|
|
|
Земное царство Христа
Св. Ириней Лионский был чужд грубо-хилиастических мечтаний.
Св. Ириней смотрел на земное царство Христа, как на одну из стадий постепенного восхождения праведных людей к Богу, общение с Которым, созерцание Которого и подобие Которому составляют высшую ступень небесного блаженства.
По мнению св. Иринея, земное царство Христа является внутренне необходимым для человечества, для которого достижение небесного блаженства составляет последнюю цель существования в мире.
Земное царство Христа.
Праведные люди, по представлению св. Иринея Лионского, далеко не сразу достигают в загробной жизни
полного
блаженства, состоящего в уподоблении Богу или в нетлении. Напротив, они постепенно восходят к своему небесному Отцу. Одной из стадий этого их восхождения к своему Создателю является земное царство Христа, в которое они вступят после своего воскресения. Это царство по мнению св. Иринея, есть «начало нетления (principium ипcorruptelae)» и через него «достойные постепенно привыкают воспринимать Бога (capere Deum)»
[Contra haeres, V,
XXXII, 1].
Рассуждая о данном царстве Христа, св. Ириней задаётся вопросом, почему Спаситель откроет Свое царство именно в этом мире. Настоящий вопрос он решает в том смысле, что справедливость требует, чтобы люди в том же мире, в каком они перенесли разные скорби и испытания, получили также плоды своих страданий;
в каком мире они претерпели смерть за любовь к Богу, в том же и ожили;
наконец, в каком мире они были рабами, в том же и господствовали. Ясно, что и вся вселенная, согласно с учением св. апостола Павла
(Рим. 8, 19-21),
тогда должна будет возвратиться в свое первобытное состояние и беспрепятственно служить праведным
[Contra haeres, V,
XXXII, 1].
Указание на земное царство, в котором будут пребывать праведники, св. Ириней находит во многих местах Св. Писания, которые он понимает в буквальном смысле. Бог, — говорит он, — еще Аврааму дал обетование, по которому ему и его потомкам должна была принадлежать вся земля
(Быт. 13, 14-15,17
ср.
15, 18).
Однако, это не исполнилось при жизни Авраама. Поэтому, он, вместе с своим потомством, т.-е. с верующими, получит обетованную ему землю во время воскресения праведных. Это, по мнению св. Иринея, подтвердил Господь, когда Он назвал блаженными кротких потому, что они наследуют землю
[Contra haeres, V,
XXXII, 2]. Если Христос Спаситель сказал, что Он со Своими учениками будет пить новое вино в царстве своего Отца
(Мф. 26, 29),
то этим, по разумению святителя Лионского, Он ясно указал, во-первых, на наследование земли, на которой они будут пить вино, а во-вторых, на телесное воскресение Его учеников
[V,
XXXIII, 1]. Если Христос говорил о воздаянии нищим обильным ужином во время воскресения праведных
(Лук. 14, 12-14)
и о воздаянии во сто крат за лишения ради Него
(Мф. 19, 20),
то все это будет иметь место во время Его земного царства
[V,
XXXIII, 2]. Равным образом, и благословение, данное Исааком Иакову.
(Быт. 27, 27-29),
как не исполнившееся при жизни последнего, найдет свое осуществление в будущем земном царстве Христа
[Contra haeres, V,
XXXIII, 3].
Изображая рассматриваемое царство Христа, св. Ириней Лионский отмечает, что основателем и вечным его царем будет Сам Спаситель. По свидетельству св. евангелиста Луки (1, 32
и дал.), Он будет царствовать в доме Иакова во веки
[Contra haeres, III, X, 2], потому что царю Давиду Бог дал обетование, что от него произойдет вечный царь
[III, X, 2;
III, XXI, 9]. Весь Ветхий Завет изображает царство Христово
[IV, XXVI, 1]. Специальным типом этого царства был царь Соломон в период своей праведной жизни
[IV, XXVII, 1]. Царство Христа вместе с тем является и царством Его Отца
[IV, XXXIV, 3]. От Него именно и Христос принял вечное царство во Израиле
[III, XII, 13]. Св. Ириней полагает, что земля во время данного царства Христова проявит свое необыкновенное плодородие
[V,
XXXIII, 3], а животные — удивительную покорность людям
(Ис. 11, 6-9;
65, 25)
[V,
XXXIII, 3]. Кроме того, святитель Лионский, ссылаясь на свидетельства Св. Писания,
(Ис. 26, 19;
30, 26;
58, 14;
Иез. 37, 12-14;
28, 25-26;
Иер. 23, 7-8;
31, 10-15;
Дан. 7, 27;
Лук. 12, 37;
Ап. 20, 6),
говорит, что тогда не будет иметь места ни мучение, ни скорбь, ни печаль, а только одна непрерывная радость о Господе
[V,
XXXIV, 1-3]. Тогда земной Иерусалим будет воссоздан по образу горнего Иерусалима (ср.
