|
|
|
1
И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.
Лк 8, 31.
Откр 1, 18.
2
Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,
2 Пет 2, 4.
Иуд 1, 6.
Откр 12, 9.
3
и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет;
после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.
4
И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою.
Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет
(καὶ ἔζησαν καὶ ἐβασίλευσαν μετὰ Χριστοῦ τά χίλια ἔτη).
Дан 7, 9, 22.
Дан 8, 17.
Мф 19, 28.
1 Кор 6, 2.
2 Тим 2, 12.
Откр 6, 11.
5
Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет.
Это — первое воскресение.
6
Блажен и свят имеющий участие в
воскресении первом:
над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.
Ис 61, 6.
Откр 1, 6.
Откр 21, 7.
Это имеет место во времена Царства, т.е. в
седьмой день освященный,
в который Бог почил от всех дел Своих, который есть
истинная суббота праведных,
когда они не будут делать ничего земного, но будут иметь трапезу, уготованную Богом, доставляющую им всякие яства.
Глава XXXIII. 2.
И посему Господь говорил:
“когда делаешь обед или ужин, не зови богатых, ни друзей, ни соседей и родственников, чтобы и они в свою очередь тебя не позвали и не получил ты от них воздаяния, но зови хромых, слепых, нищих, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в
воскресение праведных”
(Лк.14:12-14).
И еще Он говорит:
“И всякий, кто оставит земли свои или дом, или родителей, или братьев, или детей ради Меня, получит во сто крат в сем веке и наследует в будущем жизнь вечную”
(Мф.19:20).
Ибо, что такое сторичное воздание в сем веке за сделанные бедным обеды и ужины?
Это имеет место во времена Царства, т.е. в
седьмой день освященный,
в который Бог почил от всех дел Своих, который есть
истинная суббота праведных,
когда они не будут делать ничего земного, но будут иметь трапезу, уготованную Богом, доставляющую им всякие яства.
Все ученики Господа суть левиты и священники.
Это будет
праздник той твари в Царстве праведных, которой Бог обещает сам послужить.
Глава XXXIV. 3.
А что обещания возвещены не только пророками и отцам, но и церквам, составившимся из народов, которые Дух называет также “островами” — потому что они поставлены среди волнения и претерпевают бурю богохульств и служат спасительною пристанью для находящихся в опасности и убежищем для любящих высоту (небесную)
и стараются избежать глубину, т.е. заблуждения, — Иеремия так говорит: “слушайте, народы, слова Господни, возвестите островам данным, скажите, что Господь, рассеявший Израиля, соберет его и соблюдет его, как пастырь стадо овец своих;
ибо Господь избавил Иакова и исхитил его из руки сильнейшего его. И придут и возвеселятся на горе Сион, и придут к благам (Господним)
и в землю пшеницы, вина и плодов, животных и овец, и будет их душа, как плодоносное дерево, и уже не будет у них голода. И тогда девы будут веселиться в собрании юношей, и старцы возрадуются, и обращу их плач в радость и утешу их, и возвеличу и упою душу священников, сынов левииных, и народ Мой насытится благ Моих”
(Иер. 31:10-15).
А я показал в предшествующей книге, что
все ученики Господа суть левиты и священники:
они субботы нарушали в храме, но не виновны. Такие обетования весьма ясно указывают на
праздник той твари в Царстве праведных, которой Бог обещает сам послужить.
Бог же обещал Аврааму и семени его наследие земли и они получат его в воскресение праведных: “Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю”
(Мф.5:5).
Глава XXXII. 2.
Так пребывает твердым и обетование Божие, данное Аврааму. Ибо Он сказал: “подними глаза твои и посмотри от этого места, на котором ты находишься, к северу и югу и востоку и западу, ибо всю землю, которую видишь, дам тебе и твоему семени на веки”. И еще говорит: “встань и пройди землю в длину ее и ширину, ибо дам тебе ее”
(Быт.13:14,15,17);
однако же (Авраам)
не получил в ней наследия даже ни одного шага, но всегда был в ней странником и пришлецом. И по смерти жены своей Сарры, когда хеттеяне хотели даром дать ему место для ее погребения, он не хотел принять, но купил место для погребения, заплатив четыреста дидрахм серебра, у хеттеянина Ефрона Саарова, ожидая обетования Божия, и не желая, чтобы казалось, что он получает от людей то, что обещал дать ему Бог, еще говоря так: “твоему семени дам эту землю от реки Египетской до великой реки Евфрата”
(Быт.15:18).
Итак, если
Бог обещал ему наследие земли,
а он не получил его в течение всего своего обитания, то надлежит ему с семенем своим, т.е. боящимися Бога и верующими в Него,
получить его в воскресение праведных.
