|
|
|
И предельное проявление этого царственного священства, если можно так выразиться (и я надеюсь, что меня не поймут вкривь и вкось), крайний пример его —
Господь Иисус Христос, первый мирянин.
Он, технически говоря, не священнического рода, Он
не священник,
Он
мирянин, первый член царственного священства.
Но Он одновременно Первосвященник всея твари. И вот к этому мы должны стремиться и возвращаться.
Всякий верующий в Церкви является священником
А что такое царственное священство?
У нас в епархии был в этом году съезд на эту тему, о мирянах, о царственном священстве в частности. Если прислушаться к святому Максиму Исповеднику, то он говорит, что человек был создан для того, чтобы всю тварь привести к Богу, что он создан как участник двух миров: вещественного и духовного, он в себе совмещает эти два полюса. И в этом смысле всякий верующий в Церкви является священником, то есть человеком, который освящает тварь, который делает ее святой, что значит — Богу посвященной и пронизанной Божественной благодатью. Это призвание каждого христианина, не только священника;
у священника есть своя задача, о чем я еще скажу. И мирянин это не только человек, который живет «в миру», это человек, который
Христом послан в мир для того, чтобы все, к чему он прикоснется, сделать святыней:
он священник в этом отношении. То, как мы относимся к предметам, которые вокруг нас, то, как мы относимся к людям, то, как мы относимся ко всей природе… Если мы думаем о том, что все это создано Богом в любви, с тем, чтобы все вошло в тайну приобщенности Ему, как благоговейно мы бы относились ко всему тому, к чему мы прикасаемся — словом ли, взглядом ли, прикосновением ли руки… И я думаю, что мирянин вступает на этот путь в момент, когда его готовят к принятию крещения, потому что через крещение человек соединяется со Христом и в этом таинстве погружения в воды смерти и жизни, выходя из них новым существом, человек делается уже как бы
носителем Христа.
Когда совершается миропомазание, Святой Дух сходит на человека, и он уже — в малой мере, конечно, не в той мере, в какой Христос действовал — уже является присутствием Божественной благодати, ему поручено это тайносовершение. Это своего рода рукоположение;
человек делается
частью тела Христова.
Только царь может умереть за свой народ
Теперь: почему царственное священство?
Мне кажется, ответ можно найти у святого Василия Великого, который говорит:
всякий может управлять и властвовать, только царь может умереть за свой народ…
И вот это роль всякого христианина — и мирянина, и священника, потому что если мы называем
народ Божий,
laos, таким словом, оно
включает всех: и новорожденного младенца, и патриарха.
Это народ Божий, и в этом отношении
мы все являемся царственным священством
через то, что мы должны быть готовы жизнь свою положить за каждого человека, который находится в Церкви и особенно вне Церкви: Я вас посылаю, как овец среди волков… Мы овцы не в том смысле, что должны быть блеющим стадом, которому нечего говорить или нечего давать. Нет, мы — общество людей, которые должны идти в мир, идти туда, где не слышали о Христе, туда, где не верят в Бога, идти туда, где разврат, где неправда, где нет веры, где нет надежды, где нет радости, где нет любви, и все это приносить туда в себе и давать ценой своей жизни. А «ценой своей жизни» не значит умереть: умирать можно каждый Божий день,
отдавая свою жизнь другим людям.
Умереть на плахе это одно мгновение, умирать изо дня в день — это другое дело. Я вам могу пример дать.
Я встретил в России одного монаха, священника, который провел в концентрационном лагере 26 лет. Он сидел передо мной на койке с сияющими, светящимися глазами и говорил: «Вы понимаете, Владыко, как Бог был добр ко мне!
Меня, неопытного священника, Он избрал, на пять лет в одиночку посадил, в тюрьму, а потом на 26 лет в лагерь, для того чтобы я был священником там, где он больше всего нужен был и куда священника свободного не пускали…» Все, что он вынес из этого ужаса, это благодарность за то, что он принес свет туда, где была тьма, надежду — туда, где не было надежды, любовь — и какую любовь он мог проявить!
— туда, где любовь колебалась от ужаса, страха и страдания. И вот это является царственным священством. Да, как
царь,
он
отдал свою жизнь.
См. также
|