Ис. 54, 11-14;
65, 18-23)
[V,
XXXIV, 4;
V,
XXXV, 2]. Это земное царство Христа, по изображению святителя Лионского, с одной стороны, будет славным
(Пс. 44, 3-8)
[IV, XXXIII, 11], а с другой, — мирным (ср.
3 Цар 19, 11-12)
[Contra haeres, IV, XX, 10].
Касаясь состояния граждан в земном царстве Христа, св. Ириней полагал, что они тогда paternal iter будут созерцать Бога
[Contra haeres, IV, XX, 5], обладать нетлением и свободой от страданий
[IV, XXIV, 2]. Обладая же нетлением и упражняясь в созерцании Господа, они через это приобретут навык к восприятию славы Бога Отца
[V,
XXXV, 1;
V,
XXXV, 2]. Они тогда вместе с патриархами и пророками будут радоваться
[IV, XXV, 3]
и, несмотря на то, что будут находиться на земле, перестанут умирать
[V,
XXVI, 2]. Их состояние в земном царстве Христовом будет весьма возвышенным. Они в нем, как это уже следует и из сказанного раньше, будут царствовать
[V,
XXXIII, 3;
V,
XXXV, 1]. Они в нем найдут свое успокоение и будут участвовать в трапезе Божьей
[IV, XVI, 1]. Время земного царства Христова будет для его граждан истинной субботой, в которую они не будут делать ничего земного, но будут иметь приготовленную Богом трапезу, которая доставит им всякие яства
[V,
XXXIII, 2]. Они будут пользоваться плодами обновленной вселенной и вкушать яства, которые им приготовит Сам Господь
[V,
XXXIV, 3]. Они, наконец, будут наслаждаться в рассматриваемом царстве «обращением и общением со святыми ангелами и единением с духовными существами (cum sanctis angelis conversationem et communionem et, unitatem spiritalium in regno capient)»
[Contra haeres, V,
XXXV, 1].
В своих творениях Св. Ириней Лионский нигде точно не говорит, сколько времени продолжится земное царство Христа. Однако, на основании сказанного выше можно безошибочно утверждать, что он допускал его существование в течение тысячи лет.
Заканчивая обозрение представлений святителя Лионского о земном царстве Христа, необходимо отметить, что он был чужд тех грубо-хилиастических мечтаний, какие предносились иудеям и иудео-христианам. Св. Ириней, как мы видели, смотрел на земное царство Христа, как на одну из стадий постепенного восхождения праведных людей к Богу, общение с Которым, созерцание Которого и подобие Которому составляют высшую ступень небесного блаженства. Таким образом, по мнению св. Иринея, земное царство Христа является внутренне необходимым для человечества, для которого достижение небесного блаженства составляет последнюю цель существования в мире.
Книга IV. XX. 5.
… пророчество есть предсказание будущего, т.-е. предизвещение о том, что после будет. Итак, пророки предвозвещали, что Бог будет видим людьми, как и Господь говорит: «блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога»
(Мф.5:8).
По величию же Его и дивной славе, «никто не увидит Бога и жив будет»
(Исх.33:20),
ибо Отец непостижим;
но по любви и благоволению к людям, а также по Своему всемогуществу, Он любящим Его дарует и это, т.-е. видеть Бога, что и предсказывали пророки. Ибо «невозможное у людей возможно у Бога»
(Лк.18:27).
Человек сам по себе не видит Бога. Но Он, когда хочет, бывает видим людьми, которыми видим быть хочет, когда и как Он хочет.
Ибо Бог всемогущ: тогда Он был видим пророчески чрез Духа, видим (и теперь)
чрез Сына по усыновлению и будет видим отечески в Царстве Небесном, так как Дух приготовляет человека к Сыну Божию, а Сын приводит, к Отцу, Отец же дарует нетление в жизнь вечную, которая для всякого происходит от видения Отца. Как видящие свет находятся внутри света и причастны его сиянию, так видящие Бога находятся в Боге и причастны Его сияния. Сияние же Его животворит их, поэтому, видящие Бога причастны жизни. И потому Он непостижимый, необъятный и невидимый сделал Себя видимым, объемлемым и постижимым для верующих, дабы оживотворить приемлющих и видящих Его верою. Ибо как величие Его неисследимо, так и неизреченна Его благость, по которой Он бывает видим и дарует жизнь видящим Его.
