Мефо́дий Пата́рский (греч. Μεθόδιος Πατάρων), или Мефо́дий Олимпи́йский (около 260 — 312)
— христианский богослов, автор сочинений против Оригена, нравственных поучений и толкований Священного Писания. Сочинения Мефодия включены в 18-й том Patrologia Graeca. Почитается в лике священномучеников, память в Православной церкви 20 июня (по юлианскому календарю), в Католической церкви 20 июня по григорианскому календарю.
Речь IX. Тисиана
…
Глава III. Каким образом каждый должен приготовляться к будущему воскресению?
На испытание в первый день воскресения приношу ли я заповеданное, украшена ли я плодами добродетели, осенена ли ветвями девства?
Представь, что воскресение есть устроение кущи. Представь, что принимаемое на устройство этой кущи суть дела правды. Итак разбираю требующее в первый день, т.е. в тот день, в который я предстаю на суд, украсила ли я свою кущу тем, что заповедано, находится ли в ней то, что нам повелевается в здешнем мире приобрести, а там принести Богу?
Займемся же рассмотрением того, что следует далее. «В первый день, – говорится, – возьмите себе красивый древесный плод, и ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных, и верб, и ветви агноса речного, и веселитесь пред Господом Богом вашим»
(Лев.23:40).
Под красивейшим плодом древесным необрезанные сердцем Иудеи разумеют лимонное дерево по его величине, и не стыдятся утверждать, что Бог, Которому недостаточны для всесожжения все животные земные и ливан для курения, чтится лимонным деревом. И притом, о упорные, если красиво лимонное дерево, то разве не более красива виноградная лоза?
– разве не красиво гранатовое дерево?
– разве не красива яблоня и другие плодовые деревья, которые гораздо лучше лимонного?
Так и Соломон, упоминая в Песни Песней
(Песн.4:13)
обо всех этих прекрасных деревьях, умолчал только о лимонном. Но они неразумные впали в заблуждение, не поняв (что здесь говорится)
о древе жизни, которое прежде произрастало в раю, а теперь для всех произрастила Церковь, которое приносит прекрасный и красивый плод веры. Этот-то плод мы и должны принести, пришедши в первый день праздника на суд Христов, и если мы не будем иметь такого плода, то не будем праздновать вместе с Богом и, по словам Иоанна,
не будем «иметь участия в воскресении первом»
(Апок.20:6).
Ибо древо жизни есть первородная из «всех» Премудрость.
"Она, – говорит пророк, – древо жизни для тех, которые приобретают ее, и твердыня для тех, которые опираются на нее, как на Господа»
(Притч.3:18);
«древо, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое»
(Пс.1:3):
т.е. учение и мудрость, доставляемая в надлежащее время приходящим к водам искупления. А тот, кто не уверовал во Христа, кто не познал, что Он есть начало и древо жизни, кто не может показать Богу кущу свою украшенною прекраснейшим из прекрасных плодов, как будет праздновать?
– как будет веселиться?
Хочешь ли узнать прекрасный плод этого дерева?
Посмотри на слова Господа нашего Иисуса Христа, как они «прекраснее» (слов)
«сынов человеческих»
(Пс.44:3).
Прекрасный плод произрос чрез Моисея – закон;
но он не был так прекрасен, как Евангелие;
ибо тот был только прообразом и тенью будущих вещей, а это – истина и благодать жизни. Прекрасен был плод пророков, но не так прекрасен, как возделываемый из этого (Евангелия)
плод нетления.