|
|
|
Общество. Восток-Запад Христианские Восток и Запад
По работам
Владимира Соловьева
Восток и Запад должны прийти к единству
“В тот день
Израиль будет третьим
с Египтом и Ассириею;
благословение будет посреди земли”
(Ис.19:24).
23
В тот день из Египта в Ассирию будет большая дорога, и будет приходить Ассур в Египет, и Египтяне - в Ассирию;
и Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу.
Ис 11, 16.
Ис 35, 8.
Ис 57, 14.
Деян 15, 17.
24
В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассириею;
благословение будет посреди
(קֶרֶב)
земли,
25
которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой - Египтяне, и дело рук Моих - Ассирияне, и наследие Мое - Израиль.
Ос 2, 1.
Христианская политика должна подготовлять пришествие царства Божия для всего человечества как целого, состоящего из больших частей — народов, племен и государств.
Наша история навязала нам три великие вопроса, решением которых мы можем или прославить имя Божие и приблизить Его царствие исполнением Его воли, или же погубить свою народную душу и замедлить дело Божие на земле. Эти вопросы суть: польский (или
католический),
восточный
вопрос и
еврейский.
Эти три вопроса, в тесной связи между собою, суть лишь разные исторические формы того великого спора между Востоком и Западом, который проходит через всю жизнь человечества. … С тем же великим спором Востока и Запада связан, как мы дальше увидим, и другой наш более глубокий внутренний недуг — церковный раскол.
Сущность великого спора между христианским Востоком и христианским Западом сводится к следующему вопросу: имеет ли Церковь Божия определенную практическую задачу в человеческом мире?
Сущность великого спора между христианским Востоком и христианским Западом изначала и до наших дней сводится к следующему вопросу: имеет ли Церковь Божия определенную
практическую задачу
в человеческом мире, для исполнения которой необходимо объединение всех церковных христианских сил под знаменем и
властью центрального церковного авторитета?
Другими словами, вопрос в том: должна ли Церковь представлять собою на земле
деятельное царство Божие
и, следовательно, быть единой и сосредоточенной, ибо царство,
разделившееся на ся,
не устоит, а Церковь, по обетованию евангельскому, устоит до конца, и врата адовы не одолеют ее?
В этой истории христианство явилось как соединение и внутреннее примирение восточного и западного образования в истине богочеловечества.
Православный Восток никогда не может быть
обращен в латинство,
ибо в таком случае Церковь Вселенская превратилась бы в Церковь Латинскую и само христианство потеряло бы свое особенное значение в человеческой истории. Мы знаем, что в этой истории христианство явилось как соединение и внутреннее примирение восточного и западного образования в истине богочеловечества. Поэтому, если бы одно из этих образований получило исключительное преобладание с поглощением другого, то самый характер христианства в его историческом призвании был бы нарушен, оно перестало бы служить выражением и воплощением во всемирной истории идеи богочеловечества.
Мир должен свободно придти к Богу
… Вл. Соловьев признает положительное значение за отпадением природных человеческих сил от Бога, ибо после отпадения делается возможным свободное соединение человека с Богом. Царство Божие не может быть осуществлено путем принуждения и насилия. Принудительная теократия должна была пасть, и человек должен был вступить на путь свободного раскрытия своих сил. Вл. Соловьев думает, что мир должен пройти через свободу и свободно придти к Богу.
Творческое задание и призвание Церкви в истории
Сущность истинного христианства есть перерождение человечества и мира в духе Христовом, превращение мирского царства в Царство Божье (которое не от мира сего).
Сосредоточиться-ли и объединиться-ли вся жизнь человечества?
Когда римские легионы явились за Евфратом и близ границ Индии, а евреи Петр и Павел стали проповедовать новую религию на улицах Вечного города, восточного и западного мира уже не было — произошло двойное объединение исторического человечества: внешнее — во
всемирной
империи и внутреннее — во
вселенской
церкви. Тут уже мы не имеем рядом двух культур, а имеем две общие концентричные сферы жизни: одну, высшую и более внутреннюю — церковь, и другую, низшую и внешнюю, периферическую — гражданское общество;
но затем это последнее, принимая христианскую веру, ставит себя во внутреннюю зависимость от церкви, в которой и должна сосредоточиться и объединиться вся жизнь человечества.
Вл. Соловьев всегда понимал христианство не только как данность, но и как
задание, обращенное к человеческой свободе и активности. В этом его великая заслуга. Дело Христово в мире есть прежде всего любовь. И дела любви, по соловьевскому сознанию, нужны не для оправдания делами или верой, а для осуществления Царства Божьего. …
"Совершение Церкви или создание христианской культуры в мире требует, кроме руководства вселенской власти, также свободного действия личных человеческих сил". В богочеловечестве коллективно должно произойти такое же соединение двух природ, какое индивидуально произошло в Богочеловеке-Христе. Согласно своей первоначальной схеме, Соловьев думал, что богочеловечество явится в результате соединения божественного начала, преимущественно выраженного на Востоке, с человеческим началом, преимущественно выраженным на Западе. … Симпатии Вл. Соловьева к католичеству определялись его убеждением, что организованная человеческая активность сильнее в католичестве, а православие слишком пассивно. Эти католические симпатии определялись у него извне, а не изнутри самой догматической системы католичества. Соловьев дорожил идеей догматического развития Церкви, в котором он видел проявление человеческой действенности, и видел больше такого развития на Западе, чем на Востоке. …
"Существенное и коренное отличие нашей религии от других восточных, —
пишет Вл. Соловьев, —
в особенности от мусульманской, состоит в том, что христианство, как религия богочеловеческая, предполагает действие Божие и вместе с тем требует и действия человеческого. С этой стороны осуществление Царства Божьего зависит не только от Бога, но и от нас, ибо ясно, что духовное перерождение человечества не может произойти помимо самого человечества, не может быть только внешним фактом;
оно есть
дело, на нас возложенное,
задача, которую мы должны разрешить".
Свободное возвращение в дом Отца нащего
“Идите прямо путями вашими, доколе не увидите пропасть перед собою…”
Велика истина и превозмогает!
(2Езд.4:41).
Всеединая премудрость божественная может сказать всем ложным началам, которые суть все ее порождения, но в раздоре своем стали врагами ее, — она может сказать им с уверенностью: “Идите прямо путями вашими, доколе не увидите пропасть перед собою;
тогда отречетесь от раздора своего и все вернетесь, обогащенные опытом и сознанием, в общее вам отечество, где для каждого из вас есть престол и венец, и места довольно для всех, ибо в дому Отца Моего обителей много”
(Ин.14:2).
Вл.Cоловьев враг всякого национального партикуляризма. Он предчувствует роль панмонголизма.
Он
[Вл.Cоловьев]
представитель русской всечеловечности, враг всякого национального партикуляризма. Он христианский универсалист, жаждет соединения церквей и одно время склонялся к католичеству. … Вл.Cоловьев предчувствует роль панмонголизма и опасность, грозящую России и Европе от желтой расы. И у Вл.Cоловьева, как и у Леонтьева, апокалиптические настроения, чувство наступления конца означает не наступление конца мира, а конца исторической эпохи, предчувствие исторических катастроф. Это апокалипсис внутри истории.
См. также
|