Жена, облеченная в солнце
  Home  
Свящ. Писание     ru     en  
       
 
 
Главная
+ Категории
+ Явления
Ла-Салетт
Фатима
Борен
Хеде
Гарабандал
Зейтун
Акита
Меллерей
Меджугорье
История
Апостасия
Коммунизм
1000 лет
Библия
Богородица
Толкования
Молитва
Розарий
Обожение
Сердце
Жертва
Церковь
Общество
Природа
Персоналии
Тексты
Статьи
Указатель
Ссылки
Литература
email
 
Омилия… Преображение Господне Категория: Тексты Омилия… Успение

Омилия XXVI
Произнесенная во время жатвы
Свт. Григорий Палама

Святитель Григорий Палама
Омилия XXVI [1]
Произнесенная во время жатвы; в ней же говорится и о духовной жатве

Создатель и Владыка всего, — все создавши по благости, — по обилию Своей силы и несказанному и недомыслимому богатству премудрости и благости создал человека, в одной и незначительной твари сочетав и как бы представив в главных чертах все дело Своего творения. По сей причине Он и создал его последним, имеющим и от того и от другого мира и украшающим (собою) и тот и другой мир, имею ввиду — видимый и не видимый мир; потому что неизреченным образом Он сочетал в человеке духовное и чувственное (материальное) начала, которые соединил, как бы узами, посредствующими сторонами, наиболее свойственными (и тому и другому началам): воображением и способностью представления и мышления, и таким образом создал существо вместе и духовное и видимое, как — и приснодвижущееся небо Он сочетал с землею посредством того, что находится между ними, так что тот же самый мир Он сотворил и статическим и в то же время всегда находящимся в движении: потому что, как человек и мир являются делом творения Одного Художника, так и по образу строения они имеют большую близость друг с другом; превосходят же они друг друга: один превосходить величиной, а другой — разумом. И по отношению к миру человек является сокровищем: как в большом доме некая многоценная вещь является более ценной того, что превосходит ее большими размерами; и как, напр., в царском дворце некая царская одежда является разукрашенной и многочестной: тот создан — из огромных камней, но — недорогих и повсюду встречаемых, а она убрана — маленькими камнями, но — с трудом добываемыми и весьма драгоценными. О, насколько человеческий ум [2] — лучше неба; он является образом Божиим и знает Бога и, если хочешь, является уникумом [3] во всем мире, совозвышающим с собою смиренное тело! О, насколько человеческое восприятие чувствами отличается от земли, которое не только охватывает меры и разнообразный качества ее, но знанием достигает, вот, и небесных сфер и познает различные и многовидные движения их, а, возможно, и многообразные собрания планет и звезд и расхождения их, и на основании сего восприемлются начала для научных познаний! И те, что находятся между небом и: землею являются меньшими по достоинству тех, которые находятся в границах ума и чувства; понятием соотношения они являются одним и тем же, а своими телами весьма различаются (друг от друга) [4]. Так Бог до такой степени украсил наше естество, как бы будущую Свою одежду, ибо от Девических кровей имел облечься в нее и претворить на лучшее и поставить на высоту, выше всякого начала и власти и всякого имени называемого, как в нынешнем веке, так и в будущем. Это, вот, мудро и вместе человеколюбиво заранее устроя, Он таким образом почтил наше естество многими, лучше же сказать — разнообразнейшими благодеяниями. Поскольку же и двойную, лучше же сказать — многообразную даровал нам силу познания: предоставив ум и чувства и, находящиеся между теми двумя, способности, — то, посему, каждую из этих способностей, вложенных в нас, ради познания и действия, Он создал в двойном и в многообразном виде.

