Жена, облеченная в солнце
  Home  
Свящ. Писание     ru     en  
       
 
 
Главная
+ Категории
+ Явления
Ла-Салетт
Фатима
Борен
Хеде
Гарабандал
Зейтун
Акита
Меллерей
Меджугорье
История
Апостасия
Коммунизм
1000 лет
Библия
Богородица
Толкования
Молитва
Розарий
Обожение
Сердце
Жертва
Церковь
Общество
Природа
Персоналии
Тексты
Статьи
Указатель
Ссылки
Литература
email
 
Фукуяма. Конец истории Категория: История Булгаков. Конец истории

История. Время
Этапы
По работам Владимира Соловьева

Шесть периодов всемирной истории

Как создание первого Адама из чистой земли подготовлялось постепенным ходом шестидневного творения, так и явление второго Адама из чистого семени жены было приготовлено шестью периодами всемирной истории — шестью историческими днями.

Человек вообще как крайняя вершина мироздания, прямо соприкасающаяся (в сознании) с Божеством, изначала был призван служить теократическим центром вселенной, свободным проводником божественного действия во все существующее. Изменивши этому призванию, перенеся свое жизненное тяготение из огражденной (определенной) среды духовно-физического общения с божеством и магического влияния на всю тварь, из этого «рая сладости» (ган-эдэн), насажденного на земле рукою Божией, переставившись в низшую и беспредельную, отовсюду открытую область космической чувственности, — царство змия — первобытный природный человек увлек с собою и деятельную любовь Божию в эту низшую область мира и сделал необходимым особое историческое явление нового духовного человека, чтобы сокрушить главу змия и открыть распавшемуся человечеству и всей стенящей и мучающейся твари новый, совершенный и неподвижный центр богочеловеческого общения. И как создание первого Адама из чистой земли подготовлялось постепенным ходом шестидневного творения, так и явление второго Адама из чистого семени жены было приготовлено шестью периодами всемирной истории — шестью историческими днями.

День 1. От грехопадения до потопа

В первый исторический день земнородное человечество находилось в хаотическом смешении всех своих жизненных стихий, в первобытном слитном единстве, и «лице бездны», т.е. личное сознание человеческого духа, было покрыто тьмою.

Первый день всемирной истории — от грехопадения до потопа. Как в первый день космического творения земля, т.е. весь вещественный мир, была тогу ва-богу — хаотична и безвидна, и тьма на лице бездны, — так в первый исторический день земнородное человечество находилось в хаотическом смешении всех своих жизненных стихий, в первобытном слитном единстве, и «лице бездны», т.е. личное сознание человеческого духа, было покрыто тьмою. — «И рек Бог: да будет свет — и стал свет. И увидел Бог свет, что хорош». Так начался первый космический день. Но и началом первого дня истории также положен свет, изречено слово, остветившее, осмыслившее всю дальнейшую судьбу человечества, — лучезарное откровение, протоевангелие о грядущем, о семени жены и его победе над семенем змия. — «И разделил Бог между светом и между тьмою. И назвал Бог свет днем, а тьму назвал ночью. И был вечер и было утро — день один». И в первый исторический день сделано разделение между светоносным семенем жены и темным семенем змия, и названо одно — сынами Божьими, а другое — плотью.

День 2. От Ноя до Авраама

Мир чисто-духовный, наднебесный (верхние воды) окончательно отделяется или разграничивается от земного человечества, от мира поднебесного (нижние воды).

«И рек Бог: да будет твердь (протяжение) посреди вод; и будет разделом меж вод и вод. И сделал Бог твердь и разделил между водами, которые под твердью, и между водами, которые над твердью; и стало так. И назвал Бог твердь небесами; и был вечер и было утро — день второй».

Второму космогоническому дню — разделения вод и создания твердь — соответствует второй исторический день, отделенный от первого водами потопа и начинающийся небесным обетованием о прочности мирового порядка и земной жизни: «Впредь все дни земли, сияние и жатва, и стужа и зной, и лето и зима, и день и ночь не перестанут» (Быт. VIII, 22).

