|
|
|
Общество. Восток-Запад Различие культур
По работам
Владимира Соловьева
Восток и Запад должны прийти к единству
“В тот день
Израиль будет третьим
с Египтом и Ассириею;
благословение будет посреди земли”
(Ис.19:24).
23
В тот день из Египта в Ассирию будет большая дорога, и будет приходить Ассур в Египет, и Египтяне - в Ассирию;
и Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу.
Ис 11, 16.
Ис 35, 8.
Ис 57, 14.
Деян 15, 17.
24
В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассириею;
благословение будет посреди
(קֶרֶב)
земли,
25
которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой - Египтяне, и дело рук Моих - Ассирияне, и наследие Мое - Израиль.
Ос 2, 1.
Христианская политика должна подготовлять пришествие царства Божия для всего человечества как целого, состоящего из больших частей — народов, племен и государств.
Наша история навязала нам три великие вопроса, решением которых мы можем или прославить имя Божие и приблизить Его царствие исполнением Его воли, или же погубить свою народную душу и замедлить дело Божие на земле. Эти вопросы суть: польский (или
католический),
восточный
вопрос и
еврейский.
Эти три вопроса, в тесной связи между собою, суть лишь разные исторические формы того великого спора между Востоком и Западом, который проходит через всю жизнь человечества. … С тем же великим спором Востока и Запада связан, как мы дальше увидим, и другой наш более глубокий внутренний недуг — церковный раскол.
Основания культур западной и восточной
Основание восточной культуры — подчинение человека во всем сверхчеловеческой силе;
основание культуры западной — самодеятельность человека.
Восточные культуры образовались на почве
родового
быта;
западные произошли под преобладающим влиянием быта
дружинного.
С самого начала человеческой истории ясно обозначилась противоположность двух культур — восточной и западной. Основание восточной культуры — подчинение человека во всем сверхчеловеческой силе;
основание культуры западной — самодеятельность человека. Та сверхчеловеческая сила, которой подчинялась восточная жизнь, многочастно и многообразно изменяла свои проявления соответственно различию племен и эпох;
многоразлично проявлялось и человеческое начало в жизни западной. Но различие всех этих частных форм не закрывает существенного контраста двух образований. Контраст этот достаточно резко выразился уже и в древней истории. Восточные культуры образовались на почве
родового
быта;
западные произошли под преобладающим влиянием быта
дружинного. По указанию Аристотеля, на Востоке народ слагался из
управляемых, т.е. из целых родов или домов, откуда вытекает монархия как домашняя форма правления. В Элладе же (и на всем Западе)
народ слагался из вольных людей, откуда происходит республика.
Исходя из подчинения сверхчеловеческому началу, восточное образование выработало свой определенный нравственный идеал, главные черты которого суть смирение и полная покорность высшим силам. Легко видеть оборотную сторону этих добродетелей: раболепство, косность и апатию. Привязанность к преданию и старине вырождаются в замкнутость и застой.[*]
В сфере общественной и политической дух восточных народов выработал патриархальную деспотию;
чистейшее же его выражение здесь есть
теократия. … Таким образом, и в общественной жизни, и в мышлении, и в искусстве все служило божеству, силы же чисто человеческие имели вполне подчиненное и пассивное значение.
Роли переменились на Западе. Западную культуру в древнем мире выработали греческие республики и Рим. Греческие города были основаны дружинами бездомных пришельцев;
Рим был основан шайкой разбойников. Отсюда добродетели западного человека — независимость и энергия;
пороки — личная гордость, склонность к самоуправству и раздорам. Общественная жизнь греков и римлян определялась самоуправлением граждан, материально обеспеченных классом рабов и полурабов. Умственная деятельность и художественное творчество получают здесь решительную свободу от религии;
вместо восточной теософии и теургии эллинский гений дает человечеству чистую философию и чистое искусство. Везде мы встречаемся здесь с самодеятельностью человеческого начала, и недаром впоследствии изучение классического мира названо было
humaniora.
[*]
В этом смысле чистейший образец восточной культуры представляет нам замкнутый
неподвижный
Китай;
но именно поэтому китайская культура и не входит в общую историю человечества, ибо история есть
движение.
Богочеловечество
Открывшаяся в Христе тайна Богочеловечества — личное соединение совершенного Божества с совершенным человечеством — не составляет только величайшую богословскую и философскую истину, — это есть узел всемирной истории. В Христе находят свою полноту и удовлетворение исторический Восток, верящий и поклоняющийся совершенному Божеству, но не могущий осуществить Его, только ищущий Его, и исторический Запад, верящий и поклоняющийся совершенному человеку, но с отчаянием находящий его под конец только в обезумевшем от самовластия Кесаре. Воплощенная истина говорит Востоку: совершенное Божество, которого ты ищешь, ты можешь найти только в соединении с настоящим человечеством, и цари-волхвы с Востока приходят поклониться рожденному Богочеловеку. Христос говорит Западу: человек, которого ты ищешь, не может быть только человеком;
совершенный человек есть лишь явление совершенного Бога, — и владыка Запада Рим, в лице Понтийского Пилата, торжественно утверждает эту истину и указывает на Христа: се человек.
… Мы видели, что Запад, ушедший от подчинения божественному началу, подчинился произволу обоготворенного чудовища, в то время как Восток замер в своих окаменевших формах. Разлучение божественного и человеческого начала отнимало у человечества истинную жизнь. Ни древний Восток со своим бесчеловечным богом, ни древний Запад со своим безбожным человеком, возведенным в боги, не представляли собою истинного, нормального человечества, которое, во-первых, должно жить само и, во-вторых, должно жить во что-нибудь высшее, осуществлять вселенское дело Божие. Только открывшееся в Христе внутреннее соединение обоих начал дало человечеству возможность этой истинной жизни.
Человечество является теперь как живое богочеловеческое тело, или
церковь.
Вселенская христианская церковь, говоря исторически, есть полный синтез восточной и западной культуры. …
…
Церковь, как собирательное тело совершенного Богочеловека, держится внутренним сочетанием божественного и человеческого элементов. В этом сочетании, т.е. в истине богочеловека и богочеловечества, вся сущность церкви. Реализовать ее в себе является историческою задачею церкви, исполнением которой она возрастает в полноту возраста Христова. …
…
… В том, что было камнем преткновения для природного человека, соблазном для одних и безумием для других, просвещаемая Духом Святым церковь узнала божественную силу и мудрость и любовь. Здесь была сила, ибо тот, кто принимает на себя грех мира, внутренне побеждает мировое зло и спасает мир, сильнее того, кто может только показаться в пределах мира, чтобы уйти из него со своими. Здесь была мудрость, ибо примирение двух противоположных начал в живой действительности устраняет нелепые крайности бесчеловечного бога и безбожного человека и дает смысл всему существующему;
здесь была любовь, ибо вместо высокомерия мнимых божественных людей, отрицающих мир, является смирение истинного Бога, послужившего миру и научившего всех такому служению любви.
Христианская Церковь в истории
Христианская Церковь в историческом смысле представляет собою примирение двух образовательных начал: восточного, состоящего в пассивной преданности божеству, и западного, утверждающего самодеятельность человека. Для церкви нужно одинаково и то и другое, нужно, чтобы человечество добровольно и, следовательно, самостоятельно исполняло признанную им над собою волю Божию. Человечество, входящее в состав Церкви, должно, во-первых,
верить
в открытую ему сверхчеловеческую истину и, во-вторых,
действовать
для проведения этой истины в свой человеческий мир.
Жизнь Церкви как
богочеловеческого
тела по существу своему слагается из двух элементов: данной истины Божией и сообразной с нею деятельности человеческой. Эти две стороны истинной религии тесно связаны между собою, ибо та же самая благодать Божия, которая действовала в первоначальном откровении истины, она же руководит человечество и в дальнейшем осуществлении этой истины на земле. Но благодать Божия не может действовать насильственно;
проникая человеческую волю, она не уничтожает ее, — как солнечный луч, проникая чрез воздушную среду, не уничтожает воздуха, а только согревает и освещает его. Таким образом, в деле Божием всегда сохраняется различие между божественным и человеческим действием.
Идеал Церкви — не в слиянии этих двух различных действий, а в их
согласовании. Но этот идеал, данный в лице Богочеловека, Им только одним и осуществлен вполне, …
Православный Восток, с величайшей ревностью охраняя святыню Божией церкви и веры, нисколько не заботился о том, чтобы его собственная действительность была сообразна этой святыне. …
Восточные христиане потеряли то, в чем грешили, в чем не были христианами — независимость политической и общественной жизни. Но они сохранили то, что берегли и в чем не погрешали: истинную веру и святыню церкви Божией.
См. также
-
Общество. Восток-Запад. Христианские Восток и Запад. Соловьев, Владимир
-
Коммунизм. Россия. Восток и Запад. Бердяев, Николай
-
История. Новое средневековье. Бердяев, Николай
-
История. Новое средневековье. Борьба религий. Бердяев, Николай
-
Общество. Восток-Запад. Универсализм и национализм. Бердяев, Николай
-
История. Смысл истории. Бердяев, Николай
-
История. Смысл истории. Булгаков, Сергий
-
История. Конец истории. Бердяев, Николай
-
История. Конец истории. Булгаков, Сергий
-
История. Трагедия истории. Бердяев, Николай
-
Категория: Церковь. Цель Жизни
|