|
|
|
Подготовлять пришествие царства Божия
Христианская политика должна подготовлять пришествие царства Божия для всего человечества как целого, состоящего из больших частей — народов, племен и государств.
Как нравственность христианская имеет в виду осуществление царства Божия внутри отдельного человека, так христианская политика должна подготовлять
пришествие царства Божия для всего человечества как целого,
состоящего из больших частей — народов, племен и государств.
… В политике христианских народов доселе царствует безбожная вражда и раздор, о царстве Божием здесь нет и помину. … Все достоинство человека в том, что он сознательно борется с дурною действительностью ради лучшей цели. … И в общей жизни человечества царство зла и раздора есть факт, но цель есть царство Божие, …
Ясно, что … без прогрессивной деятельности государства человечество оставалось бы всегда на одной ступени исторического процесса, никогда не достигло бы до способности
окончательно принять или отвергнуть Царство Божие,
и, следовательно,
людям
не для чего
было бы жить.
Связь права с нравственностью дает возможность говорить и о христианском государстве. Было бы несправедливо утверждать, что до христианства государство было лишено нравственной основы. Не говоря о царствах иудейском и израильском, которым пророки прямо ставили нравственные нормы и обличали за их неисполнение, и в языческом мире достаточно вспомнить хотя бы образ афинского царя Тезея, с опасностью жизни освобождающего сограждан от каннибальской дани Криту, чтобы и здесь признать основной нравственный мотив государства, именно жалость, требующую деятельной помощи обиженным и страдающим. Значит, различие между христианским и языческим государством не в естественной их основе, а в иных отношениях. С христианской точки зрения государство есть только часть в организации собирательного человека, — часть, обусловленная другой, высшею частью — церковью, от которой оно получает свое освящение и окончательное назначение — служит косвенным образом в своей мирской области и своими средствами той абсолютной цели, которую прямо ставит церковь, — приготовлению человечества и всей земли к Царству Божию. Отсюда две главные задачи государства — консервативная и прогрессивная:
охранять основы общежития, без которых человечество не могло бы существовать, и затем улучшать условия этого существования,
содействуя свободному развитию всех человеческих сил, которые должны стать носительницами будущего совершенного состояния и без которых, следовательно, Царство Божие не могло бы осуществиться в человечестве. Ясно, что как без консервативной деятельности государства человечество распалось бы и
некому
было бы войти в полноту высшей жизни, так без прогрессивной деятельности государства человечество оставалось бы всегда на одной ступени исторического процесса, никогда не достигло бы до способности
окончательно принять или отвергнуть Царство Божие,
и, следовательно,
людям
не для чего
было бы жить.
Мир должен свободно придти к Богу
… Вл. Соловьев признает положительное значение за отпадением природных человеческих сил от Бога, ибо после отпадения делается возможным свободное соединение человека с Богом. Царство Божие не может быть осуществлено путем принуждения и насилия. Принудительная теократия должна была пасть, и человек должен был вступить на путь свободного раскрытия своих сил. Вл. Соловьев думает, что мир должен пройти через свободу и свободно придти к Богу.
Велика истина и превозмогает!
(2Езд.4:41).
Всеединая премудрость божественная может сказать всем ложным началам, которые суть все ее порождения, но в раздоре своем стали врагами ее, — она может сказать им с уверенностью: “Идите прямо путями вашими, доколе не увидите пропасть перед собою;
тогда отречетесь от раздора своего и все вернетесь, обогащенные опытом и сознанием, в общее вам отечество, где для каждого из вас есть престол и венец, и места довольно для всех, ибо в дому Отца Моего обителей много”
(Ин.14:2).
Вл. Соловьев всегда понимал христианство не только как данность, но и как
задание, обращенное к человеческой свободе и активности. В этом его великая заслуга. Дело Христово в мире есть прежде всего любовь. И дела любви, по соловьевскому сознанию, нужны не для оправдания делами или верой, а для осуществления Царства Божьего.
"Человечество, —
пишет он, —
должно не только
принимать
благодать и истину, данную во Христе, но и
осуществлять
эту благодать и истину в своей собственной и исторической жизни".
