|
|
|
Коммунизм. Квазирелигия Русский коммунизм как тоталитарная секта
По работам
Николая Бердяева
Русский атеизм есть религиозный феномен
Революция низвергает «общее», давившее человеческую личность, но она подавляет его новым «общим», обществом, которое требует себе
полного подчинения человека.
Это есть роковая диалектика в развитии революционно-социалистической и атеистической мысли. Русский атеизм, который оказался связанным с социализмом, есть
религиозный феномен.
В основе его лежала
любовь к правде.
Белинский был уже проникнут сектантским духом, который так характерен для русской революционной интеллигенции.
Коммунистическая партия — атеистическая секта
Коммунистическая партия по своей структуре, по душевному складу своих адептов представляет что-то вроде атеистической секты,
религиозной атеистической секты, захватывающей в свои руки власть.
Обязательность целостного, тоталитарного миросозерцания
Большевизм воспользовался всем для своего торжества. … Он воспользовался свойствами русской души, во всем противоположной секуляризированному буржуазному обществу, ее религиозностью, ее догамтизмом и максимализмом, ее искаянем социальной правды и царства Божьего на земле, ее способностью к жертвам и к терпеливому несению страданий, но также к проявлениям грубости и жестокости, воспользовался русским мессианизмом, всегда остающимся, хотя бы в бессознательной форме, русской верой в особые пути России. … Он провозгласил обязательность целостного, тоталитарного миросозерцания, господствующего вероучения, что соответствовало навыкам и потребностям русского народа в вере и символах, управляющих жизнью. … Народная душа легче всего могла перейти от целостной веры к другой целостной вере, к другой ортодоксии, охватывающей всю жизнь.
Как религиозное верование, коммунизм эксклюзивен
Непримиримо враждебное отношение коммунизма ко всякой религии не есть явление случайное, оно принадлежит к самой сущности коммунистического миросозерцания. Коммунистическое же государство есть диктатура миросозерцания.
Коммунистический строй есть крайний этатизм, в нем государство тоталитарно, абсолютно, он требует принудительного единства мысли.
Коммунизм воздвигает гонения на все церкви и более всего на церковь православную, ввиду ее исторической роли. Коммунисты исповедуют воинствующий атеизм и они обязаны вести антирелигиозную пропаганду. Коммунизм, не как социальная система, а как религия, фанатически враждебен всякой религии и более всего христианской.
Он сам хочет быть религией, идущей на смену христаанству, он претендует ответить на религиозные запросы человеческой души, дать смысл жизни.
Коммунизм целостен, он охватывает всю жизнь, он не относится к какой-либо социальной области. Поэтому его столкновение с другими религиозными верованиями неизбежно. Нетерпимость, фанатизм всегда имеют религиозный источник. Никакая научная, чисто интеллектуальная теория не может быть столь нетерпима и фанатична.
Как религиозное верование, коммунизм эксклюзивен.
Огромную роль тут играет русский религиозный темперамент, русская сектантская и раскольничья психология. Но непримиримое, воинствующее отношение к религии было предопределено самим Марксом. Маркс сказал в «Введении к критике философии права Гегеля», что «религия есть опиум для народа», фраза получившая столь актуальное значение в России. Маркс думал, что для освобождения рабочего класса, а следовательно и всего человечества, нужно вырвать из человеческого сердца религиозное чувство. Маркс говорил: «не релииозная свобода совести, а освобождение совести от религиозного суеверия».
Сектантская нетерпимость русской интеллигенции
Вся история русской интеллигенции подготовляла коммунизм.
В коммунизм вошли знакомые черты: жажда социальной справеддивости и равенства, признание классов трудящихся высшим человеческим типом, отвращение к капитализму и буржуазии,
стремление к целостному миросозерцанию и целостному отношению к жизни, сектантская нетерпимость,
подозрительное и враждебное отношенне к культурной элите, исключительная посюсторонность, отрицание духа и духовных ценностей, придание материализму почти теологического характера. Все эти черты всегда были свойственны русской революционной и даже просто радикальной интеллигенции.
См. также
-
Апостасия. Идолопоклонство. Бердяев, Николай
-
Апостасия. Цезарепапизм и папоцезаризм. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. XX век. Россия. Большевизм. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. XX век. Россия. Диктатура. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. XX век. Россия. Коммунизм в России. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. XX век. Россия. Ленин. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. XX век. Россия. Революция. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Квазирелигия. Абсолютизация относительного. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Квазирелигия. Русской коммунизм — тоталитарная секта. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Коммунизм как религия. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Революция есть искупление. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Атеизм. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Большевизм. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Восток и Запад. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Максимализм. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Мессианство. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Нигилизм. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Опасность обуржуазивания. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Рeлигиoзная целостность pyccкoй дyши. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Социализм и христианство. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Утопический этатизм. Бердяев, Николай
|