|
|
|
1
И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.
Лк 8:31.
Откр 1:18.
2
Он взял дракона, змия древнего, который есть
диавол
и сатана, и
сковал его на тысячу лет,
2 Пет 2:4.
Иуд 1:6.
Откр 12:9.
3
и
низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать,
дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет;
после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.
4
И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.
Дан 7:9,22.
Дан 8:17.
Мф 19:28.
1 Кор 6:2.
2 Тим 2:12.
Откр 6:11.
5
Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет.
Это - первое воскресение.
6
Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом:
над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.
Ис 61:6.
Откр 1:6.
Откр 21:7.
7
Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань;
число их как песок морской.
Иез 38:2.
Иез 39:1.
Откр 16:14.
8
Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш
диавол
ходит, как рыкающий лев,
ища, кого поглотить.
Иов 1:7.
Иов 2:2.
Лк 22:31.
9
Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире.
Деян 14:22.
10
Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми.
2 Кор 4:17.
11
Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать
против козней диавольских,
Рим 13:12.
1 Фес 5:8.
12
потому что наша
брань
не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего,
против духов злобы поднебесных.
Ин 12:31.
Ин 14:30.
Еф 2:2.
18
И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но
воспрепятствовал нам сатана.
“Под тысячелетним царством православные экзегеты понимают … период времени от начала благодатного царства Церкви Христовой и до кончины мира”
(прот. Олег Давыденков).
Получается, что в настоящий период времени
дьявол совсем не скован,
если он
“ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить”
(1 Петра 5:8).
Получается неувязка какая-то?
Серьёзная неувязка.
Под тысячелетним царством православные экзегеты понимают неопределенный, но продолжительный период времени от начала благодатного царства Церкви Христовой и до кончины мира.
При этом под
«первым воскресением»
имеется в виду духовное возрождение людей в жизнь вечную во Христе в таинстве крещения, совершаемого в Церкви Христовой, которое также иногда именуется
воскресением
(см.:
Кол.3:1;
Еф.2:5–6, 5:14). Временное освобождение диавола из темницы на малое время означает явление на земле антихриста незадолго до кончины мира, за которой последует Всеобщий и последний суд. «Вторая смерть» есть осуждение грешников на Всеобщем суде, которое не коснется тех, кто имеют «участие в
воскресении первом», т. е. духовно возрождены во Христе и очищены благодатью Его в Церкви. Таковые не подвергнутся осуждению, но войдут в блаженную жизнь Царства Христова.1376
1376
См.: Августин, блаж.
О граде Божием. Т. IV. С. 176–180. Кн. 20. Гл. 7.;
Макарий (Булгаков), архиеп.
Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 493–494.
“Под именем связания и заключения диавола в темницу разумеется то, что Господь … изгнал диавола вон”
(митр. Макарий (Булгаков)).
Как же “Господь … изгнал диавола вон,” когда он, дьявол,
“ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить”
(1 Петра 5:8).
Опять получается неувязка?
Под именем связания и заключения диавола в темницу разумеется то, что Господь своею проповедию, своими многократными опытами изгнания бесов из людей и особенно своею смертию, действительно,
изгнал диавола вон,
связал крепкого
(Матф. 12:29),
совлек его начала и власти, изведе в позор дерзновением, победив их на кресте
(Кол. 2:16).
Под именем тысящелетняго царства Христова разумеется весь неопределенный
период времени с самого начала благодатного царства Христова на земле, или собственно с тех пор, как соделалась вера Христова при Константине великом торжествующею и господствующею в мiре до скончания века,
– соответственно тому, как у Псалмопевца: помяну в век завет свой, слово, еже заповеда в тысящы родов
(Пс. 104:8),
выражение: в тысящы родов означает неопределенно все будущие роды человеческие до конца мира. Под именем
первого воскресения
разумеется
воскресение
людей в Христианстве духовное, которое начинается чрез обращение их, оправдание и возрождение, соответственно словам: востани спяй, и
воскресни от мертвых,
и осветит тя Христос (Еф. 5:14;
снес.
Иоан. 5:24), и оканчивается, когда души истинных Христиан переселяются из настоящей жизни, бывшей для них как бы смертию, в истинную жизнь со Иисусом Христом. Далее – разрешение диавола от темницы на мало время, чтобы прельстить языки, – означает явление на земле антихриста незадолго перед самою кончиною мира. Наконец суд над всеми мертвецами ожившими и мздовоздаяние как им, так и диаволу – это всеобщий, последний суд и последнее мздовоздаяние.2049
2049
Августин. de сии. Dei XX, 7;
подробнее см. толков. на эту главу Апокалипсиса в Curs. S. Scripturae compl T. XXV, p. 1109–1122, Paris 1812.
16
А непотребного пустословия удаляйся;
ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,
1 Тим 4:7.
1 Тим 6:20.
Тит 1:14.
Тит 3:9.
17
и
слово их, как рак, будет распространяться.
Таковы Именей и Филит,
1 Тим 1:20.
18
которые отступили от истины,
говоря, что воскресение уже было,
и разрушают в некоторых веру.
“Мнение это могло бы быть до некоторой степени терпимо, если бы предполагалось, что в эту субботу святые будут иметь некоторые духовные радости от присутствия Господня.
