|
|
|
Богородица. Град Божий
Одушевленный Град Божий
Ныне умственная одушевленная Лествица, по Которой Вышний, нисшедши, явился на земле и пожил с людьми, взошла от земли на Небо посредством смерти — как бы некоторой лествицы. Ныне земная Трапеза, неискусобрачно носившая Небесный Хлеб жизни, угль Божества, взята от земли на Небо, и врата Божии, зрящие на востоки
(Иез. 43, 2), соделались вратами небесными. Ныне
одушевленный Град Божий
из земного Иерусалима перелагается в Иерусалим небесный;
родившая из Себя Первенцем и единородным Того, Кто перворожден всея твари
(Кол. 1, 15)
и Единороден от Отца, водворяется в Церкви первородных;
одушевленный и умственный Кивот Господень
вносится в покой Сына. Дверь райская отверзается и приемлет
Богоносную ниву,
на которой произросло Древо вечной Жизни — Христос, Источник жизни всех, разрешивший преслушание Евы и поправший смерть Адама.
Пс.86:3.
Преславная глаголашася о тебе, граде Божий.
«Градом Божиим» именует святую Церковь и святую душу «Преславное изглаголано» о них то, что в них вселится Единородный Сын Божий. Одушевленный «град» Божий есть и Дева Мария (Афанасий, Епифаний, Златоуст).
Вся – чертог Духа, вся – град Божий
Храм был тем прекраснее, что на стенах его были еще изваяны изображения херувимов, различных деревьев и плодов
(3Цар.6:18–35,
7:18–22,
29–42).
Пространством храм был столь велик, что в нем могло вместиться без тесноты всё множество людей израильских, и снизошла на него слава Господня во огне и облаке
(3Цар.8:10–11).
Однако храм сей был недостаточен для вмещения в себе Невместимого Бога. Соломон создал Ему храм, но Вышний не в рукотворенных храмах живет. «Какой дом созиждете Мне, – говорит Господь, – говорит Господь, или какое место для покоя Моего?»
(Деян.7:49).
И вот Бог благоизволил, чтобы в начале новозаветной благодати был создан
нерукотворенный храм – Пречистая, Преблагословенная Дева Мария.
Каким же строителем создан был храм тот?
Воистину – премудрейшим, самою Премудростью Божиею, как говорит Писание: «Премудрость построила себе дом»
(Притч.9:1),
а всё сотворенное Премудростью Божиею прекрасно и совершенно. А поелику Премудрость Божия создала одушевленную палату Слова, – посему создался совершенный храм для совершенного Бога, пресветлая палата для пресветлого Царя, пречистый и неоскверненный чертог для пречистого и нескверного Жениха, непорочное селение для непорочного Агнца. Сему – верный свидетель на небе, говорящий к Ней: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!»
(Песн.Песн.4:7).
И святой Дамаскин пишет: «Вся – чертог Духа, вся – град Божий,
море благодатей, вся – добра, вся – ближняя Богу» (Слово 1 на Рождество Пресвятой Богородицы).
Богородица — Живой город Господа Бога
2
Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его.
Пс 144, 3.
Евр 12, 22.
Откр 14, 1.
3
Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион;
на северной стороне
ее
город великого Царя.
Иез 40, 2.
22
Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,
Гал 4, 26.
Откр 3, 12.
23
к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,
Иер 31, 9.
Лк 10, 20.
Откр 13, 8.
Иез 40, 2.
1
И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах.
Иез 9, 4.
Откр 7, 3.
«Насытимся благами дома Твоего;
свят храм Твой, дивен в правде»
(Пс. 64:5—6).
И еще: «Освятил Всевышний жилище Свое;
гора Божия — гора плодородная, гора, на которой Бог благоволит обитать»
(Пс. 45:5,
67:16—17).
Тебя, истинный ковчег Господа Бога, возложил на плечи собор апостолов, как некогда в древности священники ковчег преобразовательный
(Нав. 3:1—17)
и, положив во гробе, переправил в нем, как через некий Иордан, в истинную обетованную землю — в «вышний Иерусалим», город — мать всех верующих, «которого художник и строитель Бог»
(Гал. 4:26;
Евр. 11:10).
Ибо душа Твоя не сошла во ад, и плоть Твоя не видела нетления
(Пс. 15:10).
Не осталась в земле душа Твоя или чистое, всенепорочное тело, но по преставлении Твоем Ты водворяешься в небесных царственных обителях — Царица, Госпожа, Владычица, Богоматерь, истинная Богородица.
Ныне «да веселятся небеса» и рукоплещут ангелы;
ныне «да торжествует земля»
(Пс. 95:11),
да радуются люди. Ныне воздух, ликуя, да вторит песнопениям, темная ночь да отложит печальный и горестный мрак и да уподобится радостно сиянию дня мерцающими огнями. Ибо
Живой город Господа Бога сил
ввысь поднимается, и от храма Господа из славного Сиона в вышний свободный Иерусалим — цари, я имею в виду апостолов, которые стали у Христа начальниками по всей земле, приносят как многоцветнейший дар
(Пс. 67:30)
Матерь Бога приснодевственную.
Сегодня
одушевленный град Божий
преставляется из земного Иерусалима в Иерусалим Небесный. Та, Которая Рожденного «прежде всякой твари»
(Кол. 1:15),
Единородного от Отца родила из Себя первенцем и едино родным, водворяется в «Церкви первенцев»
(Евр. 12:23)
— Ковчег Господа, одушевленный и умственный, переносится в покой Сыновний.
См. также
|