Вот, теперь, как раз у нас время жатвы, а жатвы в нас самих — нет! Ибо бывает у нас не только чувственная (материальная) жатва, но — и умственная и духовная жатва. Итак, когда теперь мы стоим внутри ограды храма [5], отсюда несколько возвысимся духом, возложим надежды на Него и переместим наш ум на небо и будем мысленно пребывать в нашей умственной и духовной жатве; об этом и мы немного скажем вашей любви, отсюда предоставляя вам исходную точку для спасения. Потому что каждый раз в это время года, когда настает сия пора, видя многих выходящих из городов и трудящихся над жатвой, а также собирание плодов земли и уборку их, я питаю в себе следующие мысли: поскольку бывает и жатва людей, скашивающая их из этой временной и мимотекущей жизни и переносящая их в иную, будущую и пребывающую жизнь, то неужели же тот, кто пожинает безжизненные колосья или нанимает других для сего дела, и выбирает плоды или покупает их от собирающих, и собирает в хранилища, — не представит себе в памяти иную жатву, именно — имеющую постичь его самого, и не помыслит о Земледелателе душ, и не пожелает в свое время стать явленным и удостоиться быть принятым в небесные житницы? или же всякий совершенно склонился к земле, как склонили тело трудящиеся (над жатвой), так что не может поднять голову и дух его не в силах воспрянуть от земного? — Но если это так, то мы ничем не отличаемся от язычников, ибо это им было свойственно всеми силами души и тела быть поглощенными в земных заботах; и это — по той причине, что они не имели никакого понятия о будущем, совершенно никакой надежды, ни познания о небесном. Поэтому, как — написано: вся жизнь нечестивца проходит в заботе о дольних и тленных вещах. Посему и Христос в Евангелиях говоря нам: "Не пецытеся душею вашею, что ясте или что пиете, или чим одеждетеся", присовокупил: "Всех бо сих языцы ищут" (Мф.6:31-32). Не от труда удерживает, но отстраняет от заботы, перенесши надежду на Бога, чтобы наш труд не был бы безнадежным или чтобы при труде наша надежда не имела бы неправильной ориентации. "Не пецытеся убо, глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся", непрестанно думая об этом и когда выдуман повод, то как бы имеющие извинение для этого, мы (всею) душою погружаемся в это и опускаемся, и не допускаем себе воззреть на небо. По этой причине Бог таким образом устроил наше естество, чтобы при теле не неподвижном, но могущем двигаться и передвигаться и делать все то, в чем оказалось бы нужда, дух мог бы быть занят другим: так чтобы телом мы бы действовали свойственное ему, а душою взирая к Богу, искали у Него небесных благ; поэтому и увещевая не пещися душею, — потому что это свойственно язычникам, — Он присовокупил: "Ищите же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам" (стих 33-й), показывая, что если внимание твоей души будет устремлено к Богу, то от этого ты не потерпишь никакого вреда относительно телесных нужд; но более того — Бог устроит так, что вместе с спасением души ты несомненно будешь обладать и этими (необходимыми земными благами). Ибо это — Он, Который отверзает руку Свою и наполняет все живое благоволением; Которому и Давид говорит: "Жатву и весну Ты создал еси я, (их)" (Пс.73:17), говоря не только о видимых вещах, но и о духовных, посему и "жатву" он поставил перед "весной": потому что если сначала не будет отсечения от неверных или дурных поступков и людей, ты не достигнешь весны, цветя добродетелями.

