Жена, облеченная в солнце
  Home  
Свящ. Писание     ru     en  
       
 
 
Главная
+ Категории
+ Явления
Ла-Салетт
Фатима
Борен
Хеде
Гарабандал
Зейтун
Акита
Меллерей
Меджугорье
История
Апостасия
Коммунизм
1000 лет
Библия
Богородица
Толкования
Молитва
Розарий
Обожение
Сердце
Жертва
Церковь
Общество
Природа
Персоналии
Тексты
Статьи
Указатель
Ссылки
Литература
email
 
Булгаков. Абсолютный Субъект Категория: Обожение Соловьев. Единый Бог

Бог. Троица. Абсолютный Субъект
По работам Владимира Соловьева

12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу (πρόσωπον πρὸς πρόσωπον); теперь знаю я отчасти (γινώσκω ἐκ μέρους), а тогда позна'ю, подобно как я познан (ἐπιγνώσομαι καθὼς καὶ ἐπεγνώσθην). Флп 3, 12. 2 Тим 2, 19.

Абсолютно-сущее, не подлежащее само по себе никакому определению, определяет себя, проявляясь как безусловно единое чрез положение своего другого или содержания, т.е. всего.

Абсолютно-сущее, не подлежащее само по себе никакому определению, определяет себя; проявляясь как безусловно единое чрез положение своего другого или содержания, т.е. всего; ибо истинное единое есть тот, который не исключает множественности, а, напротив, производит ее в себе и при этом не нарушается ею, а остается тем, чем есть, остается единым и тем самым доказывает, что он есть безусловно единый, т.е. единый по самому существу своему, не могущий быть снятым или уничтоженным в своем единстве никакою множественностью. Если бы единый был таковым только по отсутствию множественности, т.е. был бы простым лишением множественности и, следовательно, с возникновением ее терял бы свой характер единства, то, очевидно, это единство было бы только случайным, а не безусловным, множественность имела бы над единым силу, он был бы подчинен ей. Истинное же безусловное единство необходимо сильнее множественности, превосходит ее, доказать же или осуществить это превосходство оно может только производя или полагая в себе действительно всякую множественность и постоянно торжествуя над нею, ибо все испытывается своим противным.

Бог-Отец по самому существу своему не может быть без Слова, Его выражающего, и без Духа, Его утверждающего.

Бог-Отец по самому существу своему не может быть без Слова, Его выражающего, и без Духа, Его утверждающего; точно так же Слово и Дух не могут быть без первого субъекта, который есть то, что выражается одним и утверждается другим, есть их общий источник и первоначало. Отдельность же их существует только для нашей отвлекающей мысли, и, очевидно, было бы совершенно праздным и неинтересным делом определять, принадлежит ли божественным субъектам в такой отвлеченной отдельности название Бога, раз несомненно, что эта отвлеченная отдельность не соответствует сущей истине.

В сущей же истине хотя каждый из трех субъектов обладает божественным содержанием, или полнотою Божества, и, следовательно, есть Бог, но так как он обладает этою полнотою, делающею его Богом, не сам по себе исключительно, а лишь в безусловном и нераздельном внутреннем и существенном единстве с двумя остальными, то этим и не утверждаются три Бога, а только единый в трех нераздельных и единосущных субъектах (ипостасях) себя осуществляющий Бог.

Бог, как обладающий, исходит из Себя Самого, поскольку Он и производящий, и произведение.

В трех основных формах Своего бытия Бог соотносится исключительно к своей собственной субстанции. 1) Он обладает ею в Себе, в первом акте (абсолютный факт). 2) Он владеет ею по Себе, проявляя или производя ее из Себя Самого во втором акте (абсолютное действие). 3) Он владеет ею, возвращаясь в Себя, вновь находя в ней, путем третьего aктa, совершенное единство Своего существа и Своего проявления (абсолютное обладание). Он не может обладать ею, не проявив ее, и Он не может проявить ее, не имея ее в Себе. Таким образом, эти три акта, эти три состояния или эти три отношения (в Данном случае эти термины совпадают) неразрывно связаны между собой и суть различные, но равные выражения Божества во всей Его полноте. Проявляя Свою внутреннюю субстанцию или воспроизводя Себя через Свое собственное действие, Бог не имеет никакого посредника и не испытывает никакого внешнего воздействия, которое могло бы исказить Его воспроизведение или сделать его неполным: произведение поэтому совершенно равно производящему во всем, кроме именно этого отношения, по которому один есть производящий, а другое — произведение. И как все Божество содержится в Своем воспроизведении, так Оно все содержится и в соединенном с сим чувстве обладания. Не связанное ни с каким внешним условием, это обладание не может быть случайным состоянием, инадекватным безусловному существу Бога: оно есть прямой и полный результат Божественного существования и Божественного действия. Бог, как обладающий, исходит из Себя Самого, поскольку Он и производящий, и произведение. И так как третий термин (исходящий) определяется только двумя первыми, вполне между собой равными, то он необходимо равен им во всем, кроме именно того отношения, по которому он исходит от них, а не vice versa.

