|
|
|
Божественное Тричислие
Единство существует в единении трех, и три отожествляются в одном.
Триединство есть особое абсолютное отношение, существующее во Св. Троице, ее священное число, триединица, одновременно 3 и 1, число, не существующее в человеческой арифметике, которая основывается на рассудочном различении отдельных так или иначе подобных вещей и их рядоположении и сополагании, т.е. счете.
Божественное Тричислие даже и не есть число, но сверхчисло, получаемое
не
от рассудочной операции счета, но от разумного постижения абсолютного отношения, каковым является Св. Троица, и которое вовсе не укладывается в арифметические определения.
Ипостась Богочеловека есть Логос, Второе Лицо Св. Троицы, в Себе несущий и Свою Божественную природу. Из, общего учении о Св. Троице мы знаем, что Бог есть триипостасная ипостась. Божественный Субъект в Себе имеет три ипостасных центра, которые в нем сосуществуют, не нарушая, но раскрывая самобытность ипостасного Субъекта и его единственность. Все эти три центра во Св. Троице равнореальны и, так сказать, равносубъектны, каждый из них есть раздельное равнобожественное Я, и однако все три они суть единое Божественное Я в Его абсолютности, — Троица единосущная и нераздельная. Насколько мы рассуждаем о жизни Св. Троицы в себе («имманентной», как принято выражаться в западном богословии), затруднений в отношении единства Божественного Субъекта и тройственности ипостасных центров не возникает. Между ними удерживается равновесие, так что единство существует в единении трех, и три отожествляются в одном. Триединство есть особое абсолютное отношение, существующее во Св. Троице, ее священное число, триединица, одновременно 3 и 1, число, не существующее в человеческой арифметике, которая основывается на рассудочном различении отдельных так или иначе подобных вещей и их рядоположении и сополагании, т.е. счете. В этом смысле Божественное Тричислие даже и не есть число, но сверхчисло, получаемое
не
от рассудочной операции счета, но от разумного постижения абсолютного отношения, каковым является Св. Троица, и которое вовсе не укладывается в арифметические определения.
Неприменимость категории числа в отношении к Богу
— Отвергая, т. о., всякое субординационистическое значение таксиса во Св. Троице, св. Василий идет дальше, устраняя вообще в нем значение счета или «подчисления» — ὑπαρίθμησις.*)
Господь, предавая нам об Отце и Сыне и Св. Духе,
не счетом
переименовал их, ибо не сказал: в первое, второе, третье, или — в одно, два и три: но в святых именах даровал нам познание веры, приводящее ко спасению… Но недоступное, о премудрые, тем наипаче да будет выше числа… А если и должно считать, то по крайней мере не надобно в этом повреждать истины. Или молчание почти неизреченное, или благочестно счисляй святое. Един Бог и Отец, един Единородный Сын и един Дух Св. … Мы счисляем не через сложение, от одного делая наращение до множества и говоря: одно, два, три, или: первое, второе, третье»**)
и т. д.***)
*)
«Утверждаете ли, что и Сын подчисляется Отцу и Дух Сыну, или одному Духу приписываете подчисление?.. А если полагают, что подчисление приличествует одному Духу, то пусть знают, что одинаковым образом произносится Дух с Господом и Сын с Отцом. Ибо одинаково преподано Имя Отца и Сына и Святого Духа
(Мф. 28, 19).
Посему как Сын относится к Отцу, так и Дух к Сыну. А если Дух ставится наряду с Сыном, а Сын ставится наряду с Отцом, то очевидно, что и Дух ставится наряду с Отцом. Поэтому уместно ли утверждать об именах, поставленных в одной и той же связи, что одно из них счисляется, а другое подчисляется» (Св. Василий Вел. О Св. Духе, к Амфилохию. гл. 17).
**)
Ibid., § 18.
***)
Та же общая мысль о неприложимости счисления к Божеству выражена и св. Григорием Богословом (в слове 45), где он отвергает всякие уподобления Святой Троицы, между прочим, чтобы «подобием не внести единицу числом — τὸ ἔν τῶ ἀριθμ ῶ».
