|
|
|
История. Время
Этапы По работам
игумена Варсонофия Хайбулина
Согласно игумену Варсонофию исторический путь Народа Божьего характеризуется следующими этапами:
• К концу “тяжкого лихолетья, обозначенного символом «полуседмины времён» («время, времена, полувремя»)” народ Божий “оказывается в состоянии полного обессиления, изнеможения
(Дан.12:7)”.[**]
• “…по окончанию «полуседмины времён» («время, времена, полувремя»), последуют еще два периода «время (zman)
и срок (idon)»
(Дан.7:12)”.[**]
• С покаянным обращением ветхого Израиля ко Христу придут времена покоя (субботства)
от лица Бога Отца
(Деян.3:19).[**]
В Апокалипсисе времена субботства обетованы как «тысячелетие»
(Откр.20:2).[**]
• «Тысячелетие» — это время, в течение которого участники «первого воскресения»
(Откр.20:4)
совоцаряются[**]
присноцарствующему
Христу.[**]
• Во время обетованного субботства, «первого воскресения», “наступит благословенное время благодатного мира и необратимого всеобщего разоружения народов (Ис.2:2-4,
Мих.4:1-3)”.[**]
Св. Ириней Лионский говорит, что “в то время
праведные будут царствовать на земле,
возрастая от видения
Господа”.[**]
• Упоминаемые в книге Пророка Даниила “«Израиль Божий», «народ святой», «народ святых Всевышнего», наконец, просто «святые» — все это Библейские имена
исторической Церкви
Христовой”.[**]
С покаянием придут предназначенные времена субботства
Борьба против веры в обетование «тысячелетия» выявляется еще и в том, что почти все пророчества, связанные с этим обетованием, повреждены в переводах.
В этом отношении очень показателен перевод второй проповеди Апостола Петра. Обращаясь к своим соплеменникам, он говорил:
«Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут καιροί ἀναψύξεως от лица Господа (Бога Отца) …» (Деян.3:19).
Καιροί ἀναψύξεως в славянском переводе «времена прохладна», в Синодальном «времена отрады», в Кассиановском — «времена прохлады». Между тем глагол ἀνέψυξεν апост. Павел употреблял в смысле
покоить, давать отдых
(2Тим.1:16: «он (Онисифор)
многократно
покоил
меня»).
Т.е. ἀνάψυξις — покой, отдых — один из греческих эквивалентов еврейского
шабат, субботство. Апостол пророчествует, что с покаянным обращением ветхого Израиля ко Христу придут предназначенные времена субботства от лица Бога Отца.
Открывается связь этого пророчества с Данииловым и параллельным апокалиптическим обетованием «освященного седьмого дня» или «субботства народа Божия», который оживет в «первом воскресении» от совершенного изнеможения, предсказанного Даниилом (12:7), и общего умерщвления, предреченного Тайнозрителем Иоанном (13:15).
…
Обращает на себя внимание то, что в этой проповеди апостол Пётр, обращаясь к ожесточённому ветхому Израилю, изрекает обетование, относящееся ближайшим образом к Израилю Новозаветному. Судьбы обоих Израилей оказываются связанными таким образом, что с покаянным обращением ко Христу Израиля ветхого, придут времена субботства от лица Бога Отца, которые для Израиля Нового, т.е. для Церкви языков должны начаться несколько раньше, ибо в жизни Церкви решаются судьбы мiра, а именно, по окончании «полуседмины времён», с пришествием Ветхого днями (Дан.7:22).
…
Согласно пророчеству апостола Петра, с покаянным обращением ветхого Израиля ко Христу «придут времена анапсиксиса от лица Господа» (Деян.3:20), то есть субботства от лица Бога Отца. Следовательно, Евангельское обетование «предназначенных народам времён» включает в себя и Даниилово обетование времени (zman)
и Апокалиптическое обетование «тысячелетия». Но, прежде всего, пророчество
Лк.21:24
содержит обетование времени того нисхождения Неба, которое должно вызвать в Церкви и мире перемены, необходимые для исторического осуществления этих самых светлых и радостных обетований Библии.
Согласно Апокалипсису, по окончании «42-месячного» лихолетья следует то самое «тысячелетие», которое св. Ириней Лионский толковал как
«освященный Седьмой День»,
люто ненавидимый семиглавым и десятирогим драконом, ибо в этот «тысячелетний день» полностью парализована его прельщающая энергия (см.:
Апок.20:1-3).
Становится понятным, что в двузначном пророчестве
Лк.21:24
в придаточном предложении «доколе …» содержится и обетование «освященного Седьмого Дня», «Дня субботства Народа Божия» (см.:
Евр.4:8-9). А утрата веры в этот «Седьмой День» предсказана в Апокалипсисе как победа зверя 666 над Новозаветным Израилем (см.:
Апок.13:7).
Ибо имя 666 содержит в себе троекратное (сообразно с трехчленностью семеричного времени)
отрицание Седьмого Дня и троекратное утверждение того Шестого Дня, который Спаситель назвал
временем … власти тьмы
(Лк.22:53).
Апокалиптическое «тысячелетие» есть «освященный седьмой день, успокоение»
Что же молчаливо подразумевает св. Ириней под термином «тысячелетнее», не используя его явно, видно из следующих его слов: «… тогда придёт Господь с неба на облаках во славе Отца, и его (Антихриста)
и повинующихся ему пошлёт в озеро огненное, а праведным даст
времена царства, то есть успокоение, освященный седьмый день» («Против ересей», кн.5,
гл.30, п.4,
стр.512). И ещё, вопрошая по поводу
Лк.14:12-14
и
Мф.19:20:
«… что такое сторичное воздаяние в сем веке за соделанные бедным обеды и ужины?», — св. Ириней отвечает: «это имеет место
во времена царства, т.е. в седьмый день освященный (…), который есть истинная суббота праведных» («Против ересей», кн.5,
гл.33, п.2,
стр.517).