Невозможно жить без жизни;
а бытие жизни происходит от общения с Богом;
общение с Богом состоит в познании Бога и в наслаждении Его благостью.
Книга IV. XX. 10.
Итак, пророки не видели самого лица Божия, но распоряжения и таинства, посредством которых человек имел видеть Бога. Так и Илие было сказано: «выйди утром и стань пред Господом, и вот пройдет Господь: и вот (поднимется)
великий и сильный ветер, который будет разрушать горы и разрывать скалы пред Господом, но нет Господа в ветре;
и после ветра (будет)
землетрясение, но нет Господа в землетрясении;
и после землетрясения — огонь, но нет Господа в огне;
и после огня будет голос тихого веяния»
(3Цар.19:11-12).
Чрез это и пророк, сильно негодовавший на преступность народа и убиение пророков, был вразумлен действовать более кротко, и вместе означалось пришествие Господа, как человека, которое будет после данного Моисеем Закона тихое и кроткое, в котором Он ни тростника сломленного не сокрушил, ни льна курящегося не угасил;
показывался также и
кроткий и мирный покой Его царства.
Ибо после ветра, сокрушающего горы, после землетрясения и после огня настают
тихие и мирные времена Его царства,
в которые Дух Божий со всею тишиной оживотворяет и возращает человека. Еще яснее показано Иезекиилем, что пророки отчасти видели распоряжения Божии, но не собственно самого Бога. Ибо когда он увидел видение Божие, — херувимов и их колеса, и когда рассказал тайну всего их обращения, и когда увидел над ними подобие престола и на престоле подобие человеческого образа и то, что было вверху его чресл в виде янтаря, и что внизу, в виде огня, и когда представил все остальное видение престолов, то чтобы кто не подумал, что он здесь видел собственно Бога, присовокупил: «вот видение подобия славы. Господней»
(Иез.2:1).
Книга IV. XXXIII. 11.
Некоторые из них, созерцая Его во славе, видели славное Его положение одесную Отца, иные (видели)
Его грядущего на облаках, как Сына Человеческого, и говоря о Нем: «узрят Того, Кого пронзили»
(Зах.12:10),
возвещали (второе)
Его пришествие, о котором Он Сам говорит: «думаешь ли, что когда придет Сын Человеческий, найдет веру на земле?»
(Лк.18:8),
о котором и Навел говорит: «ибо праведно пред Богом оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам оскорбляемым — отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба с ангелами силы Его и в пламенеющем огне»
(2Фес.1:6-8).
Другие, называя Его Судиею и день Господний как бы горящею печью, «Который собирает пшеницу в житницу, а солому, сожжет огнем неугасимым»
(Мф.3:12
и
Лк.3:17),
угрожали неверующим, о которых и Сам Господь говорит: «идите от Меня проклятые в огонь вечный, который Отец Мой приготовил диаволу и ангелам Его»
(Мф.25:41),
и Апостол также говорит: «которые подвергнутся наказанию, вечной погибели от лица Господа и от славы силы Его, когда
Он придет прославиться во святых Своих и явиться дивным для верующих в Него»
(2Фес.1:9-10).
Некоторые говорят: «Ты прекраснее видом сынов человеческих» и: «Бог, Бог твой помазал Тебя елеем радости больше соучастников Твоих» и: «препояшь меч Твой по бедру Твоему, Сильный, красотою Твоею и добротой Твоею, иди вперед и успевай, и царствуй ради истины, кротости и правды»
(Пс.44:3-5,8):: сими и другими подобными изречениями о Нем они означали красоту и блеск Его царства и Его преславное возвышение над всеми, Им обладаемыми, дабы слышащие пожелали обрестись там, делая угодное Богу. Некоторые говорят: «Он человек, и кто узнает Его?»