Ибо его семя есть церковь, которая получает усыновление Богу чрез Господа, как говорит Иоанн Креститель: “Бог может из камней сих воздвигнуть детей Авраама”
(Лк.3:8).
И Апостол говорит в послании к галатам: “вы, братия, дети обетования по Исааку”
(Гал.4:28).
И еще он, ясно говорит в том же послании, что уверовавшие во Христа получают Христа, обетование Аврааму, в следующих словах: “Аврааму даны были обетования и семени его”. Не сказано: “и потомки, как бы о многих, но как об одном, и семени твоему, которое есть Христос”. И, опять подтверждая сказанное, говорит: “так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдывает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. Итак, верующие благословятся с верным Авраамом”
(Гал.3:6-9).
Так верующие благословятся с верным Авраамом, и они суть сыны Авраама.
Бог же обещал Аврааму и семени его наследие земли,
однако ни Авраам, ни его семя, т.е. верою оправдываемые, не получают в настоящее время наследия за ней, но
получат его в воскресение праведных.
Ибо Бог истинен и верен;
и потому Он называл блаженными “кротких, потому что они наследуют землю”
(Мф.5:5).
В
воскресение праведных
сбудется и относительно тех животных, как сказано: ибо Бог богат всем.
Глава XXXIII. 4.
Об этом и Папий, ученик Иоанна и товарищ Поликарпа, муж древний, письменно свидетельствует в своей четвертой книге, ибо им составлено пять книг. Он прибавил следующее: “это для верующих достойно веры. Когда же Иуда предатель не поверил сему и спросил, каким образом сотворится Господом такое изобилие произрастений, — то Господь сказал:
это увидят те, которые достигнут тех (времен)”. Об этих временах и Исаия, пророчествуя, говорить: “и будет пастись волк вместе с агнцем и барс будет покоиться вместе с козлом, и теленок, и вол, и лев будут пастись вместе, и малый отрок будет водить их. И вол и медведь будут пастись вместе, и дети их будут вместе, и лев, как вол, будет есть плевы;
и малый отрок возложит руку на пещеру аспидов и на ложе детей аспидовых, и они не сделают зла и не могут погубить кого-либо на Святой горе Моей”
(Ис.11:6-9).
И, еще повторяя, говорит: “тогда волки и агнцы будут пастись вместе, и лев, как вол, будет питаться плевами, и змей будет есть землю как хлеб;
и они не будут вредить и делать зла на Святой горе Моей, говорит Господь”
(Ис.65:25).
Знаю, что некоторые пытаются относить это к диким людям, принадлежащим к различным народам и разных занятий, которые уверуют и, уверовав, сойдутся с праведными. Но, хотя и ныне это (справедливо)
в отношении к некоторым людям, из различных племен приходящим в единомыслие веры, тем не менее в
воскресение праведных
сбудется и относительно тех животных, как сказано: ибо Бог богат всем. И надлежит, чтобы с обновлением творения все животные покорились и повиновались человеку и возвратились к первоначальной, Богом данной, пище, — как они (первоначально)
покорены были Адаму, — т.е. произрастениям земли. На иное, а не настоящее время указывает то, что лев будет питаться плевами. Это означает обилие и питательность плодов;
ибо, если животное лев питается плевами, то какова будет самая пшеница, от которой плева годна будет в пишу львов?
“Воскреснуть мертвые и восстанут сущие во гробах
и возрадуются находящиеся на земле”
(Ис.26:19).
Глава XXXIV. 1.
Сам Исаия ясно возвестил, что
будет такая радость в воскресение праведных,
говоря так: “воскреснуть мертвые и восстанут сущие во гробах
и возрадуются находящиеся на земле”
(Ис.26:19).
То же говорит и Иезекииль: “вот Я отверзу гробы ваши и выведу вас из гробов ваших, когда изведу из гробов народ Мой, и дан вам дух и вы будете жить;
и поставлю вас на земле вашей и познаете, что Я Господь”
(Иез.37:12-14).
И еще так говорит: “так говорить Господь:
соберу Израильтян от всех народов, где они ни рассеяны, и освящусь в них в виду сынов народов;
и будут жить на своей земле, которую Я дал рабу Моему Иакову, и будут жить на ней в надежде, и построят дома, и насадят винограды;
и будут жить на ней в надежде, когда Я подвергну суду всех, поносивших их, которые живут кругом их;
и познают, что Я Господь Бог их и Бог отцов их”
(Иез.28:25-26).
Немного выше я уже сказал, что церковь есть семя Авраама;
и потому, чтобы мы знали, что Тот, Кто по Ветхому Завету имеет собрать спасаемых от всех народов, в Новом Завете воздвигает из камней детей Авраама, Иеремия говорит: “вот придут дни, говорит Господь, и не будут более говорить: жив Господь, Который вывел сынов Израилевых (из земли Египетской;
но жив Господь, Который привел их)
от севера и от всякой страны, куда они были изгнаны, и возвратит их в их землю, которую Он дал отцам их”
(Иер.23:7-8).
“Господь обвяжет рану народа Своего”
(Ис.30:26)
означает ту, которою человек вначале был поражен за непослушание в Адаме, т.е. смерть.
Глава XXXIV. 2.
Что все творение по воле (Божией)
достигнет великого приращения, так что будут рождать и приносить такие плоды, об этом Исаия говорит: “и будет на всякой горе высокой и на всяком холме возвышенном вода, протекающая в тот день, когда многие погибнут, когда и стены падут. И будет свет луны как свет солнца, и (свет солнца будет)
в семь раз в тот день, когда
(Господь)
исцелит сокрушение народа Своего и уврачует болезнь язвы Своей”
(Ис.30:25-26).
“Болезнь же язвы” означает ту, которою человек вначале был поражен за непослушание в Адаме, т.е. смерть:
ее исцелит Бог, воскрешающий нас из мертвых и возвращающий в отцовское наследие, как еще говорит Исаия: “ты будешь уповать на Господа и введет тебя на всю землю и напитает тебя наследием Иакова, отца твоего”
(Ис.58:14).
Это самое сказано Господом: “блаженны те рабы, которых Господь пришедши найдет бодрствующими;
истинно говорю вам, что он препояшется и посадит их и, переходя, станет служить им. И если придет в вечернюю стражу и найдет их так, блаженны они, потому что он посадит их и послужит им, и если во вторую, если в третью стражу (придет), они блаженны”
(Лк.12:37-38).
И Иоанн то же говорит в Откровении: “блажен и свят тот, кто имеет участие в
воскресении первом”
(Отк.20:6).
Исаия возвестил и время, когда это будет: “и я сказал — говорит он — доколе Господи?
До тех пор, пока не опустеют города, так что не будут обитаемы, и дома не будут без людей и земля останется пустою. И после сего Бог продолжит нас, людей, и оставшиеся умножатся на земле”
(Ис.6:11).
И Даниил то же самое говорит: “и царство, и власть, и величество тех, которые под небом, даны святым Вышнего Бога, и Царство Его вечное и все власти будут служить Ему и повиноваться”
(Дан.7:27).
И чтобы не подумали, что обещание относится к настоящему времени, пророку сказано: “и ты приди и стань на твоем жребии в скончании дней”
(Дан.12:13).
Иоанн ясно предвидел
первое воскресение праведных и наследие их в царстве земном;
согласно с ним и пророки предсказывали о нем.
Глава XXXVI. 3.
Итак, Иоанн ясно предвидел
первое воскресение праведных и наследие их в царстве земном;
согласно с ним и пророки предсказывали о нем. О том же учил и Господь, обещая иметь с своими учениками новое растворение чаши в царстве
(Мф.26:29).
И Апостол исповедал, что
тварь освободится от рабства тления
в свободу сынов Божиих
(Рим.8:21).
И во всем этом и чрез все открывается тот же Бог Отец, создавший человека и
обещавший отцам наследие земное, изводящий ее (из рабства)
в воскресение праведных,
и исполняющий обетования в царстве Своего Сына, и затем отечески дарующий то, чего глаз не видал, ни ухо не слышало, и что не всходило на сердце людей. Ибо один Сын, совершивший волю Отца, и один человеческий род, в котором совершаются таинства Божии, “которые желают видеть ангелы”
(1Пет.1:12),
и не могут постигнуть премудрости Божией, посредством которой усовершается создание Его, ставшее сообразным и сотелесным с Сыном, так что порождение Его перворожденное Слово нисходит в тварь, т.е. создание (телесное)
и объемлемся им, и с другой стороны
тварь принимает Слово и восходит к Нему, восходя выше ангелов, и делается по образу и подобию Божию.
Воскресение праведных как вечное царство
Св. Ириней вообще избегал термина «тысячелетнее». В его труде «Обличение и опровержение лжеименного разума» («Против ересей»)
в пятой книге говорится о земном царстве святых, имеющем начаться со Второго Пришествия Христова, но он никогда не называет его «тысячелетним».
