Но впервые мы видим, как укрепляется и распространяется мысль о том, что исторические события имеют ценность
сами по себе
— в той мере, в какой они определены волей Бога. Этот Бог еврейского народа уже не восточное божество, созидающее посредством жестов-архетипов, а
личность,
которая постоянно
вмешивается в
историю
и раскрывает волю свою при помощи событий
(вторжений, осад, битв и т. д.). Исторические факты становятся таким образом «деяниями» человека, стоящего перед Богом, и в качестве таковых приобретают религиозную ценность, которую до сих пор ничто не могло им гарантировать. Поэтому справедливо будет сказать, что евреи первыми открыли значение истории как богоявления — эта концепция, как и следовало ожидать, будет подхвачена и развита в христианстве.
По сравнению с древними и древневосточными религиями, а также с мифологически-философскими концепциями о Вечном Возврате, в том виде, в каком они были разработаны в Индии и в Греции, иудаизм вводит фундаментальное новшество.
Для иудаизма Время имело начало и будет иметь конец.
Идея цикличного Времени превзойдена. Яхве уже проявляется не в
космическом Времени
(подобно богам других религий), а во
Времени историческом, необратимом. Каждое новое проявление Яхве в истории сводится к какому-либо предшествовавшему проявлению. В падении Иерусалима нашел свое выражение гнев Яхве на свой народ, но это был вовсе не тот гнев, что обрушил Яхве на Самарию.
Деяния Яхве — это его
личные
шаги в Истории:
они открывают свой глубокий смысл
лишь его народу, тому народу, что был
избран
Яхве. Историческое событие приобретает при этом новое звучание: оно становится теофанией.
Христианство идет еще дальше в оценке
исторического Времени, ввиду того, что бог воплотился, принял исторически обусловленное человеческое существование. История может быть освящена.
Illud tempus, упоминаемый в Евангелии, это однозначно определенное историческое Время — Время, когда Понтий Пилат был правителем Иудеи,
но оно освящено присутствием Христа. Современный христианин во время литургии приобщается к
illud tempus, когда жил, агонизировал и вознесся Иисус, но ведь речь не идет о каком-то мифическом Времени, но о Времени, когда Понтий Пилат правил Иудеей. И для христианина священный календарь бесконечно воспроизводит одни и те же события из жизни Христа, но они разворачивались в Истории, это уже не события, происходившие у
истока времен, во
«Время начала»
(с тем лишь небольшим отличием, что для христианина Время началось заново с рождением Христа, ведь воплощение основывает новое положение человека в Космосе). Короче говоря,
История
открывается как некое новое измерение присутствия Бога в мире.
История становится
Историей Священной, такой, какой она понималась в первобытных и древних религиях, но только приобретает мифическую форму.
Христианство, таким образом, выливается не в какую-то
философию, а в
теологию
истории, так как вмешательство Бога в Историю, и особенно Воплощение в историческую личность Иисуса Христа, имеет трансисторическую цель:
спасение
человека.