(Иер.17:9)
и: «Я пришел к пророчице, и она родила Сына, и имя Ему наречено — Чудный Советник, Бог сильный»
(Ис.8:3;
9:6;
7:14),
и возвещая Его Эммануилом от Девы, они открывали соединение Слова Божия с Своим созданием, именно, что Слово будет плотию и Сын Божий Сыном Человеческим, — Чистый чисто открывая чистую утробу, возродившую людей в Бога, которую Он сам очистил, — и сделавшись тем, что и мы, Он есть Бог сильный и имеет неизреченное рождение. Иные говорят: «Господь в Сионе говорил и дал голос Свой из Иерусалима»
(Ис.2:3)
и: «Бог ведом в Иудее»
(Пс.75:2),
и этим означали Его пришествие в Иудее. А говорившие: «Бог грядет от юга и от тенистой и густо заросшей горы»
(Аввак.3:3),
возвещали Его пришествие от Вифлеема, — как я показал в предшествующей книге
[Книга III.
XX. 4],
— откуда и приходит Князь и Пастырь народа Отца Своего. Те же, которые говорят, что в Его пришествие «хромой будет скакать как олень, и язык немых будет (говорить)
ясно, и глаза слепых откроются, и уши глухих будут слышать»
(Ис.35:3,5-6),
и что «ослабленные руки и слабые колена укрепятся», и что «мертвые, находящиеся во гробе, восстанут»
(Ис.26:19),
и что Он «примет на себя наши немощи и понесет болезни»
(Ис.53:4),
— возвещали бывшие от Него исцеления.
Книга V. XXVI. 2.
Итак, если великий Бог чрез Даниила показал будущее, а чрез Сына подтвердил, и Христос есть камень, без рук отсеченный, который разрушит временные царства и установит вечное (царство), т.-е. воскресение праведных, как сказано:
«Бог Небесный восставит Царство, которое во веки не разрушится»,
то пусть постыдятся и образумятся те, которые отвергают Творца мира и не признают, что пророки были посланы Тем же Отцом, от Которого и Господь пришел, но утверждают, что пророчества произошли от различных сил. Ибо, что было предсказано Творцом мира одинаково чрез всех пророков, то Христос в конце исполнил, повинуясь воле Отца Своего и совершая Его распоряжения относительно человеческого рода. …
Книга V. XXXII. 1.
Поелику, мысли некоторых увлекаются еретическими речами и они не ведают распоряжений Божиих и таинства воскресения праведных и
Царства, которое есть начало нетления и чрез которое достойные постепенно привыкают вмещать Бога;
то необходимо сказать, что праведные должны сперва, воскресши для лицезрения Бога, в обновленном создании получить обещанное наследие, которое Бог обещал отцам, и царствовать в нем, а потом настанет суд. Ибо справедливо, чтобы в том же создании, в котором подвизались или подвергались скорбям, всячески испытавшие в страдании, они и получили плоды страдания своего, и в создании, в котором умерщвлены по любви к Богу, в том же и оживились, и в создании, в котором понесли рабство, в том же и царствовали. Ибо Бог всем богат, и все принадлежит Ему. Надлежит также, чтобы и самое
творение, восстановленное в первобытное состояние, беспрепятственно послужило праведным;
и это показал Апостол в послании к римлянам, так говоря: “ибо
тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих;
потому что тварь покорилась суете не добровольно, но ради покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тления в свободу славы сынов Божиих”
(Рим.8:19-21).
Книга V. XXXII. 2.
Так пребывает твердым и обетование Божие, данное Аврааму. Ибо Он сказал. “подними глаза твои и посмотри от этого места, на котором ты находишься, к северу и югу и востоку и западу, ибо всю землю, которую видишь, дам тебе и твоему семени на веки”. И еще говорит: “встань и пройди землю в длину ее и ширину, ибо дам тебе ее”
(Быт.13:14,15,17);
однако же (Авраам)
не получил в ней наследия даже ни одного шага, но всегда был в ней странником и пришлецом. И по смерти жены своей Сарры, когда хеттеяне хотели даром дать ему место для ее погребения, он не хотел принять, но купил место для погребения, заплатив четыреста дидрахм серебра, у хеттеянина Ефрона Саарова, ожидая обетования Божия, и не желая, чтобы казалось, что он получает от людей то, что обещал дать ему Бог, еще говоря так: “твоему семени дам эту землю от реки Египетской до великой реки Евфрата”
(Быт.15:18).
Итак, если Бог обещал ему наследие земли, а он не получил его в течение всего своего обитания, то надлежит ему с семенем своим, т.е. боящимися Бога и верующими в Него, получить его в воскресение праведных. Ибо его семя есть церковь, которая получает усыновление Богу чрез Господа, как говорит Иоанн Креститель: Бог может из камней сих воздвигнуть детей Авраама”
(Лк.3:8).
И Апостол говорит в послании к галатам: “вы, братия, дети обетования по Исааку”
(Гал.4:28).
