|
|
|
Действительное обожение
По работам
свт. Георгия Паламы
Ум, эта невещественная природа и свет, родственный, можно сказать, тому первому высшему свету, от которого все и который над всем, всецело устремившись к тому бытийному свету, в невещественной неотступной и искренней молитве безоглядно порываясь к Богу, преображаемый в этом порыве даже и до ангельского достоинства и подобно ангелу озаряемый Первым Светом,
являет собой по причастию то, что его первообраз есть по сути.
I:3:39.
Что же?
Разве не лицом к лицу, по Писанию
(1 Кор. 13, 12),
мы увидим в будущем веке невидимое?
Но если так, то значит и теперь, принимая его залог и предвосхищение, чистые сердцем видят его умный и невидимый чувству образ в самих себе. Ведь ум, эта невещественная природа и свет, родственный, можно сказать, тому первому высшему свету, от которого все и который над всем, всецело устремившись к тому бытийному свету, в невещественной неотступной и искренней молитве безоглядно порываясь к Богу, преображаемый в этом порыве даже и до ангельского достоинства и подобно ангелу озаряемый Первым Светом
[Св. Григорий Богослов.
Беседа 40, 5: PG 36, 364 В.],
являет собой по причастию то, что его первообраз есть по сути
[Св. Дионисий Ареопагит.
О божественных именах II 6: PG 3, 644 ВС;
Максим Исповедник.
Письмо 6, 5: PG 92, 429 AB.], обнаруживает самим собой сияние, лучезарный и неприступный блеск той сокровенной красоты, ощущая которую в себе умным чувством, Божий певец Давид в ликовании вещал верным об этом великом и таинственном деле: «Сияние Бога нашего на нас»
(Пс. 89, 17).
А не испытав и не видев в самом себе Божьего сияния, все еще разыскивая его разделениями, умозаключениями и расчленениями, в простоте же сердца отцам не веря, кто захочет слушать, что на ком-то из людей сияла слава Божия?
Прекрасную истину открыл нам Иоанн в «Откровении»: «На белом камне, который примет от Бога победитель, прочесть не может никто, кроме принявшего»
(Апок. 2, 17):
не то что не имеющий камня не может и прочесть его, но если человек не прислушается с верой к посвященным, он вообще ничего не увидит в этой надписи и истинное созерцательное бытие будет считать слепотой не в том смысле, что оно превосходит чувство и знание как некий священный мрак, а в том смысле, что оно совершенно лишено всякого бытия. А когда вдобавок к невежеству и неверию такой человек еще очень искусен в пакостях, переполнен суетливыми мыслями, готов на все и непочтителен к самому святому, то он не только отвергает его как не существующее в действительности, но и, увы!
признает божественное слияние за бесовское воображение. Этим вот, брат, и страдают сейчас люди, о которых ты рассказал.
Становясь Богом по благодати, человек единится с Богом и через Бога видит Бога.
II:3:52.
Если всякий удостоившийся знать и видеть Бога вступает в саму неприступность, то кто удостоится подойти к неприступному и увидеть невидимое?
Разве всякий богопочитатель?
Нет;
только Моисею и подобным дано быть в божественном мраке, тогда как отрицательное богословие — дело всякого богопочитателя, а теперь, после пришествия Господа во плоти, — и всякого вообще человека, как показано выше. Другое стало быть этот в собственном смысле свет или божественный мрак, и несравненно высшее чем отрицательное богословие, — примерно как, скажем, Моисей боговидением выше толпы. В свете сущий, говорит Дионисий, видит — и не видит. Как видя не видит?
Так, поясняет он, что видит выше видения и в собственном смысле познает и видит, не видит же по преизбытку, не каким-либо действием ума и чувства видя, а самим невидением и незнанием, то есть в исступлении из всякого подобного познавательного действия входя в то, что выше видения и знания, — стало быть лучше нас и видя и действуя, потому что стал лучше чем дано человеку,
сделался уже Богом по благодати, единится с Богом и через Бога видит Бога.
Действительное обожение.
Мысль о «тождественности с Отцом» выражается у св. Григория в поразительных формулировках, шокировавших его противников. Тем не менее его основная мысль заимствована у св. Максима: человек «по причастию (μεθέξει)
становится тем, что Архетип (Первообраз)
есть по причине (κατ’ αἰτίαν или φύσει)»,[94]
он становится «Богом по благодати» (χάριτι или θέσει).[95]
Следовательно, жизнь Бога становится его собственной жизнью и существование Бога — его собственным существованием. Так, св. Максим писал, что «у Бога и у святых одна и та же энергия»;[96]
эту формулировку часто повторяет св. Григорий. «Блаженно претерпевают святые, — пишет он, — божественное сияние, и едино есть сияние их и Бога их, ибо… Максим назвал единой энергию Бога и святых».[97]
Действительно, они не только сами наслаждаются присутствием Бога, это присутствие является через них и другим. Значит, обожение — это не только Дар Божий отдельному человеку, но и средство явить Бога миру. «Святые причаствуют Богу;
не только причаствуют, но и преподают
[Его]… и не только живут, они животворят, а это невозможно для тварной способности».[98]
[94]
Триады.
