В основе европейского сознания заложены два начала: начало эллинское и начало еврейское;
из их сочетания образовался мир христианский.
Основная миссия еврейского народа — сознание исторического свершения.
Эллинскому сознанию мир представлялся завершенным, существующим в вечном возвращении, в вечом гармоническом круговороте.
Идея исторического внесена в мировую историю евреями, и я думаю, что основная миссия еврейского народа была: внести в историю человеческого духа это
сознание исторического свершения,
в отличие от того круговорота, которым процесс этот представлялся сознанию эллинскому. Для сознания древнееврейского процесс этот всегда мыслился в связи с мессианством, в связи с
мессианской идеей.
Сознание еврейское, в отличие от эллинского, было всегда обращено к грядущему, к будущему: это — напряженное ожидание какого-то великого события, разрешающего судьбы народов, судьбу Израиля. Всю мировую судьбу еврейское сознание мыслило не как замкнутый круговорот. Идея истории приурочена к тому, что в грядущем будет какое-то событие, разрешающее историю. Этот характер построения исторического процесса конструировался впервые в еврейском сознании;
здесь впервые появляется сознание «исторического», и поэтому философию Истории надо искать не в истории «греческой» философии, а в Истории еврейства. Такой философией истории была книга пророка Даниила;
в этой книге чувствуется процесс в человечестве, как некая драма, которая ведет к определенной цели. Толкование Даниилом сна Новохудоносора есть первая в истории человечества попытка создать схему истории, которая потом повторялась и дальше развивалась в христианской философии истории. У пророка Иеремии был тот взгляд на историю, что Бог карает народы. Иеремия любил Новохудоносора, как Божье орудие. Этот профетизм еврейского сознания, это обращение к грядущему, конструировало не только философию истории, оно конструировало «историческое». … еврейскому миру дано было открыть историческую драму человеческой судьбы, драму, основанную на свершении какого-то великого события в судьбе еврейского народа и вместе с тем в судьбе всего человечества. Это — древне-еврейская мессианская идея, свойственная исключительно еврейскому народу.
Мессианская идея
и есть специфическая идея, которую еврейский мир внес в историю человеческого духа.