"Совершение Церкви или создание христианской культуры в мире требует, кроме руководства вселенской власти, также свободного действия личных человеческих сил". В богочеловечестве коллективно должно произойти такое же соединение двух природ, какое индивидуально произошло в Богочеловеке-Христе. Согласно своей первоначальной схеме, Соловьев думал, что богочеловечество явится в результате соединения божественного начала, преимущественно выраженного на Востоке, с человеческим началом, преимущественно выраженным на Западе. … Симпатии Вл. Соловьева к католичеству определялись его убеждением, что организованная человеческая активность сильнее в католичестве, а православие слишком пассивно. Эти католические симпатии определялись у него извне, а не изнутри самой догматической системы католичества. Соловьев дорожил идеей догматического развития Церкви, в котором он видел проявление человеческой действенности, и видел больше такого развития на Западе, чем на Востоке. …
"Существенное и коренное отличие нашей религии от других восточных, —
пишет Вл. Соловьев, —
в особенности от мусульманской, состоит в том, что христианство, как религия богочеловеческая, предполагает действие Божие и вместе с тем требует и действия человеческого. С этой стороны осуществление Царства Божьего зависит не только от Бога, но и от нас, ибо ясно, что духовное перерождение человечества не может произойти помимо самого человечества, не может быть только внешним фактом;
оно есть
дело, на нас возложенное,
задача, которую мы должны разрешить".
Цель христиан и иудеев — вселенская теократия
… От языческой мудрости христианство отличается самою
целью;
от иудейства оно отличается только разным
отношением
к этой цели.
Окончательная цель
для христиан и для иудеев одна и та же —
вселенская теократия,
осуществление божественного закона в мире человеческом, воплощение небесного в земном. Этот союз неба и земли, этот новый завет Бога с творением, этот совершенный круг и венец всемирного дела одинаково признается и христианством и иудейством. Но в христианстве нам открылся сверх того, и путь к этому венцу, и этот путь есть крест. Вот этого-то крестного пути и не сумело понять тогдашнее иудейство;
… Ограничиваясь формальною верностью древнему
договору,
чтобы по
условию
получить царствие Божие, они не хотели понять и принять того крестного пути, которым царство не получается прямо извне, а
сначала
усвояется изнутри, чтобы
потом
проявиться внешним образом.
Чем полнее христианский мир выражал бы собою
христианскую идею духовной и универсальной теократии,
чем могущественнее было бы воздействие христианских начал на частную жизнь христиан, на социальную жизнь христианских народов, на политические отношения в христианском человечестве — тем очевиднее опровергался бы иудейский взгляд на христианство, тем возможнее и ближе становилось бы обращение евреев. Таким образом,
еврейский вопрос есть вопрос христианский.
Теократическая задача и христианства и иудейства — создание праведного общества. Все народы равны перед божеским законом, все могут (и должны)
ревновать об исполнении божьего дела. Апостол Павел призывает: “бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду?
Так бегите, чтобы получить”
(1Кор.9:24).
Христианство и еврейство имеют
общую теократическую задачу — создание праведного общества.
Так как источник всякой правды в Боге, то праведное общество есть общество богочеловеческое. Здесь весь человек добровольно подчиняется Богу, все люди единодушны между собою и пользуются полной властью над материальной природой. По еврейским понятиям, такое идеальное общество должно воплотиться в народе израильском (в царство Мессии), по христианским понятиям, к нему одинаково призваны все народы. Этот христианский универсализм не следует понимать в том смысле, будто все народности составляют лишь безразличный материал для вселенской теократии.
Все народы равны лишь перед евангельским законом
в том смысле, как, например, в государстве все граждане равны перед законом страны, что нисколько не мешает различным состояниям и разрядам граждан иметь свои особые права, вытекающие из особых обязанностей их служения (так, в самой эгалитарной стране врач получает особые права, которых нет у земледельца, и в самой демократической республике министр имеет преимущества перед ночным сторожем и т.д., хотя все они равны перед законом, который определяет как общие права всех, так и особые права каждого). Подобным же образом и в гражданстве Божием (іn сіvіtаtе Dеі)
различные народы могут иметь различные преимущества, смотря по особому историческому положению и национальному признанию, лишь бы этим нe нарушались взаимная любовь и общая солидарность. Таким образом,
между теократическими идеями христианства и еврейства нет непременного противоречия.
