Тщательная проверка материалов о репрессированных священнослужителях и мирянах по судебно-следственным делам стала в принципе невозможна.
<…>
А вернуться к прежней законодательной норме и сделать снова всю информацию общедоступной, сегодня, по-видимому, невозможно. Потому что этого не хочет не столько наше государство, сколько наше общество.
<…>
Для обоснования закрытия архивов и общество, и государство используют сегодня такое расплывчатое, на мой взгляд, понятие, как „персональная информация“. На самом же деле люди сегодня не хотят разбираться в своей истории. Они хотят видеть в истории не реальных людей, а только каких-то былинных героев… В этом смысле
народ наш ориентирован по-прежнему на советские идеалы.
Сегодня наше общество отворачивается от правды, потому что правда предполагает внутреннее страдание. Правду нужно пережить, а для этого нужно быть способным к покаянию. Поэтому закрытие архивов в нашей стране, конечно же, произошло не без промысла Божия. Ведь чтобы разбираться в истории, нужно для начала разбираться в себе. Иначе мы просто погибнем под грузом страстей, заблуждений и внешних обманов.
Cекретарь Синодальной комиссии по канонизации святых
игумен Дамаскин (Орловский)
Из статьи
Анастасии Коскелло:
Закрытие архивов в нашей стране
произошло не без промысла Божия
Православие и мир (28 января, 2013)