И еще он, ясно говорит в том же послании, что уверовавшие во Христа получают Христа, обетование Аврааму, в следующих словах: “Аврааму даны были обетования и семени его”. Не сказано: “и потомки, как бы о многих, но как об одном, и семени твоему, которое есть Христос”. И, опять подтверждая сказанное, говорит: “так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдывает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. Итак, верующие благословятся с верным Авраамом”
(Гал.3:6-9).
Так верующие благословятся с верным Авраамом, и они суть сыны Авраама.
Бог же обещал Аврааму и семени его наследие земли, однако ни Авраам, ни его семя, т.е. верою оправдываемые, не получают в настоящее время наследия за ней, но получат его в воскресение праведных.
Ибо Бог истинен и верен;
и потому Он называл блаженными “кротких, потому что они наследуют землю”
(Мф.5:5).
Книга V. XXXIII. 1.
Поэтому, идя на страдание, чтобы благовествовать Аврааму и сущим с ним открытие наследия, (Христос)
благодарив держа чашу и выпив из нее и дав ученикам, говорил им: “пейте из нее все;
ибо сие есть кровь Моя нового завета, которая за многих излиется во оставления грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от произрастения сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего”
(Мф.26:27-29).
Так Он Сам обновит наследие земли и восстановит таинство славы сынов своих, как Давид говорит: “Он обновил лице земли”
(Пс.103:30).
Он обещал пить от произрастения виноградного с Своими учениками, показывая и то и другое — и наследование земли, на которой пьется новое произрастание виноградное, и плотское воскресение учеников Его. Ибо новая плоть воскресающая, она же получает и новую чашу. И
Он не может представляться пьющим от произрастения виноградного, когда Он вместе с Своими находится в пренебесном месте;
имеющие Его опять не могут быть без плоти, ибо плоти, а не духу, свойственно питие, получаемое из винограда.
Книга V. XXXIII. 2.
И посему Господь говорил: “когда делаешь обед или ужин, не зови богатых, ни друзей, ни соседей и родственников, чтобы и они в свою очередь тебя не позвали и не получил ты от них воздаяния, но зови хромых, слепых, нищих, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных
(Лк.14:12-14).
И еще Он говорит: “И всякий, кто оставить земли свои или дом, или родителей, или братьев, или детей ради Меня, получит во сто крат в сем веке и наследует в будущем жизнь вечную”
(Мф.19:29).
Ибо,
что такое сторичное воздание в сем веке за сделанные бедным обеды и ужины?
Это имеет место во времена Царства, т.е. в седьмой день освященный, в который Бог почил от всех дел Своих, который есть истинная суббота праведных,
когда они не будут делать ничего земного, но будут иметь трапезу, уготованную Богом, доставляющую им всякие яства.
Книга V. XXXIII. 3.
То же значение содержит в себе и благословение Исаака, которым он благословил младшего сына, говоря: “вот запах моего сына, как бы запах полного поля, которое Господь благословил” поле же есть мир, — и потому прибавил: “даст тебе Бог от росы небесной и от тука земного множества пшеницы и вина. И послужат тебе народы и поклонятся тебе князи, и ты будешь господином брата твоего и поклонятся тебе сыновья отца твоего. Кто проклянет тебя, будет проклят, а кто благословить тебя, будет благословен”
(Быт.27:27-29).
Если кто не будет понимать это в отношении к предопределенному царству, то впадет в великое противоречие и не сообразность, как это случилось с иудеями, запутавшимися во всякой несообразности. Ибо не только в этой жизни народы не служили сему Иакову, но и после благословения он, отправившись (из своего дома), служил своему дяде сирийцу Лавану двадцать лет, и не только не сделался господином брата своего, но и поклонился Исаву, брату своему, когда возвратился из Месопотамии к отцу, и принес ему многие дары. Кроме того, каким образом наследовал множество пшеницы и вина он, который по причине голода в земле, в которой жил, переселился в Египет и покорился Фараону, царствовавшему тогда в Египте?