Если евреи имеют притязание на
особое положение и значение во всемирной теократии,
то нам нет надобности заранее отвергать это притязание, особенно если мы вспомним, что говорит об этом предмете апостол Павел: “У них усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и служение, обетования;
их же отцы и от них же Христос по плоти, сущий над всеми Бог… Или отринул Бог людей Своих?
Да не будет!
Не отринул Бог людей Своих, которых прежде знал… Но чтобы вы не гордились, не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне, что ослепление было Израилю отчасти, доколе не войдет полнота народов. И тогда
весь Израиль спасется”.
Содержание теократии
До тех пор, пока Бог не будет всё во всех, пока каждое человеческое существо не будет вместилищем Божества, до тех пор
Божественное управление человечеством требует особых органов
и проводников своего действия в человечестве.
Вообще теократия имеет целью осуществление религии (т.е. союза Бога с человеком)
во всей жизни народов. Для успешного исполнения этой задачи необходимы три условия: 1)
Полная самостоятельность религиозного начала
в обществе, ибо в этом начале сущность и главный интерес всего дела, и если религиозный элемент занимает в общей жизни подчиненное или зависимое положение, то теократия не имеет никакого смысла;
2)
правильное расчленение общественного тела и твердый порядок
в его управлении, ибо без этого религия не имеет постоянных и целесообразных способов проводить свое влияние в жизнь и направлять ее в теократическом смысле;
3)
наконец,
свободная и энергическая деятельность личных сил, ибо без такой деятельности самая лучшая общественная организация останется пустою формой.
Теократические органы:
для религиозной сферы жизни — священник,
для политической сферы жизни — царь,
для социальной сферы жизни — пророк.
Священник направляет, царь управляет, пророк исправляет.
Идеальная теократия требует равномерного и согласного развития этих трех орудий Божественного правления.
…Божественное управление должно распространяться на всю человеческую жизнь и не может ограничиваться одною какою-нибудь частною областью этой жизни;
поэтому и органы Божественного управления должны находиться не только в собственно религиозной, но также и в политической и в социальной сфере. Собственно
религиозная сфера жизни имеет своим теократическим органом
священника
(или, скорее, первосвященника, так как священник невозможен без
святителя);
сфера политическая имеет своим теократическим органом
царя,
как помазанника Божия;
наконец,
социальная жизнь народа имеет свой теократический орган в лице
пророка,
т.е. свободного проповедника и учителя. Каждый из этих трех представителей теократии имеет свою самостоятельную сферу действия, но по самому характеру этих сфер, они находятся в определенном взаимоотношении друг к другу.
Священник направляет, царь управляет, пророк исправляет.
В порядке Божественного правления священству принадлежит авторитет, основанный на
предании,
царь — обладает
властью,
утвержденной на
законе,
пророк пользуется
свободой личного почина.
Полнота теократического идеала требует равномерного и согласного развития этих трех орудий Божественного правления.
Церковная власть вполне независимая, сосредоточенная, энергичная.
Все дело в том, что церковь на земле должна не только
хранить
святыню веры, но и непрестанно
бороться
за нее с внешними врагами, должна укреплять, ограждать, усиливать религиозную жизнь. … Для борьбы нужна церковная власть вполне независимая, сосредоточенная, энергичная. Зависимость духовной власти от светской и отсутствие у нее собственного средоточия парализует внешнюю деятельность церкви и подрывает ее влияние на жизнь народа и общества. … Церковь, лишенная вполне самостоятельного представительства, не может иметь настоящего влияния ни на правительство, ни на общество.
Истинный пророк помогает архиерейской и царской властям своими обличениями и увещаниями.
Истинный пророк в еврействе и христианстве не
восстает
против архиерейской и царской власти, а
пристает
к ним и помогает им своими обличениями и увещаниями. Истинный пророк сознает свое призвание не как естественное право, общее ему со всеми, а также и не как свою личную привилегию, а как особый дар Божий, требующий с его стороны нравственного возделывания. … еврейские пророки, как мы знаем, не восставали против законного священства, … еврейские пророки проповедовали оправдание верой и
делами,
а не одной только верой.
