|
|
|
7
Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань;
число их как песок морской.
Иез 38, 2.
Иез 39, 1.
Откр 16, 14.
Потенциальная бесконечность
Потенциальная бесконечность есть всего лишь
вспомогательное понятие.
Пусть у нас есть переменное, и пусть оно меняется не каким-нибудь, а определенным способом, так именно, чтобы оно становилось
больше
всякого постоянного «коликого» того же рода, или меньше. В каждом состоянии это переменное
конечно;
но в
нашем
понимании совокупность этих состояний отличается от совокупности каких-либо произвольно подобранных состояний. В этом смысле мы говорим, что наш quantum есть
потенциальная бесконечность,
потенциальная — ввиду того что он может стать более всякого другого quantum’a. Таким образом, потенциальная бесконечность не обозначает какого-либо quantum’a, в себе взятого, а только особый способ рассмотрения quantum’a именно, в связи с характером его специального изменения. Потенциальная бесконечность, по словам Кантора,
не есть идея, а только
вспомогательное понятие;
оно —
ens rationis,
по счастливому выражению Штёкля. Одним словом,
потенциальная бесконечность
есть то самое, что древние называли ἄπειρον, схоластики —
syncategorematice infinitum
или
indefinitum,
новые философы —
дурной бесконечностью,
schlechte Unendlichkeit.
Потенциальная бесконечность предполагает существование актуальной бесконечности‚ как своего предела.
… всякая
потенциальная бесконечность
уже предполагает существование
актуальной бесконечности‚
как своего
сверх–конечного предела849)‚ всякий бесконечный прогресс уже предполагает существование
бесконечной цели прогресса,
всякое совершенствование бесконечное требует признания
бесконечного совершенства.
849
Con. Gutberlet,—Das Problem d. Unendlichen («Zeitschr. f. Philos. u. philos. Kr.», Bd. 88, 1886. S. 215).
Слово Божие — вот тот меч, которым рассекается человеческое существо
(Евр. 4:12;
ср.
Откр. 1:16
«из
уст
Его выходил острый с обеих сторон
меч»);
взор Божий — вот тот огонь, который обращает в ничто всякий грех
(Откр. 1:14,
2:18;
1:5).
Слово-меч и взор-пламя проникают в сокровеннейшие глубины твари, «и язык Его — как Огонь поядающий»
(Ис. 30:27).
Образ горения неустанно повторяется в языке Писания, и в этом образе нельзя видеть простое, с маху взятое сравнение. Но, за всем тем, в понятие горения привносится существенный признак, — признак вечности.
«Сгорать», но не «сгореть», — таково «вечное горение».
Если в глазах сущего, для «самого», вечность мучений — в их
абсолютном по содержанию миге;
когда соприкасаются грех и взор Божий, не могущие соприкоснуться более, как на миг, то для не-сущего эта вечность — в непрестанной продолжаемости в дурную бесконечность, в нелепом и не сущем о себе растяжении умирания злой самости на
беспредельность
чисто-внутренней, ничем более не сдерживаемой похоти. Будучи дурною абсолютностью и полною независимостью ото всего, — как того хочет самость, — и в то же время не имея творческой активности, эта самость лишена и внешних и внутренних побуд остановиться, положить предел своей похоти. Предоставленная самой себе, — самость делается своею рабою и, в голом само-тождестве греховного Я, пыльным, вечно-изнемогающими никогда не останавливающимся вихрем бессмысленно кружит во тьме небытия и муки: достигнуто, вот оно
«Будете как боги»!
Конечное пространство и время
С точки зрения современной физики мировое пространство должно быть мыслимо именно как пространство эллиптическое, и признается конечным, равно как и время, — конечное, замкнутое в себе.
В 1871 г. Ф. Клейн указал, что сферическая плоскость обладает характером поверхности двусторонней, а эллиптическая — односторонней. Дантово пространство весьма похоже именно на пространство эллиптическое. Этим бросается неожиданный пучок света на средневековое представление о конечности мира. Но в принципе относительности эти общегеометрические соображения получили недавно неожиданное конкретное истолкование, и с точки зрения современной физики мировое пространство должно быть мыслимо именно как пространство эллиптическое, и признается конечным, равно как и
время, — конечное, замкнутое в себе.
См. также
|