В основе европейского сознания заложены два начала: начало эллинское и начало еврейское;
из их сочетания образовался мир христианский.
Эллинскому сознанию мир представлялся завершенным, существующим в вечном возвращении, в вечном гармоническом круговороте.
“Каким образом впервые пришло сознание, что история свершается…?
… Для этого мы должны обратиться к миру эллинскому и миру еврейскому. Поистине нужно сказать, что в основе европейского сознания заложены эти два начала: начало эллинское и начало еврейское;
из их сочетания образовался мир христианский, который органически соединил в себе два великих мира нашего прошлого и открыл новую жизнь. … Понятие исторического свершения в эллинском мире не существовало;
… Греки воспринимали мир эстетически, как завершенный и гармонический космос;
… движение истории как круговорот.”
(Николай Бердяев).
Каким образом человеческое сознание пришло к тому, что осознало историческое свершение, исторический процесс?
Каким образом впервые пришло сознание, что история свершается, что есть особая реальная действительность, которую мы именуем историческим миром, историческим движением, историческим процессом?
Для этого мы должны обратиться к миру эллинскому и миру еврейскому. Понятие исторического свершения в эллинском мире не существовало;
величайшие греческие философы не могли подняться до сознания исторического свершения, у величайших греческих философов нельзя найти философии истории;
ни у Платона, ни у Аристотеля, ни у одного из величайших греческих философов нельзя найти понимания истории. Я думаю, что это глубочайшим образом связано с греческим мироощущением, с эллинским восприятием мира.
Греки воспринимали мир эстетически, как завершенный и гармонический космос;
величайшие греки, в которых наиболее выразился греческий дух в его силе, а не в слабости, воспринимали мироздание статически, как некоторое классическое созерцание соразмерности космоса. Это характерно для всех греческих мыслителей, они не могли воспринять исторического процесса, исторического свершения, — он не имел исхода, не имел конца, не имел начала, в нем все повторяется,
все находится в вечном круговороте, в вечном возвращении.
Эта цикличность процесса характерна для греческого миросозерцания, оно представляло себе
движение истории как круговорот.
Эллинское сознание всегда было обращено не к грядущему, в котором завершается история, в котором должен быть центр истории и выход, а к прошлому. Для греческого сознания характерно было созерцание законченного гармонического состояния, которое они никогда не связывали с будущим.