А слова Симеоновы Марии не заключают в себе ничего разнообразного и глубокого. Ибо
благослови я Симеон, и рече к Марии матери Его: се, лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо, и Тебе же Самой душу пройдет оружие: яко да открыются от многих сердец помышления
(Лк.2,34–35). В этом случае подивился я тому, что, миновав предыдущие выражения как ясные, предложил ты вопрос об одном этом:
и Тебе же Самой душу пройдет оружие. Но мне и сие, как один и тот же
лежит на падение и на востание, и что значит
знамение пререкаемо
кажется не менее трудным, как и последнее: каким образом
душу
Марии
пройдет оружие?
‹…›
Оружием же называет слово искусительное, которое
судително помышлением, проходит до разделения души же и духа, членов же и мозгов
(ср.:
Евр.4,12). Итак, поелику во время страдания Господня всякая душа подвергалась как бы некоторому борению, по слову Господа, сказавшего:
вси соблазнитеся о Мне
(ср.:
Мф.26,31), то Симеон пророчествует и о Самой Марии;
когда будет предстоять Кресту, видеть совершающееся, слышать произносимое, тогда, после свидетельства Гавриилова, после неизреченного ведения о Божественном зачатии, после великого показания чудес и в Твоей душе, говорит Симеон,
произойдет некоторое треволнение.
Ибо Господу надлежало вкусить смерть за всякого и, став умилостивительною Жертвою за мир, всех оправдать Своею Кровию. Посему и Тебя Самой, Которая свыше научена о Господе, коснется некоторое борение. И это есть оружие.
Яко да открыются от многих сердец помышления. Дает разуметь, что за соблазном при Кресте Христовом и в учениках, и в Самой Марии произойдет скорее некое уврачевание от Господа, утверждающее сердца их в вере в Него. Так видим, что и Петр после того, как соблазнился, тверже прилепился к вере во Христа. Посему человеческое облечено в немощи, чтобы обнаружилась крепость Господня.