Некогда и мы думали так. Но коль скоро они утверждают, что
воскресшие
в то время будут предаваться самым неумеренным плотским пиршествам, на которых будет столько пищи и питья, что они не только не будут соблюдать никакой умеренности, но превысят меру самого неверия, то никто, кроме плотских, никоим образом этому поверить не может”
(Августин Блаженный).
Тысячелетнее царство толковалось
духовно
в работах: священномученика
Папия Иерапольского,
свт.
Иринея Лионского,
св.
Иустина Философа,
св.
Ипполита Римского,
Тертуллиана,
свт.
Мефодия Олимпийского,
Викторина, Коммодиана, Лактанция.
Чувственный
хилиазм в свою очередь разрабатывался гностиком Керинфом и Аполлинарием Лаодикийским. И никто не заставляет нас концентрироваться только на концепции еретика Керинфа и отвергнуть
духовное
толкование
св. Папия Иерапольского,
свт. Иринея Лионского,
св. Иустина Философа,
св. Ипполита Римского,
Тертуллиана
и
свт. Мефодия Олимпийского.
“Итак,
дьявол связан и заключен в бездну
для того, чтобы не обольщал он уже народы, из которых состоит Церковь и которых, обольщенных, держал в своей власти прежде, пока Церкви не было”
(Августин Блаженный).
Св. Пётр имеет в виду Церковь, т.е. народы, из которых состоит Церковь, когда говорит что
“диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить”
(1 Петра 5:8),
и по св. Петру получается, что
дьявол не связан и не заключён в бездну,
а
ходит как рыкающий лев.
Опять получается неувязка?
Книга XX. Глава VII
Об этих
двух воскресениях
тот же евангелист Иоанн в книге, называемой Апокалипсис, говорит так, что первое из них, будучи некоторыми из наших не понято, обратилось как бы в своего рода смешные басни. Говорит апостол Иоанн в упомянутой книге:
«И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диявол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет;
после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет: прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет.
Это — первое воскресение.
Блажен и свят имеющий участие в
воскресении первом:
над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет»
(Апок. XX, 1-6).
Пришедшие на основании этих слов Апокалипсиса к заключению, будто
первое воскресение
будет телесным, остановили, между прочим, особое внимание на числе тысяча, найдя в нем указание на то, что якобы у святых надлежало таким образом быть своего рода субботствованию в продолжение такого периода времени в виде святого покоя после трудов шести тысяч лет с того времени, как был сотворен человек и в наказание за великий свой грех низвергнут из райского блаженства в бедствия настоящей смертности;
так что соответственно словам Писания:
«У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день»
(II Пет. III, 8),
когда исполнится шесть тысяч лет, равняющихся шести дням, последует как бы седьмой день субботы в виде последних тысячи лет, с
воскресением,
т.е. для празднования этой субботы, святых.
Мнение это могло бы быть до некоторой степени терпимо, если бы предполагалось, что в эту субботу святые будут иметь некоторые духовные радости от присутствия Господня.
Некогда и мы думали так. Но коль скоро они утверждают, что
воскресшие
в то время будут предаваться самым неумеренным плотским пиршествам, на которых будет столько пищи и питья, что они не только не будут соблюдать никакой умеренности, но превысят меру самого неверия, то никто, кроме плотских, никоим образом этому поверить не может. Духовные же называют их, верящих этому, греческим именем χιλιάστας;
переведя это название буквально, мы можем называть их тысячниками. Вдаваться в особое опровержение их было бы долго;
скорее, мы должны в настоящем случае показать, как следует понимать это место Писания.
…
То обстоятельство, что он часто обольщает и тех, которые, будучи уже возрождены во Христе, вступают на путь Божий, также не должно смущать. Ибо
«познал Господь Своих»
(II Тим. II, 19):
из этих никого он не увлечет в вечное осуждение. Господь знает их как Бог, от Которого не укрывается ничто и из будущего, а не как человек, который в настоящем человека видит (если только видит того, чье сердце не видит), а каким будет после, — не видит и себя самого. Итак,
дьявол связан и заключен в бездну для того, чтобы не обольщал он уже народы, из которых состоит Церковь и которых, обольщенных, держал в своей власти прежде, пока Церкви не было.
Ибо не сказано:
«Да не прельстит кого-либо», но:
«Дабы не прельщал уже народы», под которыми он, без всякого сомнения, разумел Церковь. Говорит:
«Доколе не окончится тысяча лет», т.е. или то, что остается еще от шестого дня, состоящего из тысячи лет, или все годы, которые остается еще прожить в этом веке.
…
Вывод
Тысячелетие – это не
“период времени с самого начала благодатного царства Христова на земле, или собственно с тех пор, как соделалась вера Христова при Константине великом торжествующею и господствующею в мiре до скончания века”, как это утверждает
митр. Макарий (Булгаков).
Тысячелетие – это период времени на земле, которого ещё не было, и тогда
диавол будет скован
(Откр 20:2),
а не будет ходить
как рыкающий лев, ища, кого поглотить
(1 Петра 5:8).
В это благодатное время нам не нужно будет бороться
против духов злобы поднебесных
(Еф 6:12),
так как
диавол будет реально скован. Но такого времени в истории Церкви пока ещё не было.
Опубликовано:
1 марта 2024
См. также
|