|
|
|
Борьба вместо-христианства и христианства, тьмы и света. Христос приходит к Своему человечеству, жизнь которого есть предшествующее предусловие
тысячелетнего Его воцарения на земле.
…
Откровение
Иоанна содержит религиозное истолкование содержания истории, притом не только как борьбы антихристианства и христианства, тьмы и света, но и как исторических свершений, именно хилиазма, которой тем самым включается в общее эсхатологическое пророчество как его часть, именно содержащую предусловие конца, однако имеющее совершиться на земле.
История получает в нем метаисторический смысл, эсхатологическую цель, однако еще по сю сторону конца.
14
И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми;
ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
Пс 71, 9.
15
и вражду
(אֵיבָה)
положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее;
оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
Быт 14, 18.
Пс 111, 1, 2, 4.
Зах 6, 13.
Быт 22, 9.
Пс 22.
Пс 70.
Зах 12, 10.
Ин 3, 14.
24
Не знаете ли, что бегущие на ристалище (ἐν σταδίῳ)
бегут все, но один получает награду?
Так бегите, чтобы получить.
Флп 3, 12.
2 Тим 4, 7.
25
Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного.
2 Тим 2, 4.
Откр 2, 10.
Хилиазм есть сверхцель всех исторических целей
Хилиазм содержит в себе религиозное откровение в истории.
В идее хилиазма для человечества открывается возможность исторического благочестия и преодоления антиисторического нигилизма под предлогом аскетизма.
История получает в нем
[в хилиазме]
метаисторический смысл, эсхатологическую цель, однако еще по сю сторону конца. В этом заключается потенциально положительное религиозное осмысление истории. Отдельные ее цели и ценности определяются уже не по силе факта, но внутреннего религиозного свершения, получают значение богочеловеческое, включаются в
дело воцарения Христа на земле.
Это воцарение не есть окончательное, которое наступит лишь по кончине века и распространится на веки веков, но оно является необходимым свершением земного процесса. Хилиазм есть руководящая имманентно-трансцендентная
цель истории, ее оправдание, а вместе с тем и ее символ.
Сам по себе хилиазм не является целью как
одна из
исторических целей, это есть
сверхцель всех целей.
Кроме того, его наступление не есть дело человеческой воли и энергии, но богочеловеческое, Христово. Однако Христос приходит к Своему человечеству, жизнь которого есть предшествующее предусловие этого тысячелетнего Его воцарения на земле.
В идее хилиазма для человечества открывается
возможность исторического благочестия и преодоления антиисторического нигилизма
под предлогом аскетизма.
… Хилиазм не вносит собой в этом отношении чего-либо нового по силе факта, но он содержит в себе
религиозное откровение в истории.
Апокалипсис содержит в себе откровение о воцарении Христа не только за историей, но и чрез историю, и этим предваряется Второе Пришествие Его в мир. … «ей, гряди» перестает быть для нас страшным и непосильным заданием, от которого мы инстинктивно ищем укрыться в благочестивом испуге забвением или перетолкованием, но получает внутреннюю убедительность и истолкование, по аналогии молитвы Святому Духу, Которому, по вдохновению Церкви, молимся дерзновенно: «прииди и вселися в ны».
Апокалипсис
содержит в себе откровение о воцарении Христа не только за историей, но и чрез историю, и этим предваряется Второе Пришествие Его в мир. Как бы мы ни понимали догматически это пришествие, вернее,
пришествия
Христа в истории в отношении к Парусии, но бесспорно, что они включаются в Его Парусию как путь к ней, его предусловие. И потому, вожделея этого пришествия и радостной его встречи, мы в это общее чувство конкретно включаем не только Парусию, но и хилиазм, не разделяя их в два разных пришествия, а только в два образа общего пребывания Христова в мире в нераздельности их. Ко всем его образам относится, все их в себе объемлет эта молитва: «ей, гряди, Господи Иисусе». Это есть не только молитва о Парусии, которая может казаться даже нам непосильна и невместима по своей дерзновенности, но и о хилиастических пришествиях или приближениях к миру в человеческой истории на путях к Парусии ранее ее. Таким образом понятая молитва: «ей, гряди» перестает быть для нас страшным и непосильным заданием, от которого мы инстинктивно ищем укрыться в благочестивом испуге забвением или перетолкованием, но получает внутреннюю убедительность и истолкование, по аналогии молитвы Святому Духу, Которому, по вдохновению Церкви, молимся дерзновенно: «прииди и вселися в ны». Нас утверждает в этой молитве то, что Дух Святой в Пятидесятнице сошел в мир как «другой Утешитель». Но Апокалипсис удостоверяет нас еще по-новому, что Христос также не вовсе оставил мир в Своем Вознесении, но в нем пребывает и действует,
приходя
в него, хотя иным образом, нежели в Парусии, которая является полным и окончательным возвращением Господа во плоти во славе Своей.
Таково значение Апокалипсиса с его учением о хилиазме в общей икономии нашей молитвенной жизни. … В этом смысле должна быть навсегда и окончательно преодолена упадочная молитва:
de mora finis;
ее возбраняет нам
Откровение.
В этом смысле христианство, преимущественно аскетически-эсхатологическое, должно вместить и апокалиптически-хилиастическое, стать Иоанновским во всей его полноте.
Тысячелетнее Царство Христово на земле наступит в истории
В Священном Писании устанавливается двоякое ожидание:
1)
ожидание конца истории;
2)
ожидание преобразования мира чрез тысячелетнее Царство Христово еще в пределах истории.
Между хилиазмом и Парусией существует различие, прежде всего в том, что Парусия является неизвестной относительно времени и сроков, «яко тать в нощи» или «жених в полуноши», и в этом смысле надо всегда ее ожидать.
Тысячелетнее же Царство Христово на земле наступает во времени.
Хотя и относительно его не дано никаких сроков или дат, но оно все-таки включено в определенный контекст событий или эпох, которые символически и изображаются в Откровении. Таким образом устанавливается двоякое ожидание или двойная духовная ориентация:
конца мира и Парусии,
с одной стороны, и
его преобразования чрез тысячелетнее Царство Христово
еще в его собственных пределах.
Речь идет не больше и не меньше как о новом чувстве жизни, которое должно возродиться в христианстве.
Молитва же
Откровения
«прииди» остается неуслышанной и доныне. Однако она должна быть услышана, а однажды услышанная — стать не только предметом особенного молитвенного внимания, но и новой духовной ориентировки.
Речь идет не больше и не меньше как о новом (а вместе и изначальном)
чувстве жизни, которое должно возродиться в христианстве,
и это должно явиться духовным и молитвенным переворотом в жизни Церкви, не внешним, но внутренним. Нас удерживают от пути к нему бессилие, робость и косность, которые принимаются за верность преданию, но эта-то последняя именно и нуждается в обновлении. Здесь в особом смысле применимо Слово Божие к Церкви и о Церкви:
«се Аз творю все новое».
Творим не мы, но Бог в нас, во Христе Духом Святым, однако и не помимо нас. Но этот голос, однажды услышанный, не может уже быть позабыт, и этот призыв, прозвучавший в душах, не должен оставаться неотвеченным. Надвигается новая эпоха в жизни Церкви. Что это означает в свете настоящего и грядущего, нам знать не дано. Однако мы должны научиться мыслить и чувствовать эсхатологически.
См. также
|