Евхаристия начинается с собирания в Церковь и заканчивается восхождением Церкви на небо, в Царствие Небесное, Царствие Божие.
Если
собрание в Церковь
есть, в глубочайшем смысле этого слова, начало евхаристического священнодействия, его первое и основное
условие,
то
конец
и завершение его — во вхождении Церкви на небо, исполнение ее за трапезой Христовой, в Его Царстве. Назвать, исповедать этот конец, эту цель и исполнение Таинства сразу же после исповедания начала — «собрания в Церковь» — необходимо потому, что этот «конец» и являет единство Евхаристии, строй и сущность ее как движения и восхождения, как, прежде всего и превыше всего, — Таинства Царства Божия. И не случайно, конечно, в теперешнем ее чине Литургия начинается с торжественного благословения Царства.
В наши же дни напомнить об этом «конце» особенно необходимо, потому что в том школьном и, в значительной мере, западном учении о таинствах, что в «темные века» пленения Церкви возобладало и на православном Востоке, ни «собрание в Церковь», как начало и условие Таинства, ни восхождение ее к небесному святилищу, к «трапезе Христовой», вообще не упоминаются. Таинство сведено тут к двум «актам», двум «моментам»: к
преложению
евхаристических даров в Тело и Кровь Христовы и к причащению. Определение его состоит в ответе на вопрос —
как,
т. е. в силу какой «причинности», и
когда,
т. е. в какой момент, совершается преложение даров. Иными словами, ответ этот в каждом из таинств заключается в определении присущей данному таинству
таиносовершительной формулы,
которая для совершения таинства одновременно —
необходима и достаточна.
...
Выражается это очевидным желанием
выделить
ту часть молитвы Благодарения, которая отождествляется с «тайносовершительной формулой», сделать ее, так сказать,
независимой и самодовлеющей.
...
К этому учению о «тайносовершительной формуле» мы должны будем вернуться. Сейчас, в этой первой стадии нашего труда, важно для нас заключенное в ней
выделение Евхаристии из Литургии
и тем самым
отделение
ее от Церкви, от ее
экклезиологического
смысла и сущности. Отделение это, конечно, не внешнее, ибо слишком силен в православной Церкви дух традиции, чтобы изменить исконные формы богослужения. И, тем не менее,
отделение это реально.
Реально потому, что Церковь в этом подходе перестает восприниматься как не только «раздаятельница» Таинств, но сама как их
объект
— ее самоисполнение в «мiре сем» как Таинство Царства Божия, «приходящего» в силе. Уже одно то, что из опыта и из объяснений и определений Евхаристии просто
выпали
ее
начало,
т. е. «собрание в Церковь», и
ее конец и исполнение,
т. е. претворение её в то, что она есть — явление и присутствие Царства Божьего, показывает поистине трагическую
ущербность
этого подхода и заключенной в нем редукции.