В этот второй исторический день, в эпоху послепотопную (от Ноя до Авраама) мир чисто-духовный, наднебесный (верхние воды) окончательно отделяется или разграничивается от земного человечества, от мира поднебесного (нижние воды), и постоянные сношения между ними прекращаются. Вместе с тем человечество как по долговечности отдельных людей, по степени их физических и духовных сил, так и по разделению своему на народы и языки, вступает в свои (условно) естественные пределы, принимает свой настоящий обычный вид. — Как первый день был отделением света от тьмы, а в человечестве — добра от зла, семени жены (Грядущего человека) от семени змия (настоящего, плотского человека), так второй день есть отделение неба от земли духовного мира от вещественнаго118, а для человечества этому соответствует определенное, хотя и не безусловное разграничение между сверхъестественными силами, действующими прямо чисто-магическим способом, — и силами природно-человеческими, действующими по сложным законам и условиям земного порядка. Такое разграничение имеет существенную важность в подготовительном теогоническом процессе, ибо оно обеспечивает второму Адаму его естественно-человеческий характер. Если в откровении первого дня Грядущее семя119 определилось по своей безусловной сущности, как Свет Добро, имеющее восторжествовать над злою и темною силою, — то делом второго дня определился способ и форма этого торжества, — именно, что оно должно совершиться не произвольным действием всемогущества, а законным путем нравственного оправдания, в условиях естественной человеческой жизни.


118 До второго (космогонического) дня эти два мира — духовно-небесный и вещественно земной — заключались нераздельно в одном творческом начале. «В начале сотворил Бог небеса и землю». Дух древне-еврейского языка и миросозерцания не позволяет принять это слово «в начале» (б'рэшит) за простое наречие времени: оно должно означать не когда, а в чем сотворены небо и земля, именно в одном начале, или точнее по старославянскому выражению в одной главизне (рэшит — от реш, голова).
119 Грядущее не в том смысле, чтобы его еще не было, а лишь в том, что оно существовало как сокровенное семя для будущего явления.

День 3. От Авраама до Моисея

В историческом процессе человечества третья великая эпоха начинается призванием и переселением Авраама и дома его из Халдеи в землю обетованную.

«И рек Бог: да стекутся воды под небесами в место одно и явится суша; и стало так. И назвал Бог сушу землею, а стечение вод назвал морями; и увидел Бог, что хорошо. — И рек Бог: да произрастить земля растения, траву сеющую семя, дерево плодовитое, делающее плод по роду свому, коего семя его в нем, (на земле) и стало так. И извела земля растения, траву, сеящую семя по роду своему, и дерево, делающее плод, которого семя его в нем, по роду его; и увидел Бог, что хорошо. И был вечер, и было утро — день третий».

Третий космогонический день начинается выступленцем земного материка из среды вод морских. В историческом процессе человечества третья великая эпоха начинается призванием и переселением Авраама и дома его из Халдеи в землю обетованную: в лице патриархов богочеловеческий материк, святая богорождающая земля выступает и выделяется из бурных и темных вод язычества120. Этим новым выделением обеспечивается чистота и святость благословенного семени жены. Хотя новый Адам должен быть вполне человеком, но вместе с тем совершенно особым, безусловно непорочным человеком; а потому и произвести Его должна особая национально-историческая почва, предосвященная, выделенная и очищенная от мерзостей язычества. — «И извела земля растения» и проч. В тот же третий исторический день (эпоха от Авраама до Моисея) — отец верующих, выделившийся из среды языков, — как твердая земля посреди неверной пучины, — произрастил из себя плодоносное дерево Израиля, его же семя — Христос — в нем.


120 что воды морские служат постоянным образом для обозначения языческих народов — это известно всякому, читавшему.

День 4. От Моисея до Соломона

Бог создал на тверди истории два светила великие: Первосвященника для управления светом, дневною областью религий, и царя для управления ночною областью мирской жизни — обоих для разделения и в той и в другой области между делами света и тьмы, добра и зла; и сверх того как воинство звезд небесных создал сонм пророков для путеводного знамения в самой глубокой ночи.