Итак вышеприведенное благословение бесспорно относится к временам Царства, когда будут царствовать праведные, восстав из мертвых, когда и тварь обновленная и освобожденная будет плодоносить множество всяческой пищи от росы небесной и от тука земного. Так и пресвитеры, видевшие Иоанна ученика Господня, сказывали, что они слышали от него, как Господь учил о тех временах и говорил: “придут дни, когда будут расти виноградные деревья, и на каждом будет по десяти тысяч лоз,
на каждой лозе по 10 тысяч веток, на каждой ветки по 10 тысяч прутьев, на каждом пруте по 10 тысяч кистей и на каждой кисти по 10 тысяч ягод и каждая выжатая ягода даст по двадцати пяти метрет вина. И когда кто-либо из святых возьмется за кисть, то другая (кисть)
возопит: я лучшая кисть, возьми меня;
чрез меня благослови Господа. Подобным образом и зерно пшеничное родить 10 тысяч колосьев и каждый колос будет иметь по 10 тысяч зерен и каждое зерно даст по 10 фунтов чистой муки;
и прочие плодовые дерева, семена и травы будут производить в соответственной сему мер, и все животные, пользуясь пищею, получаемою от земли, будут мирны и согласны между собою и в совершенной покорности людям”.
Книга V. XXXIV. 1.
Сам Исаия ясно возвестил, что будет такая радость в воскресение праведных, говоря так: “воскреснут мертвые и восстанут сущие во гробах и возрадуются находящиеся на земле”
(Ис.26:19).
То же говорит и Иезекииль: “вот Я отверзу гробы ваши и выведу вас из гробов ваших, когда изведу из гробов народ Мой, и дан вам дух и вы будете жить;
и поставлю вас на земле вашей и познаете, что Я Господь”
(Иез.37:12-14).
И еще так говорит: “так говорит Господь: соберу Израильтян от всех народов, где они ни рассеяны, и освящусь в них в виду сынов народов;
и будут жить на своей земле, которую Я дал рабу Моему Иакову, и будут жить на ней в надежде, и построят дома, и насадят винограды;
и будут жить на ней в надежде, когда Я подвергну суду всех, поносивших их, которые живут кругом их;
и познают, что Я Господь Бог их и Бог отцов их”
(Иез.28:25-26).
Немного выше я уже сказал, что церковь есть семя Авраама;
и потому, чтобы мы знали, что Тот, Кто по Ветхому Завету имеет собрать спасаемых от всех народов, в Новом Завете воздвигает из камней детей Авраама, Иеремия говорит: “вот придут дни, говорит Господь, и не будут более говорить: жив Господь, Который вывел сынов Израилевых (из земли Египетской;
но жив Господь, Который привел их)
от севера и от всякой страны, куда они были изгнаны, и возвратит их в их землю, которую Он дал отцам их”
(Иер.23:7-8).
Книга V. XXXIV. 2.
Что все творение по воле (Божией)
достигнет великого приращения, так что будут рождать и приносить такие плоды, об этом Исаия говорит: “и будет на всякой горе высокой и на всяком холме возвышенном вода, протекающая в тот день, когда многие погибнут, когда и стены падут. И будет свет луны как свет солнца, и (свет солнца будет)
в семь раз в тот день, когда (Господь)
исцелит сокрушение народа Своего и уврачует болезнь язвы Своей”
(Ис.30:25-26).
“Болезнь же язвы” означает ту, которою человек вначале был поражен за непослушание в Адаме, т.е. смерть: ее исцелит Бог, воскрешающий нас из мертвых и возвращающий в отцовское наследие,
как еще говорит Исаия: “ты будешь уповать на Господа и введет тебя на всю землю и напитает тебя наследием Иакова, отца твоего”
(Ис.58:14).
Это самое сказано Господом: “блаженны те рабы, которых Господь пришедши найдет бодрствующими;
истинно говорю вам, что он препояшется и посадит их и, переходя, станет служить им. И если придет в вечернюю стражу и найдет их так, блаженны они, потому что он посадит их и послужит им, и если во вторую, если в третью стражу (придет), они блаженны”
(Лк.12:37-38).
И Иоанн то же говорит в Откровении: “блажен и свят тот, кто имеет участие в воскресении первом”
(Откр.20:6).
Исаия возвестил и время, когда это будет: “и я сказал — говорит он — доколе Господи?
До тех пор, пока не опустеют города, так что не будут обитаемы, и дома не будут без людей и земля останется пустою. И после сего Бог продолжит нас, людей, и оставшиеся умножатся на земле”
(Ис.6:11).
И Даниил то же самое говорит: “и царство, и власть, и величество тех, которые под небом, даны святым Вышнего Бога, и Царство Его вечное и все власти будут служить Ему и повиноваться”
(Дан.7:27).
И чтобы не подумали, что обещание относится к настоящему времени, пророку сказано: “и ты приди и стань на твоем жребии в скончании дней”
(Дан.12:13).
Книга V. XXXIV. 3.
