Жена, облеченная в солнце
  1260.org  
Свящ. Писание     ru     en  
       
 
 
. Загрузить
zip-file
Главная
+ Категории
+ Явления
Ла-Салетт
Фатима
Борен
Хеде
Гарабандал
Зейтун
Акита
Меллерей
Меджугорье
История
Апостасия
Коммунизм
1000 лет
Библия
Богородица
Толкования
Молитва
Посвящение
Розарий
Обожение
Сердце
Жертва
Церковь
Ватикан
Общество
Природа
Персоналии
Тексты
Статьи
Указатель
Ссылки
Литература
email
 
Экклезиологическое самосознание Категория: Церковь Экклезиологическое самосознание. РПЦ

Церковь
Экклезиологическое самосознание
По работам игумена Варсонофия Хайбулина

«Мариоцентризм» экклезиологического самосознания
Народа Церковного

“Церковь есть, прежде всего, те, кто стяжал Дух Божий, а среди них, прежде всего, Та, что стяжала полноту Его благодати.”
(Игумен Варсонофий Хайбулин)

… [Я] говорю … о экклезиологическом самосознании Народа Церковного. Оно должно быть «Мариоцентричным» в той мере, в какой «Иерусалимо-(или Сионо-)центрична» экклезиология Библейских пророков.

Особенно громко проповедуется она в Псалтыри, где рядом с прославлением Имени Божия звучит слава «жилищу Господню».

«Благословен Господь от Сиона, живущий в Иерусалиме!» (Пс.134:21). «Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его. Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне ее город великого Царя. Бог в жилищах его ведом, как заступник» (Пс.47:2-4). «С Сиона, который есть верх красоты, является Бог» (Пс.49:2). «Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова. Славное возвещается о тебе, град Божий» (Пс.86:2-3). «Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего» (Пс.136:5-6).

«Иерусалим — начало веселия пророческого!» В Новозаветном благочестии эта истина выражена восклицанием великого Богородичного святого: «Богородица — радость всех радостей

Теперь вспомним, что на вечерне Богородичных праздников читаются ветхозаветные паримии, посвященные «Дому Божию, Храму Господню, Дому Премудрости». Все эти имена «жилища Господня» православное богослужение относит к Личности Божией Матери, как «обители всецелой благодати Всесвятаго Духа» (Преп. Ефрем Сирин).

Церковь есть, прежде всего, те, кто стяжал Дух Божий, а среди них, прежде всего, Та, что стяжала полноту Его благодати.

Что касается Народа Церковного, то он тоже именуется Домом Божиим, но при соблюдении условия, о котором напоминал Евреям св. апостол Павел: «Дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (Евр.3:6).

Дерзновение и упование, составляющие высшую славу, высшую похвалу Нового Израиля, соделывают его Домом Божиим, если (и до тех пор пока) они вдохновляются Верой. Верой не только в вочеловечение и искупительный подвиг Сына Божия, но и в уже свершившееся всецелое обожение Матери Его. В этом обожении Матери Света Церкви в самый день ее рождения даровано эсхатологическое завершение и царственное увенчание.

Если это условие Новый Израиль не соблюдает, то он перестает быть Домом Божиим, перестает быть столпом и утверждением Истины (см. 1Тим.3:15), «неодолимым вратами ада» (Мф.16:18).

«Мариоцентризм» экклезиологического самосознания Церковного Народа означает, что по мере возрастания «Пшеницы Божией» до жатвенной зрелости мы должны стараться видеть и слышать очами и ушами Предоброго и Пречистого Сердца, «обители всецелой благодати Святаго Духа» (преп. Ефрем Сирин). Церковь есть образ Святой Троицы. Святой Дух соединяет множество уверовавших сердец во единое сердце (Деян.4:32) единением подоботроическим. Единоначалие Отца, обеспечивающее совершенное единение Трех Ипостасей, должно (с необходимыми оговорками) отображаться в единоначалии Матери среди тех, кто составляет «женскую» сторону Агнчьего Брака, кто носит не терпящее множественного числа имя Жена, Невеста Агнца. Их единение можно изобразить схемой сходящихся концентрических кругов в священном средоточии, которым является Предоброе и Пречистое Сердце Матери Света.

Экклезиологическое самосознание Народа Божьего должно быть «Мариоцентричным» постольку, поскольку «Иерусалимоцентричным» было религиозное сознание пророков Ветхого Израиля.

Так, в состоянии «приступления к Горе Сион»…, к «Небесному Иерусалиму» (Евр.12:22) Новозаветный Израиль был носителем божественного совершенства всеведения (1Ин.2:20). Ибо это приступление к священному центру обетованной «доброй земли» означало внутреннюю, сердечную близость к подоботроическому единению многих сердец во единое Предоброе и Пречистое Сердце (Деян.4:32), в котором — полнота стяженной Благодати и прочие совершенства Церкви — Жены, Невесты Агнца. Чтобы Народ Божий мог становиться носителем этих совершенств, необходимо, по меньшей мере, чтобы его экклезиологическое самосознание было «Мариоцентричным» постольку, поскольку «Иерусалимоцентричным» было религиозное сознание пророков Ветхого Израиля и их эсхатологический оптимизм. В этом смысле «Иерусалим во главе веселия» царственного Псалмопевца (Пс.136:6) равнозначен «Радости всех радостей» преподобного Серафима Саровского.

Победить весь Народ Божий можно только соделав «пробоину» в «щите веры», которым угашаются раскаленные стрелы лукавого (Еф.6:16), веры, которую мы единомысленно исповедуем и которая соединяет нас во единое воинство Божие. Проникнув сквозь эту «пробоину», стрелы лукавого могут разрушить в народе церковном упование, которое составляет высшую славу Церкви, вследствии чего он перестает быть Домом Божиим (Евр.3:6).

Действительно, они рассеивают экклезиологическое самосознание Народа Божия таким образом, что оно перестает быть «Мариоцентричным» и одновременно извращают его эсхатологическое сознание так, что он забывает конечную цель исторического пути — обетованную «добрую землю», ее священный единящий Центр в Новозаветном смысле священно-топографических образов Библии.

Игумен Варсонофий (Хайбулин)
Опознание времени
Газета «Православная Кубань»
№1 (36) март 2010 — №4 (38) ноябрь-декабрь 2010
онлайн

Имя Иерусалим («жилище Господне» — см.: Пс. 134, 21) является одним из множества библейских наименований священного центра обетованной доброй земли. В притче о Сеятеле (Лк. 8, 8-15) Спаситель разъяснил новый смысл этого древнего библейского образа (см.: Втор. 3, 25; 4, 21; 8, 7, 10). В свете этого толкования священным средоточием обетованной земли становится Предоброе и Пречистое Сердце матери Девы. В Новозаветных условиях библейский «Иерусалимоцентризм» (см.: Пс. 134, 21 Пс. 136, 6) должен быть прочитан как «Мариоцентризм» экклезиологического самосознания народа Божия.

Соответственно этому ветхозаветные паримии о «Доме Божием» (см.: Быт. 28, 17), «Доме Господнем» (см.: Иез. 44, 4), «Доме Премудрости» (см.: Притч. 9, 1) православное богослужение относит к Личности Приснодевы. «Дом Божий» в безусловном значении — это Она, Богоматерь. А мы, народ Божий, именуемся домом Его условно, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца (Евр. 3, 6).

См. также

Ссылки

Литература

       
     
        Если Вам нравится этот сайт
пожалуйста поддержите нас.
       
       
       
Контактная информация     © 2012—2017    1260.org     Отказ от ответственности