|
|
|
Суббота святого покоя святых
По мнению Блаженного Августина:
“Пришедшие … к заключению, будто первое воскресение будет телесным, … что якобы у святых надлежало таким образом быть своего рода субботствованию … в виде святого покоя… Мнение это могло бы быть до некоторой степени терпимо, если бы предполагалось, что
в эту субботу святые будут иметь некоторые духовные радости от присутствия Господня.
Некогда и мы думали так. Но коль скоро они утверждают, что воскресшие в то время будут предаваться самым неумеренным плотским пиршествам, на которых будет столько пищи и питья, что они не только не будут соблюдать никакой умеренности, но превысят меру самого неверия, то никто, кроме плотских, никоим образом этому поверить не может.”
Глава VII
Об этих двух воскресениях тот же евангелист Иоанн в книге, называемой Апокалипсис, говорит так, что первое из них, будучи некоторыми из наших не понято, обратилось как бы в своего рода смешные басни. Говорит апостол Иоанн в упомянутой книге: «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диявол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет;
после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет: прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет»
(Апок. XX:1-6).
Пришедшие на основании этих слов Апокалипсиса к заключению, будто первое воскресение будет телесным, остановили, между прочим, особое внимание на числе тысяча, найдя в нем указание на то, что якобы у святых надлежало таким образом быть своего рода субботствованию в продолжение такого периода времени в виде святого покоя после трудов шести тысяч лет с того времени, как был сотворен человек и в наказание за великий свой грех низвергнут из райского блаженства в бедствия настоящей смертности;
так что соответственно словам Писания: «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день»
(2Пет. III:8),
когда исполнится шесть тысяч лет, равняющихся шести дням, последует как бы седьмой день субботы в виде последних тысячи лет, с воскресением, т.е. для празднования этой субботы, святых. Мнение это могло бы быть до некоторой степени терпимо, если бы предполагалось, что
в эту субботу святые будут иметь некоторые духовные радости от присутствия Господня.
Некогда и мы думали так. Но коль скоро они утверждают, что
воскресшие в то время будут предаваться самым неумеренным плотским пиршествам, на которых будет столько пищи и питья, что они не только не будут соблюдать никакой умеренности, но превысят меру самого неверия,
то никто, кроме плотских, никоим образом этому поверить не может. Духовные же называют их, верящих этому, греческим именем χιλιάστας;
переведя это название буквально, мы можем называть их тысячниками. Вдаваться в особое опровержение их было бы долго;
скорее, мы должны в настоящем случае показать, как следует понимать это место Писания.
“Праведные будут царствовать на земле, возрастая от видения Господа и чрез Него навыкнут вмещать славу Божию.”
Вот пример святого, который считает, что “в эту субботу святые будут иметь некоторые духовные радости от присутствия Господня.” Святой Ириней Лионский отнюдь не утвердает, что “воскресшие в то время будут предаваться самым неумеренным плотским пиршествам, на которых будет столько пищи и питья, что они не только не будут соблюдать никакой умеренности, но превысят меру самого неверия.” Он говорит, что “в то время праведные будут царствовать на земле, возрастая от видения Господа и чрез Него навыкнут вмещать славу Божию и будут наслаждаться в царстве обращением и общением с святыми ангелами и единением с духовными существами.”
Глава XXXV. 1.
…
в то время праведные будут царствовать на земле, возрастая от видения Господа и чрез Него навыкнут вмещать славу Божию и будут наслаждаться в царстве обращением и общением с святыми ангелами и единением с духовными существами,
— и относительно тех, кого Господь найдет во плоти ожидающими Бога с неба, которые претерпели гонение, но избегли руки нечестивого: о них то говорит пророк: “и оставшиеся умножатся на земле”
(Ис.6:11-13).
И что верующие, сколько их Бог приготовил, чтобы оставшиеся умножились на земле, будут в Царстве святых служить этому Иерусалиму и Царству (Христа)
в нем, — об этом говорит Иеремия: “посмотри, Иерусалим, на востоке и увидь веселие идущее к тебе от Самого Бога. Вот придут сыны твои, которых ты выпустил, придут собранные от востока до запада словом того святого, радуясь о славе от Бога твоего. Скинь, Иерусалим, одежду плача и скорби твоей и облекись в красоту вечной славы от Бога твоего;
надень на себя двойную одежду правды от Бога твоего, возложи на голову свою митру вечной славы. Ибо Бог явить всей поднебесной твою светлость. Ибо твое имя будет во веки называться от Самого Бога — мир правды и слава чтящему Бога. Восстань, Иерусалим, и стань на высоте, и посмотри на восток, и увидь сынов твоих, собранных от восхода солнца до запада словом того Святого радующихся о памяти Божией. Ибо они отправились от тебя пешком, когда были ведены врагами, приведет же их Бог к тебе несомый со славою, как престол царства. Ибо Бог определил, чтобы смирилась всякая гора высокая и холмы вечные, и чтобы долины наполнились для уравнения поверхности земли, дабы Израиль, слава Божия, ходил безопасно. Леса дадут тень и всякое дерево благовоние для самого Израиля повелевшем Божием. Ибо Бог будет предходить с веселием, светом славы своей, с милосердием и правдою от Него.”
См. также
-
Аврелий Августин,
О граде Божьем
-
Аврелий Августин,
О граде Божьем
-
Прот. Сергий Булгаков,
Эсхатология в Евангелиях («малый апокалипсис»)
и в Откровении.
-
Прот. Сергий Булгаков,
Апокалиптика и социализм.
VI.
Хилиазм и социализм
-
Прот. Сергий Булгаков,
Агнец Божий, Гл. V. Дело Христово,
III. Царское служение Христово
-
Григоренко А. Ю.,
Эсхатология, милленаризм, адвентизм:
история и современность
-
Григоренко А. Ю.,
Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность
[pdf]
-
Лев Тихомиров,
Апокалипсическое учение
о судьбах и конце мира
-
Августин Аврелий
на
Google Book
|