Крушение теократической задачи христианства в истории
В византийском цезарепапизме баланс неоправданно сильно был смещен в сторону царя.
…
идея христианского царя,
при всем своем значении есть лишь часть теократической идеи, и одностороннее ее развитие в ущерб другим теократическим элементам, ее перевес над ними может привести к пагубным последствиям для дела Божия на земле. Так оно и случилось в Византии. …
…
злоупотребления византийского цесаризма
имели … глубокие последствия, они исказили самую жизнь христианского общества на Востоке. При недостаточно самостоятельной и твердой духовной власти в Византии, власть царская, не сдерживаемая с этой стороны, всею своею тяжестью обрушивалась на социальную жизнь, подавляя в ней всякий энергический личный почин, всякую самостоятельную деятельность. …
Теократическая задача христианства — создание праведного общества — потерпела в Византии решительное крушение.
На Западе, в католических странах, царская власть была излишне слаба. Для исполнения своей теократической задачи Ватикану пришлось оперировать сразу в двух сферах: религиозной и политической. Стабильное Божественное управление реализовать таким образом не получилось.
Если в Византии главная причина всех зол заключалась в чрезмерном преобладании императорского единовластия, то на Западе, напротив, коренным препятствием теократического дела была слабость и раздробленность государственной власти. … С уничтожением императорского единовластия западная церковь потеряла главное орудие для исполнения своей теократической задачи. Эта церковь, объединенная и сосредоточенная в римском престоле, не боялась
сильной
империи Карла Великого, а напротив, пользовалась ее силой:
империя слабая и раздробленная оказалась для папства вредной и опасной.
Протестантство отрицает роли как непоколебимости цесаризма так и апостольского священства.
Истинный пророк в еврействе и христианстве не
восстает
против архиерейской и царской власти, а
пристает
к ним и помогает им своими обличениями и увещаниями. … Отвергнув эти два необходимых условия истинного пророчества — подчинение законным властям и стремление быть достойными высшего призвания, — протестантство существенно исказило третье теократическое начало:
отделив пророчество от священства,
оно
не подарило
миру и
истинных пророков.
Разделение церквей, нарушив равновесие между двумя первыми образующими началами христианской теократии — священством и царством, тем самым способствовало незаконному проявлению третьего теократического начала — пророческого. … настоящей, хотя и отдаленной причиной протестантства было разделение церквей, которое подорвало универсальный характер христианства и дало верх национальным и племенным распрям.
И германский мир, в свою очередь, выставил свою
особенную
теократическую идею и враждебно противопоставил ее теократической идее католичества. Становясь под знамя свободного пророческого служения, протестантство являлось, до известной степени, возвратом к еврейству. Но, вместе с тем, между ними была в этом отношении огромная разница в пользу еврейства. Ибо, во-первых, еврейские пророки, как мы знаем, не восставали против законного священства, как это делали протестанты;
а во-вторых, еврейские пророки проповедовали оправдание верой и
делами,
а не одной только верой.
Пророчество заменилось учительством.
В протестантстве, так же как и в иудействе и еще скорее, пророчество заменилось учительством. … Протестантское изучение Библии перешло в критику, а критика перешла в отрицание. … Сначала предводительство протестантского мира перешло от пророков к учителям, теперь религиозное учительство, в свою очередь, уступает место школьной учености, преимущественно антихристианского направления. Тут уже не остается и следа той своеобразной, хотя и ложной, теократической идеи, которая одушевляла первых вождей протестантства.
Всеобщая секуляризация.
Это падение христианской идеи не ограничилось одними германскими странами, в которых восторжествовало протестантство. Хотя в латинской, или романской части Европы религиозное движение реформации не имело успеха, но практический результат этого движения — всеобщая секуляризация, т.е. отделение от религии и церкви всех сфер человеческой деятельности — политики и народного управления, науки и школы, искусства и общественной жизни — эта всеобщая секуляризация распространилась и на латинскую Европу. В лице своих правящих классов и романские страны, по примеру германских, отреклись от теократической идеи.
См. также
|