…преложение св. даров должно быть уразумеваемо не как «пресуществление» одного вещества в другое, но как связь духовного тела Господа с евхаристическим веществом («материей»)
этого мира, и установление этой связи и есть преложение, акт не физический, но метафизический. Он представляет собой прямую аналогию боговоплощения и означает явление Христа на земле по Вознесении, причем евхаристическое вещество является посредствующим образом этого явления.
По Вознесение Своем Господь уже
не
принадлежит этому миру и
не
является в нем так, как являлся, в нем еще пребывая. Теперь Он является иначе, не в своем собственном прославленном образе, но лишь в земном веществе, силою
связи
Его духовного тела с миром. И это явление Господа в веществе этого мира и есть преложение св. даров.
Нисхождение
Христа на землю соответствует возведению земного вещества до воссоединения с прославленным телом Господа. Мир не является замкнутым и неподвластным для Господа, и Он волен из любви к человеку возводить вещество этого мира до соединения с Собою, дабы верующие могли чрез это соединяться с Ним самим. Как говорит св. Ириней Лионский, хлеб, принимая благословение, есть «евхаристия, состоящая из двух вещей, земного и небесного». Св. тайны даны нам для причащения и лишь в причащении подается нам единение со Христом: «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Io.6:56).
Церковь … верует, что преложение св. даров совершается
для
причащения, но хлеб и вино уже суть тело и кровь Христовы, ранее и вне причащения, которое потому только и становится, возможно. Господь присутствует в св. тайнах, и это реальное Его присутствие есть общее верование, как православного, так и католического мира.
Итак, вопрос о преложении св. даров есть
не космологический, но христологический,
он ставится и разрешается в пределах и на почве христологии, именно на основании учения о теле Господа, земном и прославленном, до воскресения и после воскресения. Это учение о соотношении обоих состояний телесности Господа менее всего рассматривалось в богословии. Настоящий этюд и представляет попытку вернуть вопросу его действительное содержание, которое приводится к следующим положениям.
I.
В таинстве Евхаристии земные вещества хлеб и вино прелагаются истинно в тело и кровь Христовы.
II.
Вследствие этого преложения, хлеб и вино со всеми своими свойствами вообще перестают быть веществом этого мира, ему принадлежать, но становятся истинным телом и кровью Христовыми.
III.
Это преложение совершается чрез соединение их с духовным и прославленным, из мира вознесшимся телом Господа, которое является в них на земле.
IV.
В качестве земного вещества, евхаристические элементы для мира остаются хлебом и вином а, между тем как прелагаясь они принадлежат уже телу Христову, находящемуся вне и выше этого мира, и тем возводятся к метакосмическому бытию этого тела, являя собой телесность Христа на земле.
V.
В виду того, что тело Христово после Вознесения пребывает вне миpa в духовном прославленном состоянии (и, след., земных «акциденций» не имеет), преложение св. даров и не может проявиться чувственно для мира. Хлеб и вино, становясь теломи кровью Христовыми чрез соединение с прославленным духовным телом Господа, и
не должны
изменять своего земного образа, ибо не к нему относится это метафизическое изменение. Однако они
всецело,
без всякого различия субстанции и акциденций или существа и «вида», прелагаются в тело и кровь Господа.
VI.
На основании этой полноты преложения отпадают всякие теории импанации, поскольку ими отрицается преложение, заменяемое просто фактическим соединением (consubstantiatio)
несоединимого: хлеба и вина, веществ этого миpa, и премирнаго тела Христова. Иными словами, это соединение может выразиться лишь в
преложении,
которое собственно и подразумевается, хотя и не удачно выражается, в теориях импанации. Однако их заслуга заключается в том, что в них преодолевается идея физической конверсии (или трансубстанциации)
подставляемая вместо преложения, и тем становится на очередь вопрос об истинном соединении.
VII.
Общее основание для Евхаристического преложения заключается в том, что Господь пришел от земли, где имел земное тело, на небо, где имеет тело небесное, удерживая связь со всеми пройденными состояниями. Поэтому Он может возвращаться и к земному состоянию Своего тела чрез преложение. Евхаристию же Он установил, находясь еще на земле, для людей земных, и для сего подает им земное тело. Но за гранью воскресения, когда эта земная храмина сгорит, причащение будет совершаться непосредственно от духовного тела, о чем и молимся пред св. дарами: «подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего».