|
|
|
Царство Божие. Неизбежность прихода
По работам
прот. Сергия Булгакова
9
Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах!
да святится имя Твое;
Лк 11, 2.
10
да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11
хлеб наш насущный дай нам на сей день;
12
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
13
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
47
Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
48
который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
Ударение падает в этой притче на слова «невод наполнился рыбами всякого рода». В Царствие Божие входят, таким образом, разные элементы — по крайней мере в течение процесса вызревания, который уподобляется тому времени, в которое далеко закинутый в море невод
медленно вытягивают на берег,
для того, чтобы потом разобрать все, что попало в него.
26
И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,
27
и спит, и встает ночью и днем;
и ка'к семя всходит и растет, не знает он,
28
ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.
29
Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
26
Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы;
и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
30
если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
Притча о семени говорит о самостоятельной, самозаконной и все превозмогающей силе, присущей Царствию Божию. Поэтому нет оснований заботиться о безопасности дела Божия и бояться, что оно не удастся.
Притча о семени говорит
о самостоятельной, самозаконной и все превозмогающей силе,
присущей Царствию Божию. Поэтому нет оснований заботиться о безопасности дела Божия и бояться, что оно не удастся. Вызревание мира происходит само собой — силой заложенных в нем возможностей. И наши тщетные стремления исправить дело Божие так же неуместны, как желание прибавить себе росту и т.п.. Подчеркивается значение Промысла, который выявляется даже в отношении птиц и цветов — кольми паче в отношении человека.
Религиозно-практические выводы.
Притча о семени, указывая на таинственность прорастания Царствия Божия и на его
независимость от человеческих желаний,
подчеркивает ограниченность человеческого знания, видящего только данный статический момент и не постигающий таинственной сущности органической жизни. Практическим выводом отсюда является указание Св. Отцов «себя не мерить». Человек, изнемогающий от уныния, потому что он не видит плодов своей религиозной жизни и с другой стороны — человек, видящий подлинные и мнимые плоды ее — оба не правы, потому что судят о том, о чем не может судить человеческий разум. Только в отношении ко всем моментам временного процесса возможна оценка того или иного духовного момента, но такое видение всего в одном мгновении присуще только Богу. Поэтому притча учит большему доверию в отношении Промысла.
Притча о зерне горчичном и о закваске
31
Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,
Мк 4, 30.
Лк 13, 18.
32
которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
33
Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
Лк 13, 20.
Сила, скрытая в зерне и в закваске, таинственна;
она действует самостоятельно и независимо — раз брошенная в данную среду — и совершенно непонятная человеческому разуму. Божественная сила действует незаметно и невидимо.
1. В чем общий смысл этих притч?
В обеих притчах подчеркнута противоположность скромных размеров начального момента духовной жизни и значительности ее результатов. Поэтому логическое ударение падает: в притче о зерне на слова — меньше и больше;
о закваске — вскисло все. Кроме того, эта сила, скрытая в зерне и в закваске, таинственна;
она действует самостоятельно и независимо — раз брошенная в данную среду — и совершенно непонятная человеческому разуму.
2. В чем их различие в изображении?
В притче о зерне указывается на значительность религиозной силы в ее экстенсивном аспекте: из зерна вырастает новое, во много превосходящее его размерами дерево. В притче о закваске та же сила берется со стороны интенсивной: она действует на окружающую среду, претворяет ее, причем количественные соотношения остаются теми же: количество муки во много превосходит закваску.
3. Какие главные черты первой притчи и второй?
В обеих притчах живая сила, скрытая в зерне-закваске, влагается в инородную среду. Влагается потаенно, ибо зерно скрывается в земле, и то же сказано относительно закваски (в греческом тексте — ενεκρυψεν «скрыла», «прикрыла». В недрах этой среды сила Божия прорастает, или давая новую форму (дерево), или претворяя все окружающее.
4. Частные черты притч.
а)
Какое значение имеют птицы небесные?
Птицы, укрывающиеся в листве дерева, указывают, с одной стороны, на значительность дерева, с другой — на универсальность, вселенскость Царства Божия (ибо каждая птица может укрываться в ветвях);
и, наконец, на разнообразие живых существ, спасающихся в церкви (всякие птицы).
б)
Какое значение имеет женщина и три меры муки?
Три меры =
3 саты
=
1 эф
=
20 литров
— максимум того, что можно замесить зараз, т.е. указатель совершенной силы закваски, полной действенности зерна религиозной жизни (она может претворить среду любого объема). Женщина — потому что на Востоке хлеб месят женщины, но можно видеть в ней образ Церкви.
в)
То, что женщина «скрыла» (прикрыла)
закваску мукой?
Образ, заимствованный из действительности, указывает на
незаметность, невидимость действующей божественной силы.
Она скрыта в инородной среде и не отрицает ее, но претворяет силой внутреннего брожения;
сравнение это относится одинаково, как к индивидуальной душе, где инородной средой являются все моменты ее жизни, так и к социальной душе, где среда понимается в буквальном смысле слова.
См. также
|