и в государствах монархических и в государствах демократических и социалистических.
Царство Божье не может иметь формы государства
Пророческому эсхатологическому христианскому сознанию чужда идея, что благостное, праведное государство победит в этом мире, что государство прогрессивно будет оцерковляться и станет Церковью. Более оснований есть думать, что
царство антихриста будет государством, царством кесаря, Левиафана.
Прообразы этого мы видим в коммунизме, религиозное зло которого недостаточно видят евразийцы.
Царство Божье не может иметь формы государства.
Христианизация государства изнутри
Нужно всеми силами стремиться к
христианизации государства изнутри,
через христианизацию общества и народа. Но государство нужно ограничивать, чтобы смирить в нем Левиафана, ограничивать Церковью, субъективными правами личности, свободой творческого духа. Также бороться нужно и против абсолютизации общества. Дуализм и плюрализм в строении государства более гарантируют свободу духа, чем государственный монизм.
См. также
-
Библия. Искушение Христа
-
Апостасия. Идолопоклонство. Бердяев, Николай
-
Апостасия. Цезарепапизм и папоцезаризм. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. XX век. Россия. Большевизм. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. XX век. Россия. Диктатура. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. XX век. Россия. Коммунизм в России. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. XX век. Россия. Ленин. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. XX век. Россия. Революция. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Квазирелигия. Абсолютизация относительного. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Квазирелигия. Русской коммунизм — тоталитарная секта. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Коммунизм как религия. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Революция есть искупление. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Атеизм. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Большевизм. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Восток и Запад. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Максимализм. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Мессианство. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Нигилизм. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Опасность обуржуазивания. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Рeлигиoзная целостность pyccкoй дyши. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Социализм и христианство. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Утопический этатизм. Бердяев, Николай
|