…
О Царстве Христовом, строго следуя Апостолам (2Пет.1:11), св. Ириней учил только как о вечном Царстве («Против ересей», кн.5,
гл.26, п.2,
стр.501-503). А в учении о получении святыми обетованного царства он строго следует пророчеству Даниила: «Потом примут царство Святого Всевышнего и будут владеть царством вовек и вовеки веков» (Дан.7:18). Св. Ириней писал: «Итак, если великий Бог через Даниила показал будущее, а через Сына подтвердил, и Христос есть камень, без рук отсечённый, который разрушит временные царства, и установит
вечное царство, то есть воскресение праведных,
как сказано: «Бог небесный восстановит царство, которое во веки не разрушится» (Дан.2:44), то пусть постыдятся и образумятся те, которые отвергают Творца мира и не признают, что пророки были посланы тем же Отцом, от которого и Господь пришёл…» («Против ересей», кн.5, гл.26, п.2, стр.503).
Что же молчаливо подразумевает св. Ириней под термином «тысячелетнее», не используя его явно, видно из следующих его слов: «… тогда придёт Господь с неба на облаках во славе Отца, и его (Антихриста)
и повинующихся ему пошлёт в озеро огненное, а праведным даст
времена царства, то есть успокоение, освященный седьмый день» («Против ересей», кн.5, гл.30, п.4, стр.512). И ещё, вопрошая по поводу
Лк.14:12-14
и
Мф.19:20:
«… что такое сторичное воздаяние в сем веке за соделанные бедным обеды и ужины?», — св. Ириней отвечает: «это имеет место
во времена царства, т.е. в седьмый день освященный (…), который есть истинная суббота праведных» («Против ересей», кн.5,
гл.33, п.2,
стр.517).
Совоцарение Господу оживших в Первом Воскресении
Св. Ириней и его единомышленники (по свидетельству св. Иустина Философа,
«здравомыслящие во всём мире христиане»)
увидели что то, что пророк Даниил предсказывает как принятие народом Божиим неограниченного временем и пространством царства, Тайнозритель Иоанн созерцает, как
воцарение со Христом оживших в «первом воскресении».
Это соединение с Господом Апостол Павел предсказывает, используя глагол
συμβασιλεύσομεν
(греч.)
—
«совоцаримся»
(2Тим.2:12).
От самых благочестивых земных царств Царство Христово отличается больше всего тем, что вхождение в него есть совоцарение Господу. Это соединение не может быть временным, оно — навеки, навсегда. Но вот «субботство» народа Божия ограничено временем, в течение которого парализован враг — обольститель вселенной. «Субботство» кончится, когда дракон будет освобождён из «тысячелетней темницы» (Откр.20:7). Но соцарствие Христу участников «первого воскресения» не кончится никогда.
Праведники будут навыкать вмещать славу Божию
Естественно возникающий вопрос:
каким образом будет совершаться духовный рост людей
в условиях, когда не требуется борьбы с сатанинскими прельщениями, св. Ириней предвидел и отвечал на него так: «в то время праведники будут царствовать на земле,
возрастая от видения Господа и чрез Него навыкнут вмещать славу Божию …» («Против ересей», кн.5,
гл.35, п.1,
стр.523).
Глава XXXV. 1.
…
в то время праведные будут царствовать на земле, возрастая от видения Господа и чрез Него навыкнуть вмещать славу Божию и будут наслаждаться в царстве обращением и общением с святыми ангелами и единением с духовными существами,
— и относительно тех, кого Господь найдет во плоти ожидающими Бога с неба, которые претерпели гонение, но избегли руки нечестивого: о них то говорит пророк: “и оставшиеся умножатся на земле”
(Ис.6:11-13).
И что верующие, сколько их Бог приготовил, чтобы оставшиеся умножились на земле, будут в Царстве святых служить этому Иерусалиму и Царству (Христа)
в нем, — об этом говорит Иеремия: “посмотри, Иерусалим, на востоке и увидь веселие идущее к тебе от Самого Бога. Вот придут сыны твои, которых ты выпустил, придут собранные от востока до запада словом того святого, радуясь о славе от Бога твоего. Скинь, Иерусалим, одежду плача и скорби твоей и облекись в красоту вечной славы от Бога твоего;
надень на себя двойную одежду правды от Бога твоего, возложи на голову свою митру вечной славы. Ибо Бог явить всей поднебесной твою светлость. Ибо твое имя будет во веки называться от Самого Бога — мир правды и слава чтящему Бога. Восстань, Иерусалим, и стань на высоте, и посмотри на восток, и увидь сынов твоих, собранных от восхода солнца до запада словом того Святого радующихся о памяти Божией. Ибо они отправились от тебя пешком, когда были ведены врагами, приведет же их Бог к тебе несомый со славою, как престол царства. Ибо Бог определил, чтобы смирилась всякая гора высокая и холмы вечные, и чтобы долины наполнились для уравнения поверхности земли, дабы Израиль, слава Божия, ходил безопасно. Леса дадут тень и всякое дерево благовоние для самого Израиля повелевшем Божием. Ибо Бог будет предходить с веселием, светом славы своей, с милосердием и правдою от Него.”
См. также
|