Боговоплощение есть уже начинающееся наступление Царствия Христова, которое содержит в себе и Царствие Небесное, или Божие (хотя с ним и не вполне тождественно), благовестием Предтечи и Христа: «приблизилось Царствие Божие». Царствие Небесное
(= Божие)
есть одновременно и имманентное, и трансцендентное, и историческое понятие. Как
имманентное,
оно есть духовно-религиозное, — жизнь в Боге: «блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное». Оно достигается, «нудится» усилием и есть его увенчание, как «правда, мир и радость о Духе Святом». Как
трансцендентное,
Царство Божие приходит чрез действие Бога в мире и над миром: «наследуйте Царствие, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34). И оно же есть
исторически-апокалиптическое:
1000-летнее царствование святых со Христом, Его пришествие во славе. Понятие Царствия Божия многогранно, оно не вмещается даже в рамки одной христологии, но переходит и в пневматологию (как и в общую триадологию). Однако его пришествие в мир начинается и существенно связано с
воцарением
Христовым, … причем здесь мы должны, прежде всего, различить два образа Его воцарения, или, что тоже, царского Его служения:
до Его прославления
в Воскресении и Вознесении, и
после
него.
Неотразимость образа Христова и слова Его есть та единственная власть, которою Он воцаряется в душах, и только этой властью воцарился Он, Царь кроткий, и в Святом Граде в те краткие часы, в которые Он оставался Царем в Иерусалиме. Однако иной власти, —
власти от мира сего, Он отрицался,
и она явилась для Него новым и уже
последним искушением
от князя мира сего, действовавшим через послушные свои орудия: «если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет со креста, и мы уверуем Ему»
(Мф. 27, 42,
Мр. 15, 32,
Лк. 23, 37).
Но Он оставался беззащитен в руках врагов Своих, испивая чашу, которую
дал Ему Отец.
И это-то
послушание явилось Его победой над миром,
воцарением над ним, почему и надпись на кресте свидетельствовала об этом:
«Царь Иудейский».
Это относится не к царству Божию в мире и над миром, как Вседержителя, Творца неба и земли, но к Богочеловеческому царству, учреждаемому на земле подвигом Богочеловека.