|
|
|
Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель
1
После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия!
спасение и слава, и честь и сила Господу нашему!
Втор 32, 43.
Откр 7, 10.
Откр 12, 10.
2
Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее.
3
И вторично сказали: аллилуия!
И дым ее восходил во веки веков.
Ис 34, 10.
Откр 14, 11.
4
Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь!
аллилуия!
Откр 4, 4.
Откр 5, 14.
Откр 15, 3.
5
И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие.
6
И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия!
ибо воцарился Господь Бог Вседержитель.
Иез 1, 24, 43, 2.
Откр 11, 15.
7
Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу;
ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя.
Пс 44, 14.
Притч 9, 1.
Мф 22, 2.
Лк 14, 16.
2 Кор 11, 2.
Откр 21, 2.
8
И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый;
виссон же есть праведность святых.
Откр 3, 18.
9
И сказал мне
Ангел:
напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии.
10
Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему;
но он сказал мне: смотри, не делай сего;
я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово;
Богу поклонись;
ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества.
11
И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.
Откр 6, 2.
12
Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим.
Он
имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.
Откр 1, 14.
Откр 2, 18.
13
Он
был
облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему:
"Слово Божие".
Ис 63, 2.
Ин 1, 1.
14
И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.
Откр 7, 9.
15
Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным;
Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.
Пс 2, 9.
Ис 11, 4.
Ис 63, 3.
16
На одежде и на бедре Его написано имя:
"Царь царей и Господь господствующих".
Откр 17, 14.
Откр 19, 12.
17
И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце;
и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию,
Иер 12, 9.
Иез 39, 17.
18
чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих.
19
И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его.
20
И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою;
Откр 20, 10.
21
а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами.
Ответный голос «многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуиа», также принадлежит загробному миру. Сравнение это отмечает его особую, ответную восторженность и силу,
«ибо воцарился Господь Бог Вседержитель»
(6).
Этот стих имеет пророчественный и пролептический характер: он относится к имеющему совершиться, хотя еще лишь совершающемуся в мире падению Вавилона, которое есть и воцарение Христа. И это воцарение описывается далее, как совершающееся во второй части этой главы
(11-21),
в войне «Царя царей и Господа господствующих». Эта война еще имеет совершиться, здесь же свидетельствуется лишь пролептически. Смысл и сила этого грядущего свершения, которое предызображается как уже совершившееся, выражается в образах единственной и исключительной значительности. В них как бы подводится итог всему, доселе в мире совершавшемуся. Это есть
брак Агнца.
«Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу» — звучит в небесах призыв к небесной радости, которая предвосхищает события, грядущее постигая уже как совершившееся, ибо
«наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя»
(7).
1
И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.
Лк 8, 31.
Откр 1, 18.
2
Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,
2 Пет 2, 4.
Иуд 1, 6.
Откр 12, 9.
3
и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет;
после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.
4
И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.
Дан 7, 9, 22.
Дан 8, 17.
Мф 19, 28.
1 Кор 6, 2.
2 Тим 2, 12.
Откр 6, 11.
5
Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение.
6
Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.
Ис 61, 6.
Откр 1, 6.
Откр 21, 7.
7
Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань;
число их как песок морской.
Иез 38, 2.
Иез 39, 1.
Откр 16, 14.
8
И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.
9
И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;
Ис 66, 24.
Откр 14, 10.
10
а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.
Дан 7, 11.
Откр 19, 20.
11
И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.
2 Пет 3, 10.
12
И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни;
и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.
Откр 2, 23.
Откр 3, 5.
Откр 13, 8.
Откр 21, 27.
13
Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них;
и судим был каждый по делам своим.
14
И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.
1 Кор 15, 26.
Откр 2, 11.
15
И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.
Так и у ап. Павла
(1 Кор. XV:24-28)
воцарение Христа в мире
совершается в известной последовательности и, так сказать, постепенно, даже с намеком, который можно связать с учением о первом воскресении: «как во Адаме все умирают, так и во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первый Христос, затем Христовы, в пришествии Его, а затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда Он упразднит всякое начальство и всякую власть и силу, ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои». Все
Откровение
посвящено изображению этого
воцарения Христа в мире,
для которого однако последним, заключительным актом явится тысячелетнее царство святых со Христом, их блаженный удел.
Итак, участникам первого воскресения обетованно быть священниками Бога и Христа. Но это священство — не иерархическое, но всеобщее — нераздельно сопряжено и со всеобщим пророчеством (о котором и говорится у прор. Иоиля и
в речи ап. Петра:
«и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих излию от Духа Моего и будут пророчествовать»). Сыны же Царствия Божия вместе с дарами пророческого и священнического, служения и в нераздельности с ними примут участие и в царственном служении Христа, на путях Его
воцарения:
«будут царствовать с Ним тысячу лет» именно и должно быть понято в таком смысле. Содержание XX главы относится еще к тому состоянию мира, когда Христос, хотя и
воцаряется
в нем, но еще не до конца, как об этом свидетельствует еще новое освобождение сатаны вместе с восстанием народов — Гога и Магога — против Христа
(7-8).
Таким образом, выражение: «будут царствовать»
(6)
не означает «станут уже царями»,
но еще будут воцаряться вместе с Ним.
