|
|
|
Твой Творец есть супруг твой;
Господь Саваоф — имя Его;
и Искупитель твой — Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он.
4
Не бойся, ибо не будешь постыжена;
не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего.
Зах 8, 15.
5
Ибо твой
Творец есть супруг твой;
Господь Саваоф - имя Его;
и Искупитель твой - Святый Израилев:
Богом всей земли
назовется Он.
Лк 1, 31-32.
6
Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и
как
жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой.
Ис 62, 4.
Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее.
23
потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
1 Кор 11, 3.
Еф 1, 22.
24
…
25
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
Гал 1, 4.
Кол 3, 19.
Святой город Новый Иерусалим, приготовленный как
невеста, украшенная для мужа своего.
2
И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный
как невеста, украшенная для мужа своего.
Ис 52, 1.
Ис 54, 5.
2 Кор 11, 2.
Гал 4, 26.
Евр 12, 22.
Откр 3, 12.
3
И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними;
они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.
Лев 26, 12.
Иез 43, 7.
Брак — великая тайна
…
[Брак]
называется «великою тайной» и принимается как постоянный, словом Божиим освященный образ, обозначающий
союз Господа Израилева с народом,
Христа распятого — с земною церковью
и
Христа — царя славы — с Новым Иерусалимом.
Если почитание предков и религиозное взаимодействие с ними связывает человека с совершенным Добром через прошедшее, то истинный брак имеет такое же значение для настоящего, срединного момента жизни. Это есть осуществление безусловной нравственной нормы в самом действительном средоточии человеческого существования. Половая противуположность, которая в мире организмов дочеловеческих выражает только общее взаимодействие образующей и образуемой жизни, начала деятельного и страдательного, получает для человека более определенное и глубокое значение. Женщина не есть, подобно животным самкам, только воплощение одной страдательно-воспринимающей стороны природного бытия, — она есть сосредоточенная сущность целой природы, окончательное выражение материального мира в его
внутренней
страдательности, как готового к переходу в новое, высшее царство — к нравственному одухотворению. И мужчина здесь не представляет только деятельное начало вообще, а есть носитель деятельности собственно человеческой, определяемой безусловным смыслом жизни, которому через него приобщается и женщина. А он в свою очередь обязан ей возможностью непосредственной ближайшей реализации этого смысла, или абсолютного добра.
Высшая, от безусловного начала идущая и им определяемая нравственность (то, что в богословии называется
благодатью)
есть не уничтожение природы, а сообщение ей действительного совершенства. …
В истинном браке естественная половая связь не уничтожается, а пресуществляется;
но пока это пресуществление еще не стало фактом, оно есть нравственная задача, и элементы естественного полового отношения суть данные этой задачи. Главное значение принадлежит в этом отношении среднему элементу — любовной экзальтации, или пафосу любви. Свое природное дополнение, свое материальное другое — женщину человек видит ведь не так, как она является внешнему наблюдению и как ее видят другие, посторонние, а прозревает в ее истинную сущность или идею, в то, чем она первоначально назначена быть, чем ее от века видел Бог и чем она окончательно должна стать. Тут и за материальною природой в ее высшем индивидуальном выражении — женщине признается на деле безусловное значение, и она утверждается как нравственное лицо, как самоцель, или как существо, способное к одухотворению и «обожению». Из такого признания вытекает нравственная обязанность действовать в смысле реализации в этой действительной женщине и ее жизни того, чем она должна быть. Этому соответствует особый характер высшего любовного чувства и у женщины, видящей в своем избраннике
действительного спасителя,
который должен открыть ей и осуществить смысл ее жизни.
Брак остается удовлетворением половой потребности, только сама эта потребность относится уже не к внешней природе животного организма, а к природе очеловеченной и ждущей обожествления. Выступает огромная задача, разрешаемая только постоянным
подвигом,
который в борьбе с враждебною действительностью может победить, лишь пройдя чрез
мученичество.[92]
С этой точки зрения полнота жизненного удовлетворения, обнимающего и телесную чувственность, связана не с похотью предваряющею, а с последующею радостью достигнутого совершенства.