Итак, братие, есть и жатва и весна и семя, не только в материальном понимании, но и — мысленном; да и не только мысленном, но и духовном; также как и насаждение (или "произрастание") и время жатвы; а также и земледелие и пашня. Земледелатель же сей пашни — Бог, как и Алостол говорит Коринфянам: "Божие тяжание, Божие здание есте" (1Кор.3:9); и Сам Господь сказал Ученикам: "Аз есмь Лоза, вы же рождие, Отец Мой Делатель есть" (Ин.15:1,5). И в ином месте опять же сказал о Самом Себе: "Изыде сеяй сеяти семене своего" (Лк.8:5); семя же это есть слово учения. Так что если слово учения заключает в себе понятие духовного сеяния, то, конечно, жатва [6] этого семени происходит путем веры; и это опять же являя, когда люди отовсюду начали приходить к вере в Него, Господь сказал Своим Ученикам: "Возведите очи ваши, и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже. И жняй, мзду приемлет, и собирает плод в живот вечный" (Ин.4:35-36). Потому что как вследствие тепла чувственного солнца, колосья, созревая и освобождаясь от влаги, приобретают белую окраску и становятся готовыми для жатвы и уборки, — так и тогда Солнцем Правды, плотью обитающего на земле, силою Его пришествия души людей очищаемые, убеляются, когда сходит на нет, приключившиеся им вследствие распущенной и страстной жизни, омрачение и "разжижженность", и таким образом они становились готовыми для духовной жатвы, чтобы когда еще более полно искоренятся нечестие и неверие, чрез истинную веру, они были собраны в жизнь вечную. И если кто пожелает поразмыслить об истинности сего слова: как сила тогда пришествия Господа нашего Иисуса Христа сотворила сердца людей как бы более убеленными и более чистыми и готовыми для веры в Богопочитание, — то пусть он учтет, что все язычники тогда не исповедывали Бога как единого Владыку и Творца всего, но солнцу и луне, и планетам и прочей твари и идолам их, как богам, покланялись; сила же Христова пришествия побудила всех исповедывать Единого Бога — владыкою всего и Творца. И то, что были в силах сделать Авраам, Исаак, Иаков и оный Моисей и данный им Закон, по отношению к единственному иудейскому народу, убедив его почитать единого Бога, и даже в отношении этого единственного народа не были в силах окончательно произвести, хотя Божественное повеление было дано им с давних пор, — это самое по отношению ко всем народам и поколениям сделало пришествие Христово, и таким образом они стали нивами готовыми для духовной жатвы, когда от каждого народа явились уверовавшие в единого Творца всего, с готовностью приходящие ко Христу и истинному Богопочитанию, сознательно слушающие пророческую и апостольскую проповедь и исследующие Писания.

Так и самым Своим явлением на земле, Господь пробудил от заблуждения весь человеческий род, хотя и не всех сделал благочестивыми; ибо и в будущем веке сила Его Второго Пришествия всех воздвигнет от смерти, хотя и не все удостоятся истинной жизни; потому что нечестивцы и неверующие, и не восприявшие здесь, чрез исповедь и покаяние, прощение грехов, также как и не сохранявшие и не очищавшие себя от неуместных плотских вожделений, чем являются: обжорство и неумеренное употребление вина, и пьянство, и услаждения, вследствие которых проистекает неумеренность подчревных страстей, малакия, блуд, прелюбодеяние и всякая разнузданность, делающая привлекательными гнусные слова и песни, и украшения себя и ухищрения косметики [7]; а это все требует издержек, воровства, хищничества, нарушения правды, делает грабителями захваченных в плен (сими страстями). Да и к чему приводит, проистекающие оттуда, мерзости, ссоры, бесчисленный рой в душе бесчестных страстей и помыслов? Итак, не сохранявшие себя от этого, или не умилостивившие Бога через исповедь и покаяние, воскреснут, действительно, но испытают жизнь худшую смерти: преданные скорби и страданию и стеснению и стыду вечному, обитая с неусыпающими червями и сожигаемые мрачным и неугасающим огнем, как и Пророк Исаия говорит: "Сожгутся беззаконницы и грешницы вкупе, и не будет угашаяй" (Ис.1:31). Посему и Апостол говорит Ефессянам: "Сие да весте, яко всяк блудник, или нечист, или лихоимец, иже есть идолослужитель, не имать достояния в царствии Христа и Бога" (Еф.5:5). И еще подтверждая это, и принуждая умолкнуть учащих об этом иначе, он присовокупляет: "Никтоже вас да льстит суетными словесы: сих бо ради грядет гнев Божий на сыны непокоривыя. Не бывайте убо сопричастницы сим" (ст.6). Подобно сему и в послании к Коринфянам, он же говорит: "Не льстите себе: ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни сквернители, ни малакии, ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татие, ни пияницы, ни досадители, ни хищницы, царствия Божия не наследят" (1Кор.6:9).