Им приписывается некое активное участие в этом
воцарении
со Христом. В чем может состоять и как выражаться это царствование, также есть тайна грядущего. Мы не можем не отметить однако, что это
воцарение
не будет сопровождаться войной, которая временно — именно на тысячу лет — уже миновала, и сатана — также временно — обессилен. (Здесь приходит на мысль пророчество Исаии и др. о торжестве мира на земле). Следовательно,
воцарение со Христом
предполагает уже не только усилия противоборства злу, но и торжества добра. Это есть
положительное
строительство Царствия Христова, на земле, которое приуготовляет
воцарение Христово во Втором Его пришествии.
Таким образом, здесь содержится в высшей степени важная догматическая мысль о богочеловеческом
синергизме
в применении к последним судьбам мира и
воцарении Христова,
согласно проявлению двух воль и энергий, божеской и человеческой. Это
воцарение
является делом не только Божественным, но и человеческим, и не только чрез соединение двух природ и двух воль в Богочеловеке самом, но и в собственном существовании человеческого естества. Вся земная история человечества, поскольку она символизируется в
Откровении,
есть такое
синергическое
уготовление Царствия Христова и Его нового пришествия в мир. Тысячелетнее же Царство Его есть одно из заключительных звеньев в этом уготовлении, если еще не последняя, то уже предпоследняя ее страница. При этом то, что здесь говорится о
воцарении участников первого воскресения в воцарении Христовом,
и именно только о них, не может, конечно, означать
неучастие
живых, которых застает тысячелетнее царство еще на земле. Но здесь прямо и положительно говорится о
новом
участии святых, пребывающих еще в загробном мире, вместе, конечно, со всею земною Церковью в этом строительстве Царствия Христова. Во всяком случае, здесь свидетельствуется о наступлении новой, небывалой еще эпохи в жизни мира, которая на языке
Откровения
и называется тысячелетним царством Христовым.
Воцарение Бога на земле
22
На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их, и не будут более двумя народами, и уже не будут вперед разделяться на два царства.
Ин 10, 16.
23
И не будут уже осквернять себя идолами своими и мерзостями своими и всякими пороками своими, и освобожу их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их, и будут Моим народом, и Я буду их Богом.
Иер 7, 23.
24
А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их.
Ис 40, 11.
Иер 23, 5.
Иер 30, 9.
Иез 34, 23.
Ин 10, 11.
25
И будут жить на земле, которую Я дал рабу Моему Иакову, на которой жили отцы их;
там будут жить они и дети их, и дети детей их во веки;
и раб Мой Давид будет князем у них вечно.
Дан 9, 24.
26
И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их, и размножу их, и поставлю среди них святилище Мое на веки.
Пс 88, 4.
Иез 34, 25.
27
И будет у них жилище Мое, и буду их Богом, а они будут Моим народом.
Лев 26, 11-12.
2 Кор 6, 16.
Иез 11, 20.
28
И узнают народы, что Я Господь, освящающий Израиля, когда святилище Мое будет среди них во веки.
Этот образ также в применении к Гогу и Магогу мы встречаем у
Иезек.XXXVIII:22,
см. и всю главу
XXXIX.
Конечно, здесь эти образы осложнены ветхозаветной географией и историей, но им предшествует в гл. XXXVII
воцарение Бога на земле:
XXXVII:23-28.
Откровение заканчивается обетованием
воцарения Христова
и царствия Божия на веки веков и притом без всяких ограничений. Ибо выше сказано, что уже «ничего проклятого не будет» и «рабы Божии будут служить Ему (Агнцу)»
(3).
Следовательно, здесь предполагается общее и всецелое покорение Агнцу всего творения, о котором сказано у апостола: Христос «упразднит всякое начальство и всякую власть и силу» (это относится, очевидно, к сатане и царству его), «ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои... все покорил под ноги Его... все покорит Ему»
(1 Кор. XV:22-28),
и «будет Бог все во всем». Оба торжественные обетования о всеобщем апокатастасисе, или
покорении всего Богу, или воцарении Божием
у ап. Павла и апостола и евангелиста и пророка Иоанна сливаются воедино и не допускают для себя никакого перетолкования или же умаления. «Будут царствовать во веки» по смыслу совершенно равносильно «будет Бог все во всем», царствие Божие, в котором дано участие и творению в полноте богожития.
История же, как она изображается в Апокалипсисе, есть богочеловеческое свершение, в котором соединяются судьбы человеческие с деяниями и явлениями Христа в мире, и последние относятся не только к прошедшему и настоящему, но и к будущему, еще не наступившему, ибо кто же дерзнет сказать, что все дела Христовы в Его
воцарении
в мире уже совершились и закончились?
История продолжается как продолжающееся и совершающееся
воцарение Христа в мире.
Основная же и единственная тема Апокалипсиса, как и его пророческая проповедь, состоит в том, чтобы мужественно и до конца претерпеть историю, ибо она есть и
воцарение Христа Царя, путь к Царству Христову в мире,
совершившееся на кресте и совершающееся в крестных путях мира. «Се Аз с вами есмь во вся дни до окончания века. Аминь»
(Мф.XXVIII:20).
См. также
|