А что обещания возвещены не только пророками и отцам, но и церквам, составившимся из народов, которые Дух называет также “островами” — потому что они поставлены среди волнения и претерпевают бурю богохульств и служат спасительною пристанью для находящихся в опасности и убежищем для любящих высоту (небесную)
и стараются избежать глубину, т.е. заблуждения, — Иеремия так говорит: “слушайте, народы, слова Господни, возвестите островам данным, скажите, что Господь, рассеявший Израиля, соберет его и соблюдет его, как пастырь стадо овец своих;
ибо Господь избавил Иакова и исхитил его из руки сильнейшего его.
И придут и возвеселятся на горе Сион, и придут к благам (Господним)
и в землю пшеницы, вина я плодов, животных и овец, и будет их душа, как плодоносное дерево, и уже не будет у них голода. И тогда девы будут веселиться в собрании юношей, и старцы возрадуются, и обращу их плач в радость и утешу их, и возвеличу и упою душу священников, сынов левииных, и народ Мой насытится благ Моих”
(Иер.31:10-15).
А я показал в предшествующей книге, что все ученики Господа суть левиты и священники: они субботы нарушали в храме, но не виновны. Такие обетования весьма ясно указывают на праздник той твари в Царстве праведных, которой Бог обещает сам послужить.
Книга V. XXXIV. 4.
Еще об Иерусалиме и об Его царстве в нем Исаия говорит: “так Господь говорит: блажен, кто имеет семя в Сионе и слуг в Иерусалиме. Вот царь праведный воцарится и князи будут править с судом”
(Ис. 31:9;
32:1).
И об основании, на котором оно будет воссоздано, говорит: “вот я приготовлю тебе камень карбанкул и сапфир в твое основание, и сделаю ограды твои из иасписа и ворота твои из камней кристалла и ограждение твое из камней избранных, и все сыны твои (будут)
научены Богом, и сыны твои (будут)
в великом мире, и ты построишься на правде”
(Ис.54.11-14).
И еще Он говорит: “вот Я делаю веселье Иерусалиму и народу Моему;
ни голос плача, ни голос вопля не услышится уже в нем, не будет там ни младенца, ни старца, который не исполнит времени своего;
ибо юноша будет ста лет, и грешник будет умирать ста лет и проклят будет. И построят дома и сами будут жить, и насадят винограды, и сами будут есть плоды их и будут пить вино. Не сами будут строить, а другие жить, и не сами будут насаждать, а другие — есть.
Ибо, как дни древа жизни будут дни народа Моего, ибо дела трудов их будут пребывать”
(Ис.65:18-23).
Книга V. XXXV. 1.
Если же кто попытается принять за аллегорию такого рода обетования, то они не окажутся во всем согласными сами с собою и будут обличены силою тех самых изречений;
таковы слова: “когда опустеют города народов так, что не будут обитаемы, и дома будут без людей и земля останется пустою”
(Ис.6:11);
ибо вот — говорит Исаия — приходит день Господень неисцельный, полный гнева и ярости, чтобы опустошить город, землю и истребить с нее грешников”
(Ис.13:9);
и еще: “возьмется (нечестивый), чтобы не видеть славы Господа”
(Ис.26:10),
и когда это совершится, “Бог продолжит людей, но оставшиеся умножатся на земле;
и построять дома и сами будут жить в них и насадят винограды и сами будут есть”
(Ис.6:12;
65:21).
Ибо все эти и другие (слова)
бесспорно сказаны относительно воскресения праведных, имеющего быть после пришествия антихриста и истребления всех народов, состоящих под его властью:
—
в то время праведные будут царствовать на земле, возрастая от видения Господа и чрез Него навыкнуть вмещать славу Божию и будут наслаждаться в царстве обращением и общением с святыми ангелами и единением с духовными существами,
— и относительно тех, кого Господь найдет во плоти ожидающими Бога с неба, которые претерпели гонение, но избегли руки нечестивого:
о них то говорит пророк: “и оставшиеся умножатся на земле”
(Ис.6:11-13).