I. 3. § 39
// 450.5-6;
ср.: св. Максим Исповедник.
Opuscula theologica et polemica
// PG XCI. 33 C;
Ambigua
// PG XCI. 1084 C, 1345 D, etc.
[95]
Триады.
II. 3. § 52
// 584.22;
cp.: § 68 // 602.20-23;
Триады.
III. 1. § 25
// 638.2;
Собеседование Феофана с Феотимом
(Διάλεξις Θεοφάνους πρὸς Θεότιμον)
// ΓΠΣ II. 244.27-245.3
[PG CL. 948 C], etc.
[96]
Opuscula theologica et polemica
// PG XCI. 12 B, 33 A;
Ambigua
// PG XCI. 1076 BC.
[97]
Письмо к Иоанну Гавре
// ΓΠΣ II. 344.30-345.2;
ср.: там же, 357.5-7;
ср.:
Триады.
III. 1. § 33
// 645.3.
[98]
О божественном и боготворящем причастии.
// ΓΠΣ II. 151. 26-30.
Святые причащают и животворят
Святые не только причащаются, но и причащают.
…святые, став боговдохновенными и богоподобными… Не только причащаются, но и причащают. Не только о том могут судить, что уже свершилось, но знают и нечто из того, что еще не выведено из небытия. Не только живут, но и животворят, что невозможно для тварной силы.
Обожение — цель человеческой жизни
Сам
Григорий Палама,
придерживаясь традиций древних отцов Церкви и византийских богословов,
считал обожение целью человеческой жизни.
По учению Григория Паламы, божественная благодать, или энергия, не только сама нетварна, но и делает нетварными причастных ей. Не приобщаясь обоживающей благодати, человек остается тварным следствием божественной творческой энергии, в этом случае его отношения с Богом ограничиваются отношением твари к Творцу. Человек же, приобщающийся нетварной благодати, приобретает вышеестественные свойства. Оставаясь тварным по своему естеству, он в то же время становится выше тварных вещей благодаря пребывающей в нем благодати. В этом случае, помимо тварной природы, человек становится обладателем и нетварной благодати, …
Обновленный возрождающей силой божественной благодати человек не просто произведение творческой энергии Бога, но и причастник Его нетварной жизни, безначальной и бесконечной. Так образуется новая связь между Богом и человеком: Бог становится не только Творцом человека, но и его Отцом, соделывая человека причастником Своего нетления[353]. И Бог и человек вместе обладают нетварной энергией и жизнью: Один — будучи их естественным источником, а другой — сосудом благодати.
[353]
Возражения Акиндину, 3, 6, 15.
См. также
-
Википедия:
Обожение
-
Википедия:
Григорий Палама
-
Википедия:
Фаворский свет
-
Иг. Дионисий (Шленов),
Святитель Григорий Палама:
житие, творения, учение
-
Свт. Григорий Палама,
Омилии
-
Свт. Григорий Палама,
Триады в защиту священно-безмолвствующих
(1338-1340)
-
Свт. Григорий Палама,
Святогорский томос
(1340)
-
Свт. Григорий Палама,
О Божественном и обоживающем Причастии,
или о Божественной и сверхъестественной простоте (1341-1342)
-
Свт. Григорий Палама,
О исхождении Святого Духа
-
Свт. Григорий Палама,
Исповедание Православной веры
-
Свт. Григорий Палама,
Письмо своей Церкви
-
Архим. Георгий Капсанис,
Обожение как смысл человеческой жизни
-
Георгий Мандзаридис,
Определение границы
между Православием и ересью — свт. Григорий Палама
-
Иоанн Мейендорф,
Жизнь и труды св. Григория Паламы:
Введение в изучение.
-
Свт. Григорий Палама,
Триады
в защиту священнобезмолвствующих
-
Свт. Григорий Палама,
Триады
в защиту священнобезмолвствующих
-
Иоанн Мейендорф,
Введение в Святоотеческое Богословие
-
Иоанн Мейендорф,
Жизнь и труды
св. Григория Паламы
-
Иоанн Мейендорф,
Житие и учение
св. Григория Паламы
-
Иоанн Мейендорф,
Святой Григорий Палама
и православная мистика
-
Иоанн Мейендорф,
на
azbuka.ru
-
Иоанн Мейендорф,
на
odinblago.ru
-
Иоанн Мейендорф
на
Google Books
-
Архим. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исайя (Белов),
Догматическое богословие
-
Георгий Мандзаридис,
Обожение человека по учению святителя Григория Паламы
-
"Иоанн Мейендорф"
на
Google Books
-
Григорий Палама
на
ozon.ru
-
Григорий Палама
на
Google Books
|