София тварная есть в этом смысле кенозис Софии Божественной.
Творение мира Богом есть акт кенотический в Божестве, прежде всего, в том общем смысле, что Бог, поставляя наряду с Своей абсолютностью относительное бытие творения, сам Себя тем самым, вольной жертвой любви к творению, кенотически вовлекает в соотношение с ним. Как Творец и Промыслитель, постолько Он сам становится соотносительным миру, так сказать, приемлет внутрь Своего самоопределения эту соотносительность.
Это есть кенозис ипостасный.
Центральной проблемой софиологии является вопрос об отношении Бога и мира, или — что по существу является тем же самым — Бога и человека. Другими словами,
[центральной проблемой]
софиологии является
вопросом о силе и значении Богочеловечества
и притом не только Богочеловека как воплотившегося Логоса, но именно
Богочеловечества как единства Бога со всем сотворенным миром
— в человеке и через человека.
Существует ли между небом и землею лестница, по которой восходят и нисходят Ангелы?
Или же она является только трамплином, от которого должен оттолкнуться тот кто хочет «спастися» — для того чтобы уйти от мира?
Является ли Вознесение Господа последним и, так сказать, обобщающим актом нашего спасения, или же за ним последует новое пришествие Христово — Парусия, которая явится не только судом, но и началом нового вечного присутствия Христа на земле?
… Тварный мир соединен с миром божественным. В божественной Премудрости небо преклонилось (спустилось)
на землю.
Мир существует не только в себе, но и в Боге, и Бог пребывает не только на Небе, но и на земле — в мире и в человеке.
Бог всегда промышляет о творении, положительно соотносится с ним,
живет совместной с ним жизнью
(сколь ни является неточным такое выражение о совместной жизни Творца и творения). Однако, основания для этой совместительности заключается в самом творении мира, который в нем получает полную силу бытия, реальность для Бога. Реальность мира есть реальность Софии тварной, ens realissimum, т.е. она происходит от самого Бога, и
Бог не может умалить эту реальность, не умаляя Своей собственной.
… Бог всегда является Творцом, т.е. творит Творение и, следовательно, его для Себя имеет, а потому Он всегда соотносится с ним, т.е. есть для него не только Творец, но и Промыслитель.