Home |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Библия. Мир сей. Левиафан
Царь над всеми сынами гордости
20
Можешь ли ты удою вытащить левиафана
21 вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? 22 будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? 23 сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? 24 станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? 25 будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? 26 можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою? 27 Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперед не будешь. Красива соразмерность членов его. Великолепны крепкие щиты его. Он сотворен бесстрашным.
1
Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его?
Иер 50, 44.
2 Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Исх 19, 5. Втор 10, 14. Пс 23, 1. 3 Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое. 4 Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. 5 Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его? 6 Кто может отворить двери лица его? круг зубов его - ужас; 7 крепкие щиты его - великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; 8 один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; 9 один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. 10 От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; 11 из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; 12 из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. 13 Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. 14 На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. 15 Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. 16 Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. 17 Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. 18 Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. 19 Железо он считает за солому, медь - за гнилое дерево. 20 Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. 21 Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется. 22 Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. 23 Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; 24 оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. 25 Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; 26 на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости.
В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым левиафана...
1
В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана
... 12 Но будет в тот день: Господь потрясет всё от великой реки до потока Египетского, и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому; 13 и будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме. Ис 2, 2. Иез 20, 40.
Левиафан, которого Ты сотворил играть в море
24
Как многочисленны дела Твои, Господи!
Все соделал Ты премудро;
земля полна произведений Твоих.
Пс 32, 5.
Пс 91, 6.
25 Это - море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; Сир 43, 27. 26 там плавают корабли, там этот левиафан 27 Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Пс 144, 15.
12
Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!
13 Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде; Исх 14, 21. 14 Ты сокрушил голову левиафана 15 Ты иссек источник и поток, Ты иссушил сильные реки. Исх 17, 5-6. Чис 20, 11. Нав 3, 13. 16 Твой день и Твоя ночь: Ты уготовал светила и солнце;
7
О!
ночь та - да будет она безлюдна;
да не войдет в нее веселье!
8 Да проклянут ее проклинающие день, способные разбудить левиафана! Иов 40, 20.
Энциклопедии
ЛЕВИАФАН (евр. liwyatan, от lawa, "свёртываться", "виться"), в библейской мифологии морское животное, описываемое как крокодил, гигантский змей или чудовищный дракон. В Библии упоминается либо как пример (наряду с бегемотом) непостижимости божественного творения (Иов 40, 20-41, 26; Пс. 103/104, 26), либо в качестве враждебного Богу могущественного существа, над которым Он одерживает победу в начале времён (Пс. 73/74, 14; Ис. 27, 1). Известен и в западносемитской угаритской мифологии, где Левиафан (Латану), воплощающий разрушительные силы водного мира, предстаёт как могучее семиголовое чудовище, которое борется с Балу (Алиййану-Балу) и Анат, и оказывается побеждённым. Возможна также более отдаленная связь Левиафана с вавилонской Тиамат, олицетворяющей морскую стихию и при разделении верхних и нижних вод рассечённой пополам богом Мардуком. Ср. содержащийся в кн. Еноха и других источниках мотив отделения друг от друга Левиафана и бегемота в качестве чудовищ мужского и женского пола, в состоянии первоначального хаоса слитых воедино. По-видимому, мифы о Левиафане восходят к представлениям об олицетворенном первобытном хаосе, враждебном Богу-Творцу и некогда им покоренном, ныне же пребывающем в состоянии сна, однако могущем быть разбуженным (Иов 3, 8). В Библии наряду с Левиафаном названы близкие ему чудовища, поражаемые Богом, - Раав и Таннин, а также рыба, проглотившая Иону. ... В Агаде и в апокрифах бегемот и Левиафан упоминаются обычно в связи с мессианскими и апокалиптическими мотивами. Мясо обоих животных, окончательно поражённых Богом или убивающих в схватке друг друга, послужит пищей на пиру праведников в день пришествия Мессии. Образ Левиафана использован в философско-политической литературе нового времени: Т. Гоббс уподобляет ему государство, которое рассматривает как гигантский живой организм (1651 г).
См. также
Ссылки
Литература
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|