Фрагмент из сочинения «Главы против Гая» (Текст цитируется по: Дионисий бар Салиби «Комментарий к Апокалипсису»
[Ms. Rich. 7185, f. 9v-10r]):
«И Он схватил дракона, древнего змея, который и есть диавол и сатана, и связал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его и запечатлел над ним знак, дабы он не прельщал народы, доколе не окончится тысяча лет;
после же сего ему надлежит быть освобожденным на малое время»
(Откр 20:2-3).
Гай еретик возразил так: Сатана связан здесь, по написанному:
«Вошел Христос в дом сильного и связал его,
и нас,
[то есть принадлежащие] ему вещи, похитил»
(Мф 12:29).
Ипполит опровергает его в этом и говорит:
Если диавол связан, как же он тогда прельщает верующих,
преследует и похищает людей?
И если ты говоришь, что он связан в отношении верующих,
то как он тогда смог приступить ко Христу, Который не совершил греха?
Как
[сказано]:
«Придет князь и греха не найдет во Мне»
(Ин 14:30).
Итак, если он связан, то почему Господь учил нас молиться, дабы избавиться нам от лукавого (ср.
Мф 6:13)?
Или почему Он просил испытать Симона и апостолов (ср.
Лк 22:31)?
И как тот, кто связан, мог беспокоить и досаждать ученикам?
«Ибо брань наша не против крови и плоти, но против князей, против властей тьмы века сего»
(Еф 6:12).
Если он связан, то он не вел бы брань и не похищал бы слово, которое было посеяно (Мф 13:19),
как сказано в притче о семени.
[Слова]
«связал сильного» имеют такой смысл: Он упрекает и пристыжает тех, кто не пришел к Нему, когда Он выступал против диавола, дабы очистить их от его рабства и сделать их сыновьями Отцу.
И это доказывается тем, что Он говорит после этого:
«Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточением расточает»
(Мф 12:30).
Итак, в конце времен, диавол будет связан и низвержен в бездну
(Откр 20:1-3),
когда придет Господь, как сказал Исаия:
«Нечестивый будет изъят, чтобы не видеть славы Господней»
(Ис 26:10).
И число лет — это не число дней, но оно обозначает длительность одного дня (ср.
2 Пет 3:8)
славного и совершенного, в который, при пришествии Царя во славе со своими павшими
[воинами], творение будет блистать, согласно
[сказанному]:
«Солнце будет сиять в семь раз
[сильнее]»
(Ис 30:26),
а праведники в то время будут есть с Ним и пить Его вино. Это —
«день, егоже сотвори Господь»
(Пс 117
[118]:24),
о котором говорил Давид.
Итак, когда Иоанн увидел духовным оком славу того дня, он сравнил его с длительностью в тысячу лет, по
[сказанному]:
«Один день в веке праведников — словно тысяча лет»
(2 Пет 3:8).
А числом этим он показывает, что тот день будет совершенным для тех, кто будет верить.
А то, что Он сказал, что после тысячи лет он
[Сатана]
будет освобожден и будет обольщать народы (ср.
Откр 20:7-8),
то это
[означает]
следующее: по справедливости он будет развязан, брошен в огонь и осужден (ср.
Откр 20:10),
вместе с теми, кто объединился с ним прежде, когда он объединял вокруг себя врагов Царства, и Гога и Магога
(Откр 20:8).
(Перевод с сирийского: священник Сергий Ким;
ср. John Gwynn. Hippolytus and his «Heads against Caius
[Gaius]»).
66. А Павел апостол о воскресении праведных, пиша к Фессалоникийцам, говорит:
не хощу же вас не ведети о умерших, да не скорбите, якоже и прочие не имущий упования. Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог
умершия во Иисусе приведет с ним.
Cue бо вам глаголем словом Господним, яко мы живущий, оставшии в пришествие Господне, не имамы предварити умерших: яко Сам Господь в повелении, во гласе и в трубе Божий снидете с небесе, и
мертвии о Христе воскреснут первее:
потом же мы живущий оставшии купно с ними восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем
(1 Сол. 4:13-17).