София есть двойное по природе человечество: божественное и тварное.
Вл. Соловьев верил в
человечество как реальное существо.
С этим связана самая интимная сторона его религиозной философии, его учение о Софии.
София есть прежде всего для него идеальное, совершенное человечество.
Человечество есть центр бытия мира. И София есть душá мира. София, душа мира, человечество, есть двойное по своей природе: вещество божественное и тварное. Нет резкого разделения между естественным и сверхъестественным, как в католической теологии, в томизме. Человечество вкоренено в Божьем мире. И каждый отдельный человек вкоренен в универсальном, небесном человеке, в Адаме Кадмане Каббалы. Софийная мировая душа свободна. Она предмирно и предвременно отпала от Бога и свободно должна вернуться к Богу. Бог есть
абсолютно сущее.
Человечество, которое во Христе и через Христа становится богочеловечеством, есть
абсолютно становящееся.
Явление Христа есть явление Нового Адама, нового духовного человека, есть новый день творения, антропологический и космогонический процесс.
Определяясь или образуясь Божественным Логосом, мировая душа дает возможность Духу Святому осуществляться во всем, ибо то, что в свете Логоса раскрывается в идеальных образах, то Духом Святым осуществляется в реальном действии.
Это второе
произведенное единство,
противостоящее первоначальному единству божественного Логоса, есть, как мы знаем, душа мира, или идеальное человечество (София), которое содержит в себе и собою связывает все особенные живые существа или души. Представляя собою реализацию Божественного начала, будучи его образом и подобием, первообразное человечество, или душа мира, есть вместе и единое и все;
она занимает
посредствующее место
между множественностью живых существ, составляющих реальное содержание ее жизни, и безусловным единством Божества, представляющим идеальное начало и норму этой жизни. Как живое средоточие или душа всех тварей и вместе с тем
реальная форма Божества
— сущий субъект тварного бытия и сущий объект божественного действия;
причастная единству Божию и вместе с тем обнимая всю множественность живых душ, все единое человечество, или душа мира, есть
существо двойственное;
— заключая в себе и божественное начало и тварное бытие, она не определяется исключительно ни тем ни другим и, следовательно, пребывает свободною;
присущее ей божественное начало освобождает ее от ее тварной природы, а эта последняя делает ее свободной относительно Божества. Обнимая собою все живые существа (души), а в них и все идеи, она не связана исключительно ни с одною из них, свободна ото всех, — но будучи непосредственным центром и реальным единством всех этих существ, она в них, в их особности получает независимость от божественного начала, возможность воздействовать на него в качестве свободного субъекта. Поскольку она воспринимает в себя Божественного Логоса и определяется им, душа мира есть человечество — божественное человечество Христа — тело Христово, или София. Воспринимая
единое божественное начало
и связывая этим единством всю множественность существ, мировая душа тем самым дает божественному началу полное действительное осуществление во всем;
посредством нее Бог проявляется как
живая действующая сила
во всем творении, или как Дух Святый. Другими словами: определяясь или образуясь Божественным Логосом, мировая душа дает возможность Духу Святому осуществляться во всем, ибо то, что в свете Логоса раскрывается в
идеальных образах,
то Духом Святым осуществляется в
реальном действии.