По книге
прот. Глеба Каледы:
Домашняя церковь.
Отец Глеб Каледа считал
"построение домашней церкви основой основ существования православного христианина в миру и в Церкви".
Он начал работать над книгой
"Домашняя церковь", желая преподать молодёжи напутствие в семейную жизнь.
"В этих очерках автор попытался изложить православное понимание брака, идущее от первых веков, и рассмотреть пути построения домашней церкви в разных исторических условиях, основываясь на Писании, на творениях Отцов и учителей Церкви и на постановлениях Церковных Соборов".
Дом, семья как Церковь
Для находящихся в браке и для живущих в родительском доме первичной ячейкой Вселенской Церкви должна быть семья, — малая, домашняя церковь;
в ней совершается наш труд по стяжанию Царства Небесного. О домашней церкви неоднократно писал апостол Павел (1Кор.16:19,
Кол.4:15,
Фил.1:2
и т.д.).
Домашнюю церковь создают двое — любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и стремящиеся ко Христу.
Семья — это кирпичик церковного здания
Церковь есть школа любви к Святой Троице и людям, — любви созерцательно-молитвенной и активно действующей. Все в Церкви освящается Духом Святым.
Церковь — это также освященное место общей молитвы, место общего участия ее членов в христианских таинствах, и прежде всего в Таинстве таинств — святой Евхаристии. В ней слушают слово Божие, знакомятся с жизнью святых подвижников, праведников и мучеников Христовых, с нравственными заповедями христианства.
В идеале семья — это первичная клеточка церковного тела, кирпичик церковного здания. Чтобы стать домашнею церковью, она должна обладать некоторыми свойствами и признаками Церкви.
Через таинство бракосочетания семья освящается благодатью Святого Духа, как освящается ею все входящее в Церковь.
Она должна постоянно созидаться на взаимной любви всех ее членов.
Ей следует быть местом совместных молитв супругов и детей.
Необходимо ощущать свою связь с Поместной Церковью, а через нее — и со Вселенской.
Семья должна быть местом просвещения своих членов Словом Божиим через чтение Евангелия и других книг Священного Писания, а при возможности — и через ознакомление с творениями Отцов и с церковным уставом.
Семья в целом и каждый ее член должны воспитываться в предании себя воле Божией ("сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим").
Семья — это место творения дел любви каждым ее членом и всеми вместе.
Современная историческая задача — созидание домашних церквей
Скромные огоньки домашних церквей часто не замечали, они терялись в сиянии монастырского благочестия и соборного богослужения. Домашняя же церковь — сокровенная, устроенная по слову Евангелия: войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись"
(Мф.6:6).
Перед христианством всегда стоят две задачи: первая, вечная, внутренняя — стяжание Духа Святого, вторая историческая, внешняя. В первые века такой задачей был апостолат через мученичество, в IV-VIII веках — раскрытие вечной Христовой истины через проповедь и догматы, позднее — возведение народа Божия к благодати и чистоте и его религиозное просвещение через монастыри как центры христианского подвижничества и культуры и т.д., хотя сами монастыри появились много раньше. В наше время исторической задачей является созидание домашних церквей.
Для Русской Поместной Церкви в этом все ее будущее: научатся ее члены создавать домашние церкви — будет существовать Русская Церковь, не сумеют — Русская Церковь иссякнет.
Признание Церкви широкой общественностью и властью не только облегчает ее положение в государстве, но и создает новые трудности для ее членов. Оно создает условия для теплохладности в исповедании и делах веры, …
Быть верующим недавно было опасным, — сейчас становится модным. К Церкви пытаются примазаться те, кто в годы гонений боялся ходить в ее храмы;
… Все это создает новые трудности, новые проблемы в создании домашних церквей — христианских православных семей, и не следует считать, что отсутствие государственного преследования религии облегчает их зарождение, жизнь и развитие.
См. также
|