Царствие Божие составляет один добрый улов, а невод, до скончания века содержащий и добрую и худую добычу, есть видимая церковь — действительная и предметная форма царствия Божия.
Эту форму, т.е. церковь, Священное Писание представляет нам в трех главных образах, тесно между собою связанных и соответствующих трем главным моментам ее бытия.
Во-первых, церковь должна
существовать
на реальном основании;
во-вторых, она должна жить и развиваться;
въ-третьих она должна стать
совершенной. Со стороны своего реального существования церковь представляется как
здание, созидаемое Христом, также как град Божий, Новый Иерусалим: сей последний образ есть лишь распространение первого;
со стороны своей жизни церковь представляется как
живое
тело
Христово;
наконец со стороны своего совершенства церковь является как
непорочная
невеста Христова.
«На сем камени созижду церковь Мою», сказал Господь
(Мф. XVI, 18).
«Божие здание есте», говорит апостол Павел
(1 Коринф. III, 9).
И далее: «Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас?»
(ibid. 16).
«Вы бо есте церкви Бога жива, яко же рече Бог: яко вселюся в них»
(2 Коринф. VI, 16).
«Да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть церковь Бога жива, столп и утверждение истины»
(1 Тимоф. III, 15).
«Христос же, яко же сын в дому своем: Его же дом мы есмы»
(Евр. III, 6).
«Едино тело есмы мнози»
(1 Коринф. X, 17).
«Вы же есте тело Христово»
(ibid. XII, 27).
«И того даде главу выше всех церкви, яже есть тело Его, исполнение исполняющего всяческая во всех»
(Ефес. I, 22, 23).
«И той есть глава телу церкве, иже есть начаток, перворожден из мертвых;
яко да будет во всех той первенствуя»
(Колосс. I, 18).
Другие места Нового Завета, где церковь представляется как тело Христово, будут приведены ниже. Что касается до представления церкви в образе невесты или жены Христовой и матери верующих, то можно указать:
Галат. IV, 26-31:
Ефес. V, 23
и след.;
Апокал. ХII,
ХIХ, 2, 3, 9;
ХХII, 17.
Следует заметить в этих текстах основное различие между этими тремя образами, а именно, что Бог живет в церкви, как храме Своем,
чрез
нее, как чрез тело Свое, и с нею, как с женою или невестою Своею. Однако это различие есть только относительное и не упраздняет той аналогии, в силу коей тело есть и храм живущего в нем духа, а жена относится к мужу так же, как тело к главе.
Если мы желаем знать, что преподается нам Божественным откровением о существе церкви, то мы должны прежде всего вникнуть в смысл этих образов, ибо никаких отвлеченных определений того, что есть церковь, мы в Св. Писании не найдем, да и вообще относительно такого сложного, реального и живого предмета, как церковь, конкретные образы ближе к правде и содержательнее, нежели отвлеченные понятия. Здание Христово, тело Христово, невеста Христова —
тут мы имеем самое прямое, точное и полное определение церкви.