И что верующие, сколько их Бог приготовил, чтобы оставшиеся умножились на земле, будут в Царстве святых служить этому Иерусалиму и Царству (Христа)
в нем, — об этом говорит Иеремия: “посмотри, Иерусалим, на востоке и увидь веселие идущее к тебе от Самого Бога. Вот придут сыны твои, которых ты выпустил, придут собранные от востока до запада словом того святого, радуясь о славе от Бога твоего. Скинь, Иерусалим, одежду плача и скорби твоей и облекись в красоту вечной славы от Бога твоего;
надень на себя двойную одежду правды от Бога твоего, возложи на голову свою митру вечной славы. Ибо Бог явит всей поднебесной твою светлость. Ибо твое имя будет во веки называться от Самого Бога — мир правды и слава чтящему Бога. Восстань, Иерусалим, и стань на высоте, и посмотри на восток, и увидь сынов твоих, собранных от восхода солнца до запада словом того Святого радующихся о памяти Божией. Ибо они отправились от тебя пешком, когда были ведены врагами, приведет же их Бог к тебе несомый со славою, как престол царства. Ибо Бог определил, чтобы смирилась всякая гора высокая и холмы вечные, и чтобы долины наполнились для уравнения поверхности земли, дабы Израиль, слава Божия, ходил безопасно. Леса дадут тень и всякое дерево благовоние для самого Израиля повелевшем Божием. Ибо Бог будет предходить с веселием, светом славы своей, с милосердием и правдою от Него.”
Книга V. XXXV. 2.
Все такие изречения не могут быть разумеемы в отношении к пренебесному миру;
ибо говорится:
“Бог явит всей поднебесной твою светлость”,
но они относятся к временам царства, когда земля будет воззвана Христом (к первобытному состоянию)
и Иерусалим воссоздав по образу горнего Иерусалима, о котором говорит пророк Исаия:
“вот Я написал на руках Моих стены твои и ты всегда в виду Моем”
(Ис.49:16).
Подобным образом и Апостол в Послании к галатам говорит: “а вышний Иерусалим свободен;
он матерь всем нам”
(Гал.4:26):
и это он говорит не с мыслью о блуждающем Эоне или о какой-либо силе, вышедшей из Плиромы, и Прунике, но о Иерусалиме, написанном на руках (Божиих). И этот самый (Иерусалим)
Иоанн в Откровении видел сходящим на землю новую. Ибо после времён царства “я видел — говорит — великий белый престол и сидящего на нем, от лица которого бежало небо и земля, и не нашлось им места”. И он излагает то, что относится к общему воскресению и суду, говоря, что “видел мертвых великих и малых. Море отдало мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них;
и книги были раскрыты. Но и книга жизни была раскрыта, и мертвые судимы были от написанного в книгах по делам своим;
и смерть и ад повержены в озеро огненное, во вторую смерть”. Это же называется геенною, которую Господь назвал огнем вечным. “И кто — говорится — не был написан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное”
(Откр.20:11-15).
Затем он говорит: “и увидел я новое небо и новую землю;
ибо прежнее небо и земля миновали, и моря уже нет. И я увидел святый город, Иерусалим новый, сходящий с неба, приготовленный как невеста, украшенная для своего мужа. И услышал я громкий голос с престола, говорящий: вот скиния Божия с человеками, и Он будет обитать с ними, они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет их Богом. И Он отрет всякую слезу с очей их, и смерти не будет более, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее миновало”
(Откр.21:1-4).
И Исаия говорит то же самое: “будет небо новое и земля новая, и они не помянут прежних и это не взойдет им на сердце, но обретут на ней радость и веселье”
(Ис.65:17-18).
Это же сказано Апостолом в словах: “проходить образ мира сего”
(1Кор.7:31).
Подобно и Господь говорит: “земля и небо пройдут”
(Мф.5:18).
С минованием сих, по словам ученика Господня Иоанна, сойдет на землю новый горний Иерусалим, как невеста, украшенная для своего мужа, и это есть скиния Божия, в которой Бог будет обитать с людьми. Сего Иерусалима образ — Иерусалим на прежней земле, в котором праведные предварительно готовятся к нетлению и приготовляются к спасению. И сей скинии образ получил Моисей на горе, и ни что не может быть принято за аллегорию, но все верно, истинно и существенно, быв создано Богом для наслаждения праведных людей. Ибо как истинно есть Бог, воскрешающий человека, так же истинно человек воскресает из мертвых, а не иносказательно, как я неоднократно показал. И как истинно он воскресает, так же истинно будет приготовляться к нетлению и будет возрастать и укрепляться во времена царства, чтобы быть способным к принятию славы Отчей. Потом, когда все обновится, он истинно будет обитать в городе Божием. Ибо (Иоанн)
говорит: “и сказал Сидящий на престоле: вот сделаю все новое. И говорит Господь: все напиши, ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось”
(Откр.21:5-6).
И это так должно быть.
См. также
|