Православно же верующие в Господа нашего Иисуса Христа и являющие на деле свою веру и хранящие себя, или, чрез исповедь и покаяние, очищающие себя от скверны вышеприведенных грехов, и совершающее добродетели, противные сим грехам: — воздержание, целомудрие, любовь, творение милостыни, справедливость, истинность, — все таковые, воскресши, услышат от Самого Царя Небесного: "Приидите благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира" (Мф.25:34); и таким образом они совоцарятся со Христом, наследовав царство небесное и незыблимое и живя присно в свете неизреченном и невечернем, и никакою ночью никогда не прекращаемом, и обитая вместе со Святыми от века в несказанном наслаждении в недрах Авраама, "идеже отбеже всякая болезнь, печаль и воздыхание". И, вот, в отношении бездушных колосьев жатва бывает одна, а в отношении духовных колосьев, имею ввиду — человеческого рода [8], бывают две жатвы [8]: одна — та, о которой мы сказали перед этим, т.е. пожинающая (отделяющая) от неверия и собирающая в веру приявших Евангельскую проповедь; и жнецами этой, вот, жатвы являются Господни Апостолы и их преемники, и сообразно с обстоятельствами — учители Церкви, о которых и выше сказал Христос, говоря, что: "Жняй мзду приемлет и собирает плод в живот вечный"; ибо сию награду примут от Бога и учители благочестия, как собравшие верующих для вечной жизни. Другая же жатва выражается в перемещении каждого из нас, путем смерти, от здешней жизни — в будущую жизнь; эта жатва имеет жнецами не Апостолов, а Ангелов, имеющих некие большие прерогативы, чем — Апостолы: потому что после жатвы они отбирают и отделяют, как плевелы от пшеницы, дурных от добрых, и добрых отсылают в царство небесное, а дурных отбрасывают в геенну огненную. Но изложение сих предметов на основании Евангелия Христова, будет предоставлено нами в другой раз, когда предоставится для этого время и случай. Да будет же нам, как и ныне мы — избранный народ Божий, святый род, Церковь Живаго Бога, отделенная от всех нечестивых и безбожных, — так и в будущем веке, обрестись отделенными от плевелов, причисленными же в удел спасаемых, в Самом Христе Господе нашем, Который благословен во веки. Аминь.

Примечания:
1. Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia XXVI: colonna 320-332. Dicta messis tempore; ubide spirituali messe.
2. "Нус" — "ум", "дух", "высшее начало в человеке".
3. Возможно, что здесь пропущено слово "Теос", потому что в латинском переводе это место гласит так: "и, если хочешь, единый — бог земных вещей, носяший смиренное тело".
4. "Т.е. небесные светила — планеты и звезды, по своему достоинству в ранге творения Божия являются меньшими человека, созданного непосредственно по образу и подобию Божию; поскольку же и они и человек являются вместе творениями Божией руки, то в этом отношении они — равны; а по своему виду, телу — весьма различаются". А.А.
5. Лат. пер.: "Итак, когда сегодня мы находимся в церковных стенах и предстоим Богу..."
6. Т.е. — созревание для жатвы.
7. Лат. перевод: "и всякие неумеренности, которые услаждают, гнусные для говорения и слуха, на зрелищах и плясках". Мы не находить, чтобы греческий оригинал позволяй такой перевод.
8. Эту фразу мы додали от себя, ибо она облегчает понимание дальнейшего.

Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Часть 2. — М.: Паломник, 1993
Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Перевел с Греческого языка Архимандрит Амвросий (Погодин). — Издание Братства преп. Иова Почаевского. Монреаль, 1974, сс. 13-19.

См. также

Ссылки

Литература

       
     
        Чтобы эти исследования продолжались,
пожалуйста, поддержите нас.
       
       
       
Контактная информация     © 2012—2024    1260.org     Отказ от ответственности