“И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда.” (Дан.12:3).

«И рек Бог: да будут светила на тверди небесной для разделения между днем и между ночью; и будут для знамений, и для сроков и для дней и годов. И будут в светильники на тверди небесной, чтобы светит на землю; и стало так. И сделал Бог два светила великих: светило большее для управления днем и светило меньшее для управления ночью, и звезды. И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю и управлять днем и ночью и разделять между светом и между тьмою; и увидел Бог, что хорошо. И был вечер, и было утро — день четвертый», четвертый космогонический день—день установления порядка и стройного чина в мироздании, определяемого круговращением светил небесных. И в истории человечества четвертая эпоха — закона Моисеева, который вводит в жизнь земли Божией — в народ Израилев — такой же стройный чин и порядок, где все предопределено и предусмотрено; знамения и сроки, и дни, и года. — И ненапрасно слово Божие, указав вообще на устроение светил небесных для закономерного определения земной жизни, говорит затем в частности о создании солнца для управления днем и луны для управления ночью — и сверх того звезд. И в жизни Израиля богоучрежденный порядок не был только отвлеченным законом, но имел живых носителей и осуществителей; и в четвертый исторический день (от Моисея до Соломона) Бог создал на тверди истории два светила великие: Первосвященника для управления светом, дневною областью религий, и царя для управления ночною областью мирской жизни — обоих для разделения и в той и в другой области между делами света и тьмы, добра и зла; и сверх того как воинство звезд небесных создал сонм пророков для путеводного знамения в самой глубокой ночи. — Эта правильная организация исторической жизни устраняет всякую случайность в пришествии Богочеловека: закон и пророки постепенно приготовляют явление благодати и истины.

День 5. От первого до второго храма

Пятый исторический день (период от первого до второго храма — для иудеев, а для эллинов — от Троянской войны до персидских войн) есть эпоха высшего творчества языческих народов, сильнейшего пробуждения их религиозного и философского сознания.

«И рек Бог: да закишат воды кишмя душою живою; и птицы да полетят над землею пред лицем тверди небесной. И сотворил Бог рыб великих и всякую душу живую гадов, которыми закишели воды, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ея, и увидел Бог, что хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и множьтесь и наполняйте воды, в морях, и птицы да множатся на земле. И был вечер, и было утро — день пятый».

Творческое Слово Божие и из «бесплодного моря вызывает душу живую». Действием того же Слова в пятый день всемирной истории раскрывается душа живая в плотском человечестве, и бесплодные дотоле глубины язычества начинают «кишмя кишеть» новыми идеальными созданиями религии, философии и художества, подготовившими языческий мир принять от руки Израиля истину богочеловечества и привить дикую маслину к святому корню. Именно пятый исторический день (период от первого до второго храма — для иудеев, а для эллинов — от Троянской войны до персидских войн) есть эпоха высшего творчества языческих народов, сильнейшего пробуждения их религиозного и философского сознания. В это время возникают, с одной стороны, новые умозрительные или теософические религии (каковы индийский буддизм, персидский маздеизм, орфические мистерии у греков), выражавшие реакцию человеческого духа против грубых натуралистических культов и потому заслуживавшие, — во всяком случае не менее гадов морских, — благословения Божия; а с другой стороны полагается начало высокой умственной и художественной культуре эллинизма, нарождаются те крылатые идеи, которые еще доселе носятся в нашем воздухе в силу благословения свыше: «И птицы да множатся на земле».

День 6. От построения второго храма и до Христа

Шестой исторический день есть эпоха полного пробуждения духовного религиозного сознания в плотском Израиле.

«И рек Бог: изведи земля душу живую по роду ея: скота и гада и зверя земного по роду их; и стало так. И сделал Бог зверя земного по роду его, и скот по роду его, и всякого гада земляного по роду его: и увидел Бог, что хорошо». Шестой исторический день возвращает нас к земле обетованной. Если жизнь зародилась и в бесплодных морях язычества, то тем более земля Божия — народ Израильский — должна была извести из себя душу живу. И именно последний шестой исторический день (от построения второго храма и до Христа) есть эпоха полного пробуждения духовного религиозного сознания в плотском Израиле. Если прежде вдохновенные пророки Ягвэ стояли высоко над жизнью и сознанием народной массы, были чужды ей как звезды на далеком небе, то теперь сама земля — весь плотской Израиль (ам-гаарэц), — разрождается душою живою, — учителями закона, ревнителями правды Божией. Торат-Ягвэ бе-яд Мошэ, составляющая живую душу еврейства, воплощается в его всенародной жизни — наполняет землю.