Итак, по учению раннехристианских святых, апокалиптическое «тысячелетие» есть «освященный седьмой день, успокоение», время субботства тех христиан, которые по окончании «полуседмины времён» оживают в «первом воскресении» и
в условиях полной парализованности прельщающей энергии диавола навеки воцаряются с присноцарствующим Христом
(Откр.20:2-4). И судя по всему, предсказанное в Апокалипсисе «тысячелетие» все Апостолы вместе со св. Павлом ожидали и предрекали как «день субботства народа Божия» (Евр.4:8,9).
Обетование «тысячелетия» устанавливает временные границы не Царствию Христову и не соцарствию Ему участников «первого воскресения», а княжению древнего змия, в предшествующих веках обольщающего всю вселенную (Откр.12:9).
Естественно возникающий вопрос: каким образом будет совершаться духовный рост людей в условиях, когда не требуется борьбы с сатанинскими прельщениями, св. Ириней предвидел и отвечал на него так: «в то время праведники будут царствовать на земле,
возрастая от видения Господа и чрез Него навыкнуть вмещать славу Божию …» ("Против ересей", кн.5,
гл.35, п.1,
стр.523).
Св. Ириней и его единомышленники (по свидетельству св. Иустина Философа,
«здравомыслящие во всём мире христиане»)
увидели что то, что пророк Даниил предсказывает как принятие народом Божиим неограниченного временем и пространством царства, Тайнозритель Иоанн созерцает, как воцарение со Христом оживших в «первом воскресении». Это соединение с Господом Апостол Павел предсказывает, используя глагол συμβασιλεύσομεν (греч.)
— «совоцаримся» (2Тим.2:12).
От самых благочестивых земных царств Царство Христово отличается больше всего тем, что вхождение в него есть совоцарение Господу. Это соединение не может быть временным, оно — навеки, навсегда. Но вот «субботство» народа Божия ограничено временем, в течение которого парализован враг — обольститель вселенной. «Субботство» кончится, когда дракон будет освобождён из «тысячелетней темницы» (Откр.20:7). Но соцарствие Христу участников «первого воскресения» не кончится никогда.
Таковы основные бесспорно истинные положения веры раннехристианских святых в грядущее по окончании «полуседмины времён» Царство — Субботство народа Божия, которое они никогда не называли «тысячелетним», хотя к нему относили апокалиптическое обетование «тысячелетия». Св. Ириней и его единомышленники увидели, что то, что пророк Даниил предсказывает как принятие народом Божиим вечного царства, Тайнозритель Иоанн созерцает как «воцарение со Христом» оживших в «первом воскресении» (Апок.20:4-6). Апостол Павел описывает это соединение с Господом, используя глагол συμβασιλεύσομεν — совоцаримся (2Тим.2:12), а в другом послании как соединение с Господом во единый Дух Господень (1Кор.6:17). В Апокалипсисие оно предсказывается также как соединение, подобное брачному союзу, как брак Агнца с Церковью — народом Божиим (19:7). Это соединение не может быть временным, оно навеки, навсегда. Но вот субботство ограничено временем, в течение которого парализован обольститель вселенной, древний змий. Субботство народа Божия кончится, когда дракон будет освобожден из «тысячелетней темницы» (Апок.20:7). Но соцарствие Христу оживших в «первом воскресении» не кончится никогда.
Духовное ядро этой эсхатологии — вера пророков, апостолов, ранних христиан
Итак, в обетованном «тысячелетии» свершится «первое воскресение» Израиля Божия сначала Новозаветного, затем ветхого, которое Апостол языков предсказал словами «жизнь из мёртвых» (Рим.11:15). Суть «первого воскресения» в восстании от «крайнего изнеможения» и «общего умерщвления» конца «полуседмины времён» к харизматическому изобилию первых дней Пятидесятницы, которое в последующих временах не оскудеет и ближайшим следствием которого станет обращение ко Христу еврейского народа. Оба Израиля воссоединятся во единый Народ святых Всевышнего, вечно соцарствующий Небесному Мужу и Жениху Церкви.
Духовным ядром этой эсхатологии является вера пророков, апостолов и славнейших мучеников и учителей раннего христианства в («тысячелетний»)
«освященный седьмой день»,
«день субботства народа Божия» (Евр.4:8,9), в котором он оживёт в «первом воскресении», исцелившись от от смертельных ран лихолетия «полуседмины времён».
По окончании «тысячелетнего субботства» — «малое время» последнего восстания ада
Что означает «оживление» народа Божия в обетованном «первом воскресении» (Откр.20:4,5)?
Что происходит на рубеже между «полуседминой времён» и «тысячелетним субботством»: пришествие Ветхого Днями (Дан.7:22)
или Второе Пришествие Иисуса Христа «судити живым и мертвым»?
Можно ли отождествлять эти Пришествия?
Почему раннехристианские Отцы не заметили, что по окончании «тысячелетнего субботства» наступят самые последние дни «настоящего лукавого века», которые в книге Даниила предсказаны арамейским idon (Дан.7:12), а в Апокалипсисе Иоанна как «малое время» последнего восстания ада на Церковь, ожившую в «первом воскресении», время движения Гога и Магога (Откр.20:3,7)?
См. также
|