|
|
|
Коммунизм. XX век. Россия Николай Бердяев
о большевизме
Большевизм есть отображение нашего внутреннего зла
Русский большевизм есть касание чего-то последнего. В нем есть запредельность и потусторонность.
В русском большевизме есть запредельность и потусторонность, есть жуткое касание чего-то последнего. Трагедия русского большевизма разыгрывается не в дневной атмосфере новой истории, а в ночной стихии нового средневековья. Ориентироваться в русском коммунизме можно лишь по звездам. Чтобы понять смысл русской революции, мы должны перейти от астрономии новой истории к астрологии средневековья.
Большевики не шайка разбойников, напавших на русский народ в его историческом пути и связавшая его по рукам и ногам, и
не случайна их победа.
Большевизм есть явление гораздо более
глубокое
и более
страшное,
более
зловещее.
Шайка разбойников была бы более невинным явлением. Большевизм есть не внешнее, а внутреннее для русского народа явление, его тяжелая духовная болезнь, органический недуг русского народа. Большевизм есть лишь отображение внутреннего зла, живущего в нас. Большевизм не есть самостоятельная онтологическая реальность, он не имеет бытия в себе. Он есть лишь галлюцинация больного народного духа.
Большевизм соответствует духовному состоянию русского народа
Большевизм не есть самостоятельная онтологическая реальность, он не имеет бытия в себе. Он есть лишь галлюцинация больного народного духа. Большевизм соответствует духовному состоянию русского народа, выражает внешне внутренние
духовные распады,
отступничество от веры, религиозный кризис, глубокую деморализацию народа. … Народ находился в лживом состоянии и создал лживую власть. Только большевизм мог как-нибудь организовать и сдержать раскованную им демоническую стихию. … Авторитет власти всегда ведь держится религиозными верованиями народа. Когда религиозные верования разлагаются, авторитет власти колеблется и падает. Это и случилось в России. … Только большевики сумели организовать власть в соответствии с изменившимися верованиями народа, в соответствии с кровавой стихией войны. Когда рушатся духовные основы войны, она превращается в кровавую анархию, в войну всех против всех. И тогда оказывается возможной лишь грубая и кровавая диктатура.
Начала самовластья и деспотизма чинят оргию
…«большевистская революция» ничего нового с собой не принесла. … «Большевизм» опирается на те же солдатские штыки, на ту же темную и грубую физическую силу, на которую опиралась и старая, разлагающаяся власть. Ничего не изменилось. Масса осталась в той же тьме. … Не случайно так трудно отличить в темной массе «большевиков» от черносотенников. … А ненависть к «буржуазии» есть исконная ненависть темного Востока к культуре. … «Большевистская революция» есть один из моментов разложения старой России, одна из трансформаций старой русской тьмы. Во всем этом нет ничего похожего на революцию, на демократию, на социализм, на сколько-нибудь глубокое изменение в обществе и народе. Все это — жуткий и зловещий маскарад. Начала самовластья и деспотизма продолжают своё торжество и чинят оргию.
«Большевизм» господствовал с самого начала «революции»
«Большевизм» господствовал с самого начала «революции», и в нынешнем торжестве его нет ничего нового. Все «развитие и углубление революции» шло по указке «большевиков», вдохновлялось их духом, если это можно назвать духом, постепенно принимало провозглашенные ими начала. Другие революционно-социалистические партии, меньшевики и социалисты-революционеры, шли на буксире у «большевиков», они были менее последовательны и тот же яд был у них лишь менее сгущен и сконцентрирован. Никогда меньшевики и социалисты-революционеры не могли решительно и радикально восстать против «большевиков», потому что «большевики» были для них людьми одной веры, быть может грешниками, но не еретиками. Правоверные не сжигают грешников на кострах, они сжигают лишь еретиков. Но для всякого социал-демократа и социалиста-революционера, как бы он ни отрицал большевистскую тактику, еретики — все не социалисты по вере, все не верующие в социалистическую революцию и социалистическое счастье. И в победе «большевиков» над другими социалистическими группами есть имманентная справедливость, это — естественная кара за их собственные грехи. Болезнь должна развиться до конца, должна быть изжита в своих крайних последствиях.
Русский народ не выдержал испытания войны
«Большевиками» на время сделались все те, которые не хотят воевать, не хотят ничем жертвовать, но хотят как можно больше получить.
Почему произошел такой разлив «большевизма» по всей русской земле, почему ему досталась такая легкая победа?
Это прежде всего связано с войной. «Большевизм» есть линия наименьшего сопротивления для естественных и элементарных инстинктов всякой темной, непросветленной человеческой природы. «Большевиками» на время сделались все те, которые не хотят воевать, не хотят ничем жертвовать, но хотят как можно больше получить. То, что называется русской «революцией» и что сейчас завершается, имеет один постыдный и горестный для нас смысл: русский народ не выдержал великого испытания войны, в страшный час мировой борьбы он ослабел и начал разлагаться. Он духовно не был готов к мировой борьбе, он утерял всякую идею этой войны. А без великой идеи нельзя идти на жертвы и страдания. Кровавая братоубийственная борьба на улицах Москвы есть лишь эпизод мировой войны. Одолел германский яд.
Приемы Петра были большевистские
Приемы Петра были совершенно большевистские. Он хотел yничтожить старyю московскyю Россию, вырвать с корнем те чyвства, которые лежали в основе ее жизни. И для этой цели он не остановился перед казнью собственного сына, приверженца старины. Приемы Петра относительно церкви и старой религиозности очень напоминают приемы большевизма. … Mожно было бы сделать сравнение междy Петром и Лениным, междy переворотом петровским и переворотом большевистским. Tа же грyбость, насилие, навязанность сверхy народy известных принципов, та же прерывность органического развития, отрицание традиций, тот же этатизм, гипертрофия госyдарства, то же создание привиллегированного бюрократическоrо слоя, тот же централизм, то же желание резко и радикально изменить тип цивилизации.
Николай Александрович Бердяев
Истоки и смысл русского коммунизма
BBЕДЕHИЕ
РУССКАЯ РЕЛИГИОЗHАЯ ИДЕЯ И РУССKОЕ ГОСУДАРСTBО
См. также
-
Апостасия. Идолопоклонство. Бердяев, Николай
-
Апостасия. Цезарепапизм и папоцезаризм. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. XX век. Россия. Большевизм. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. XX век. Россия. Диктатура. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. XX век. Россия. Коммунизм в России. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. XX век. Россия. Ленин. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. XX век. Россия. Революция. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Квазирелигия. Абсолютизация относительного. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Квазирелигия. Русской коммунизм — тоталитарная секта. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Коммунизм как религия. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Революция есть искупление. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Атеизм. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Большевизм. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Восток и Запад. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Максимализм. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Мессианство. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Нигилизм. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Опасность обуржуазивания. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Рeлигиoзная целостность pyccкoй дyши. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Социализм и христианство. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Утопический этатизм. Бердяев, Николай
|