Советская гражданская религия, отвергнув Бога, тем не менее сохранила многие черты дореволюционной гражданской религии: то же мессианство и тот же империализм. Кроме того, марксизм-ленинизм как политическая религия (радикальная форма гражданской религии)
безбожного советского государства принял некоторые формы, которые являются важными с точки зрения православного христианства. Так, советская «ортодоксия» формулировалась на «соборах» – съездах Коммунистической партии. На этих «соборах» осуждались советские «ереси»: троцкизм, маоизм, титоизм т.д. Владимир Ленин как основатель новой религии получил статус «вечно живого» божества. Культ почитания этого «божества» в Мавзолее приобрел форму традиционного для Православия поклонения мощам. Его труды стали «Священным Писанием». Любой научный трактат в Советском Союзе, по крайней мере, в гуманитарной сфере, должен был содержать ссылки на них – как богословские трактаты содержат ссылки на Библию. «Евангелию» от Ленина предшествовал «Ветхий Завет» с пророчествами Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Повсеместно практиковалось посвящение в советскую иерархию. Сначала «крещение» в октябрят. Затем «миропомазание» в пионеры. Через это должны были пройти все советские дети – чтобы не остаться без «спасения». Наиболее достойные из числа молодежи «рукополагались» в комсомол и становились таким образом «диаконами» советского режима. Члены Коммунистической партии составляли чин «священников» советской религии. Первые секретари обкомов КПСС были «епископами», а члены Политбюро составляли «синод». Наконец, Генеральный секретарь КПСС занимал позицию «патриарха».