Потребность в подтверждении своего превосходства.
Тщесла́вие
(от
тщетный
(напрасный)
+ слава)
— стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождающееся желанием слышать от других людей лесть.
Смежными понятиями являются гордыня, спесь, звёздная болезнь, кичливость.
Вражеская воля научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, или для одного добра, а не ради Христа.
… В притче о мудрых и юродивых девах (см.: Мф.25:1-12), когда у юродивых недоставало елея, сказано:
«Шедши купите на торжищи»
(Мф.25:9). Но когда, они купили, двери в брачный чертог уже были затворены и они не могли войти в него. … Я, убогий, думаю, что у них именно благодати Всесвятаго Духа Божьяго не доставало. Творя добродетели, девы эти, по духовному своему неразумию, полагали, что лишь в том-то и дело христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделали мы-де, добродетель и тем-де, и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им дела не было. Про такие-то образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей без тщательного испытания, приносят ли они и сколько именно приносят благодати Духа Божиего, и говорится в отеческих книгах:
«Ин есть путь, мняйся быти благим в начале, но концы его – во дно адово»[*].
Антоний Великий в письмах своих к монахам говорит про таких дев: «Многие монахи и девы не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют три воли: первая — воля Божия, всесовершенная и всеспасительная;
вторая — собственная своя, человеческая, то есть если не пагубная, то и не спасительная;
и третья — бесовская — вполне пагубная». И вот эта-то третья
вражеская воля и научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, или для одного добра, а не ради Христа.
Вторая — собственная воля наша — учит нас делать все в услаждение нашим похотям, а то и, как враг научает, творить добро ради добра, не обращая внимания на благодать, им приобретаемую. Первая же — воля Божия и всеспасительная — в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь для стяжания Духа Святаго, как сокровища вечного, неоскудеваемого и ничем вполне и достойно оцениться не могущего.
[*]
Сравните: «Суть путие мнящиеся прави быти мужу, обаче последняя из зрят во дно адово»
(Притч.16:25).
Или по-русски: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их — путь к смерти.»