Эта частная мысль — о неприложимости счисления (а тем более подчисления)
во Св. Троице — у св. Василия Вел. связывается с более общей мыслью — вообще о неприменимости категории числа в отношении к Богу (ее он развивает в epist. 8, к кесарийским монахам). Здесь выставляется общий (и в данном случае неоплатонический)
принцип, что даже идея единства в применении к Божеству не имеет счетного, нумерического значения. «Должно исповедовать Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого … а укоряющим нас за трибожие да будет сказано, что исповедуем Бога единого не числом, но естеством. Ибо все, именуемое по числу единым, в действительности не едино и по естеству не просто: о Боге же исповедуется, что Он прост и несложен. Следовательно, Бог един не числом… Если все единое по числу не едино по естеству, то единое по естеству и простое не есть единое по числу. А Бога именуем единым по естеству… Всякое число означает нечто такое, что получило в удел природу вещественную и ограниченную, и единичность и единство есть признак сущности простой и беспредельной. Поэтому, кто Сына Божия или Духа Св. исповедует как число и тварь, тот скрытым образом вводит вещественное или ограниченное число». «Когда говорю «единый», означаю святую и несозданную сущность Божию».
Под именем порядка, или таксиса, разумеется в отеческой письменности то соотношение, которое существует между ипостасями частью на основании их взаимного «происхождения», частью взаимного «посылания» или других признаков, откуда и возникает их квалификация как Первой, Второй и Третьей. В частности, Дух Св. обычно именуется
Третьей
ипостасью. Нужно прежде всего указать, что это числовое, порядковое определение ипостасей не имеет для себя основания в Библии. Правда, указывают обычно на порядок ипостасей в крещальной формуле
Мф. 28, 19:
«крестяще во имя Отца и Сына и Св. Духа». Но с этой формулой может быть сопоставлено из разных мест новозаветных писаний множество случаев, когда этот порядок не соблюдается и заменяется иным в зависимости от оттенка смысла. Вспомним хотя бы заключительное благословение
2 Кор. 13, 13:
«благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца и общение Св. Духа со всеми вами», которое в других случаях заменяется именованием лишь Отца и Иисуса Христа
(Гал. 1, 3;
Еф. 1, 2;
6, 23;
Фил. 1, 2;
Кол. 1, 3;
1 Фес. 1, 1;
2 Фес. 1, 2;
1 Тим. 1, 2;
2 Тим. 1, 2),
а в других случаях просто «благодать Господа нашего Иисуса Христа»
(Фил. 4, 23)
или даже просто «благодать со всеми вами»
(Евр. 13, 25),
причем слово «благодать» указует, конечно, благодатный дар Св. Духа и тем самым представляет собой скрытое Его именование, которое оказывается занимающим разные места, от первого до последнего.
См. также
-
Обожение. Бог. Троица. Учение каппадокийцев о единстве Лиц Св. Троицы. Спасский, Анатолий
-
Обожение. Бог. Троица. Монархия Отца. Булгаков, Сергий
-
Обожение. Бог. Троица. Триединица. Хопко, Фома
-
Обожение. Бог. Троица. Триединица. Мейендорф, Иоанн
-
Обожение. Бог. Троица. Таксис. Булгаков, Сергий
-
Обожение. Бог. Троица. Усия и Ипостаси. Мейендорф, Иоанн
-
Обожение. Бог. Троица. Усия и Ипостаси. Макарий Булгаков
-
Обожение. Бог. Троица. Усия и Ипостаси. Василий Великий
-
Обожение. Бог. Троица. Усия и Ипостаси. Григорий Нисский
-
Обожение. Бог. Троица. Усия и Ипостаси. Иоанн Дамаскин
-
Богородица. Духоносица. Булгаков, Сергий
-
Богородица. Богоматеринство. Булгаков, Сергий
-
Богородица. Ходатаица и Молитвенница. Булгаков, Сергий
-
Богородица. Ипостасное Материнство. Булгаков, Сергий
|