«И рек Бог (Элогим): сделаем (наасэ) человека в образе Нашем (б’цал’м’эну) как подобие Наше (димут’эну) и да владеют; они в рыбах морских и в птице небесной, и в скоте и во всей земле и во всяком пресмыкающемся, ползающем по земле. И сотворил Бог человека в образе Своем, в образе Божием сотворил (бара̀) его, мужеского и женского сотворил их» (Быт. I, 26, 27).

«И образовал (вайицэр) Грядущий Бог (Ягвэ Элогим) человека прах из земли и вдунул в ноздри его дух животворящий (нишмат хайим), и стал человек в душу живую (д нэфэш хайя) (Быт. II, 7).

После того, как (в первые четыре дня мироздания) образовано и устроено тело вселенной, а затем (в пятый и начало шестого дня) в этом вселенском теле раскрылась душа живая — в формах животной жизни, проявившая свое душевное самочувствие, настала ей' пора углубиться в себя и, воспринявши Образ Всеединого, проявить в форме человеческой свое духовное самосознание и самоопределение. И в историческом процессе после того, как образовалось тело человечества, которое затем раскрыло свою душу живую и в умственно-теоретических отражениях Божественной идеи (в просвещенном язычестве), и в нравственно-практических сопряжениях с волею и действием Божиим (в освященном Израиле) — когда все эти поверхностные и односторонние соединения души с ее Богом были исчерпаны и не удовлетворили ее — пришло ей время стать в смирении «прахом земли» (афар мин гаарэц), чтобы воплотить в себе «духа животворящего» (нишмат хайим), произвести нового Адама, в нем же обитает вся полнота Божества телесно.

Священники, цари и пророки

Власть первосвященническая погружена в прошедшее, а власть царская занята настоящим, — чтобы представлять далекое будущее, нужны особые свободные люди, пророки Грядущего Бога.

Власть первосвященническая слишком погружена в прошедшее, а власть царская слишком занята настоящим, — чтобы представлять далекое будущее, нужны особые свободные люди, пророки Грядущего Бога. В теократии священник есть по преимуществу свидетель бывшего откровения, хранитель предания; задача его блюсти правильность и твердость народной жизни, ее верность прежним основам, направлять ее по данному готовому закону; царь в теократии есть верховный обладатель и распорядитель наличных сил и средств народных, собственная задача его управлять этими силами и средствами так, чтобы, удовлетворяя насущным потребностям народа, доставлять ему безопасность, довольство и досуг для служения высшим целям. А чтобы сами эти высшие цели не только присутствовали в народном сознании, но и были бы в нем настолько властны, чтобы тянуть к себе народную жизнь, чтобы исправлять ее настоящие условия по безусловной норме будущего совершенства, — для этого на челе теократического общества воздвигаются свободные избранники Грядущего, в которых дело их жизни внутренне отождествляется с делом Божиим, которые служат для народа живым воплощением идеального требования, которые одухотворяют всю национальную жизнь, дают смысл и значение тому, что делают священники и цари. К чему религиозная правильность, к чему политическая прочность народного бытия, охраняемого священниками и царями, если нет в виду той полноты жизни, того всеобъемлющего совершенства в свободном и всецелом сочетании Бога с человеком, которое возвещают и к осуществлению которого влекут пророки Грядущего.

Владимир Сергеевич Соловьев
История и будущность теократии. XVII.

См. также

Ссылки

Литература

       
     
        Чтобы эти исследования продолжались,
пожалуйста, поддержите нас.
       
       
       
Контактная информация     © 2012—2024    1260.org     Отказ от ответственности