[92]
Покойный профессор философии П.Д. Юркевич рассказывал мне, что один молодой ученый, сын евангелического пастора в Москве, присутствуя однажды при венчании в русской церкви, был поражен тем, что в священной песне венцы брачные приравниваются к венцам мучеников. Этот глубокомысленный взгляд так запал ему в душу, что вызвал в ней целый переворот, закончившийся тем, что молодой филолог бросил светскую науку и предназначавшуюся ему университетскую кафедру и, к огорчению своих близких, пошел в монастырь. Это был известный отец Климент Зедергольм, которого прекрасная характеристика и жизнеописание были впоследствии даны покойным К.Н. Леонтьевым.
Совершенный брак
Совершенный брак есть начало нового процесса, не повторяющего жизнь во времени, а восстановляющего ее для вечности.
Совершенный брак не есть по необходимости первоначальное условие, а только окончательное следствие нравственного союза мужчины и женщины.
Само собою понятно, что в
совершенном
браке, в котором до конца осуществляется внутренняя полнота человеческого существа чрез всецелое его соединение с одухотворенною материальною сущностью, внешнее деторождение делается и ненужным, и невозможным — ненужным потому, что высшая задача исполнена,
окончательная цель достигнута;
невозможным — как невозможно, чтобы при наложении двух равных геометрических фигур получался остаток несовпадения.
Совершенный брак есть начало нового процесса, не повторяющего жизнь во времени, а восстановляющего ее для вечности.
Но нельзя забывать, что совершенный брак не есть по необходимости первоначальное условие, а только окончательное следствие нравственного союза мужчины и женщины. Нельзя это высшее предполагать заранее и начинать постройку с крыши, и также нельзя утверждать, что настоящий дом есть такая крыша. Истинный человеческий брак есть тот, который сознательно
направляется
к совершенному соединению мужчины и женщины, к созданию целого человека. Но пока он только направляется и еще не осуществил в себе идею, как реальную полноту, не освободился еще от двойственности между ею и материальною эмпирическою действительностью, ей противоположною, — до тех пор внешнее физическое деторождение является и как
естественное последствие не достигнутого в настоящем совершенства,
и как
необходимый путь для его будущего достижения.
Ясно, что, пока соединение мужчины и женщины не одухотворилось вполне, пока его полнота остается только в идее и в субъективном чувстве, а в предметной реальности оно продолжает по-прежнему быть внешним и поверхностным по образу животных, и результат этого соединения
не может
иметь другого характера. Но так же ясна и высшая целесообразность этого результата
при данном несовершенстве;
ибо то, чего не совершили родители, будет сделано детьми. Внешняя, временная преемственность поколений существует
потому,
что брак не достиг своего совершенства, что соединение индивидуальных мужчины и женщины недостаточно духовно и полно, чтобы внутренно возродить в них целого человека по образу и подобию Божию;
но это
потому
оказывается вместе и
для того
— именно для того, чтобы задача, оказавшаяся непосильною этому индивидуальному человеку (мужчине и женщине), была им все-таки осуществлена косвенно, чрез идущий от нега же ряд будущих поколений. Таким образом, восстановляется внутренняя полнота и самоцельность семьи, за человеком, хотя бы и несовершенным, остается безусловное значение, и пребывает непрерывною солидарная связь между временными членами идущего в вечность жизненного ряда.
Нравственное значение брака
Женщина признается как существо абсолютно ценное само по себе, как необходимое восполнение индивидуального человека до его истинной целости.
Нравственное значение брака состоит в том, что женщина перестает быть орудием естественных влечений, а признается как существо абсолютно ценное само по себе, как необходимое восполнение индивидуального человека до его истинной целости. Неудача или недостаточный успех брака в осуществлении этого безусловного значения человеческой индивидуальности заставляет перенести задачу вперед — на детей как представителей будущего.
См. также
|