|
|
|
Коммунизм. XX век. Россия. Тяжелая болезнь
По работам
свящ. Павла Флоренского
Духовное разложение накоплялось десятками лет
Многие годы в русское общество вводились различные яды, отравлявшие ум,
и теперь даже лучшие представители России нередко подобны выздоравливающим от
тяжелой болезни.
Было бы легко разделаться со злом, если бы можно было свалить всю вину на двух-трех и приурочить ее к определенному году. Но не так обстоит на деле:
духовное разложение накоплялось десятками лет и виновных в нем было очень много;
мало кто не приложил сюда своей руки.
Священник Павел Флоренский
Отрывок письма,
[см. ниже]
написанного П. А. Флоренским по просьбе о. Архимандрита Давида
в ответ на письмо афонских имеславцев с Кавказ
В семинариях воспитывались наиболее активные безбожники
Православная церковь в своем современном
[виде]
существовать не может и неминуемо
разложится
окончательно;
как поддержка ее, так и
борьба
против нее поведет к укреплению тех
устоев,
которым время уйти в прошлое, и вм[есте с тем]
задержит рост молодых
побегов,
которые вырастут там, где сейчас их
менее
[всего ждут]. Когда религиозными началами
забивали
головы —
в семинариях воспитывались
наиболее
активные безбожники.
Когда религию навязывают — от нее отворачиваются, потому что для восприятия предметов религии требуются соответственные
[условия]. Но когда религии не будет, тогда начнут тосковать. Это будет уже не старая и безжизненная религия, а вопль изголодавшихся духом,
которые
сами, без понуканий и зазываний
создадут
свою религиозную организацию.
Отрывок письма, написанного П. А. Флоренским
по просьбе о. Архимандрита Давида
в ответ на письмо афонских имеславцев с Кавказ
1923.11.6. cm. cm
Вы спрашиваете, как обстоит дело имеславия. Медленно, но безостановочно, восстановление истины происходит, и все более находится людей, уразумевающих заблуждение имеборства. Но успех этого дела, поскольку значат что-нибудь человеческие соображения, зависит от осторожного и бережного подхода к душам. По Апостолу, требуется детоводительство и кормление молоком, прежде нежели станет усваиваться твердая пища. Многие годы в русское общество вводились различные яды, отравлявшие ум, и теперь даже лучшие представители России нередко подобны выздоравливающим от тяжелой болезни. Было бы легко разделаться со злом, если бы можно было свалить всю вину на двух-трех и приурочить ее к определенному году. Но не так обстоит на деле: духовное разложение накоплялось десятками лет и виновных в нем было очень много;
мало кто не приложил сюда своей руки. Вы правильно пишете, что «вопрос о Имени Божием есть наиглавнейший вопрос Православия, обнимающий собою все христианство», и что «молитва Иисусова и еще кратче – Имя Иисус есть краткое содержание всего Евангелия». Но вот, именно по этой-то средоточенности этого вопроса в деле веры и связности его со всеми прочими вопросами, он подвергался особенно многочисленным вражеским нападениям. Веру в Имя Иисусово подтачивало не только и, может быть, не столько прямое нападение на нее, но все косвенные враждебные действия вообще против чистоты веры. И поэтому это сердце всего вероучения было настолько искажено в нашем обществе, что теперь оказывается недостаточным убеждение с какой-либо одной стороны, но требуется разносторонняя работа над духовным перевоспитанием. Рассудком – человек, может быть, и понял неправоту имеборства, но к уму его привиты навыки ложной мысли, и они не дают укорениться тому, что понятно рассудком. Приходится многократно и разнообразно подходить к убеждению, чтобы вкоренить в уме привычки правой мысли. А для прочного их усвоения требуется долгий молитвенный подвиг. И к нам, монахам, относится необходимость преимущественно отдаваться этому подвигу, нежели умствовать. Иначе легко самим впасть в заблуждение и, обвиняя других, подпасть под церковную клятву. Так, нам показалось сомнительным то, что пишете Вы о синодском послании. Ведь – есть Сам Господь Иисус, и есть Имя Его. Имя неотделимо от Него Самого, и потому в Имени и Именем мы соприкасаемся с Самим Господом и усвояем себе от Него Самого даруемое Им спасение. Поэтому и говорим, что Имя Божие – Сам Бог. Но Он не есть Имя, и, не оговорив этого последнего обстоятельства, можно вызвать некоторое смущение. Имя Иисус действительно значит Спасение, Спаситель. Этого не отрицают и имеборцы, т.е. что Оно
значит
по смыслу своему Спасение. Не отрицают они и того, что Сам Господь
есть
наше Спасение, что Им мы спасаемся. Заблуждение имеборцев не в отрицании
смысла
Имени Иисус и
не
в отрицании спасительности Самого Господа, носящего это Имя, а в отделении Имени от его Носителя, т.е. Самого Господа. Имеборцам представляется, что имя Господа – само по себе, а Он – Сам по себе, и потому они считают это имя тварным, случайным, лишенным сущности и силы. Если же бы кто, допустив отделение имени от Господа, признал за Именем собственную силу Имени, не зависящую от Самого (Господа)
Спасителя, то тогда действительно он впал бы в заблуждение, что можно волхвовать Именем Господним и Именем Господа действовать против Самого Господа. Но все дело в том, что Имя неотделимо от Господа и сила не иная какая, как Самого же Господа;
Именем нельзя действовать против Господа, потому что Он не станет действовать против Себя Самого. Имя и Господь – нераздельны. Однако надо бояться и обратного заблуждения – счесть их смешивающимися, слиянными: нераздельны, но и неслиянны. Имя неотделимо от Господа, но это не значит, что его нельзя отличить от Господа. Поэтому Вы несправедливо возводите на Синод ложное обвинение, будто Синод отрицает спасительность Господа и говорит, что «спасение неспасительно». Синод признает спасительность Самого Спасителя, но, отделив от Него Его имя, не признает спасительным этого последнего. Синод разделяет то, что нераздельно, а вы хотите слить неслиянное.
Все это написано нами ради примера, как осторожно надо рассуждать об этом важнейшем и ответственнейшем вопросе. На церковной иерархии и на всем церковном обществе и без того вин не мало настоящих, чтобы приписывать им несуществующие. А между тем, таким образом, не только погрешаем против истины, но и вредим делу ее утверждения, потому что преувеличенными и неправильными осуждениями вызываем общее недоверие к себе, а с себя – и к тому делу, которому призваны служить.
См. также
-
Апостасия. Идолопоклонство. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. XX век. Россия. Революция. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. XX век. Россия. Большевизм. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. XX век. Россия. Коммунизм в России. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. XX век. Россия. Ленин. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. XX век. Россия. Революция. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Коммунизм как религия. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Рeлигиoзная целостность pyccкoй дyши. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Революция есть искупление. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Атеизм. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Большевизм. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Восток и Запад. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Максимализм. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Россия. Нигилизм. Бердяев, Николай
-
Коммунизм. Утопический этатизм. Бердяев, Николай
|