Связь Абсолютного субъекта с его сущностью

Существо как субъект тремя различными способами связывается со своим объективным содержанием или сущностью:

1) оно обладает этим содержанием в силу самого факта своего существования, как реальностью в себе, во внутренней своей сущности;

2) этот субъект обладает им в своем собственном действии, которое есть проявление этой сущности;

3) он обладает этой сущностью в чувстве или в наслаждении своим бытием и своим действием, в том возвращении к самому себе, которое исходит из существования, явленного в действии.

… Ход рассуждение Соловьева в общем таков. —

Когда мы утверждаем существование какого-либо живого существа, мы необходимо приписываем ему единство, ибо речь идет о едином существе; далее, мы приписываем ему двойственность ибо мы не можем утверждать, что данное существо есть, не утверждая в то же время, что оно есть нечто, т.-е. что оно обладает определенной предметностью, определенным объективным содержанием. Всякое существо есть, во-первых, реальный субъект и, во-вторых, обладает объективной сущностью или идеей. Наконец, в живом существе есть тройственность. Существо как субъект тремя различными способами связывается со своим объективным содержанием или сущностью: во-первых, оно обладает этим содержанием в силу самого факта своего существования, как реальностью в себе, во внутренней своей сущности; во-вторых, этот субъект обладает им в своем собственном действии, которое есть необходимое проявление этой сущности; в-третьих, он обладает этой сущностью в чувстве или в наслаждении своим бытием и своим действием, в том возвращении к самому себе, которое исходит из существования, явленного в действии.[1] Соловьев знает, что это — та самая троичность, которую уже блаженный Августин находил в нашем духе: я есмь, я знаю о себе и я хочу себя; каждый из этих трех основных актов духа органически восполняется двумя другими и таким образом дух есть триединое бытие.[2]


[1] La Trinité divine rationnellement déduite de l’idée de l’être. 205-206.
[2] Чтение о богочеловечестве, 93-94.

В конечных существах эти три модуса или способа бытия не могут являться во всей своей чистоте и полноте: ибо всякое конечное существо зависит от других существ, определяется не только самим собой, но и другими: конечное существо не существует первоначально в самом себе, определяется к действию не исключительно самим собою; поэтому оно не может вполне возвратиться к самому себе и всегда нуждается в восполнении извне. Иными словами, конечное существо не заключает в себе самом смысла своего существования: чтобы окончательно объяснить или оправдать факт этого существования, надо связать его с Безусловным или с Богом.

Но, по Соловьеву, раз мы утверждаем, что Безусловное или Бог существует, мы необходимо должны приписать Ему три необходимых способа существования совершенного существа. Раз подлинное существование, действие и наслаждение сами в себе суть безусловно положительные свойства, — Безусловное Существо не может не обладать ими. Если оно есть, то, разумеется, оно есть не как абстракция нашего ума, а как Сущий, если оно обладает действительностью, то, разумеется, не действительностью мертвой и инертной: как Существо, Оно проявляется в действии; наконец, если Оно действует, то не в качестве слепой силы, но как сила сознательная, чувствующая свое существование и наслаждающаяся своим проявлением. Если бы Бог был лишен этих свойств, он был бы не Богом, а низшим по своей природе существом, меньше человека.

Но именно потому, что Бог — Существо безусловное и высшее, Ему следует приписывать три основные модуса совершенного бытия только в том, что в них есть существенного и положительного. Из понятия безусловного должно быть устранено все то, что вытекает не из самого понятие существа, а из понятия существа конечного, обусловленного.

Трубецкой Е.Н.
Миросозерцание Вл. С. Соловьева. т. I
ГЛАВА VIII. Метафизика — Учение об Абсолютном
VII. Учение о св. Троице

См. также

Ссылки

Литература

       
     
        Чтобы эти исследования продолжались,
пожалуйста, поддержите нас.
       
       
       
Контактная информация     © 2012—2024    1260.org     Отказ от ответственности