|
|
|
Церковь, как всегда, в жизни своей, в практическом богопочитании и богослужении, знает гораздо больше, чем это входит в догматическое сознание и богословствование.
Одна из величайших и до сих пор непреодолимых трудностей экуменических движений нашего времени заключается в том, что
Церкви стремятся к единству, но не имеют догмата о сущности Церкви.
Речь здесь идет не о внешних признаках церковного строя, литургики и т.п., но о том, что такое Церковь в себе и что значит «соединение Церквей», тогда как Церковь по природе своей едина и единственна. Является ли с этой точки зрения единая Церковь как откровение Богочеловечества и Премудрости Божией — Софии — дело соглашения или реальность.
До тех пор, пока церковное сознание не достигнет глубины самосознания, все экуменические «соглашения» останутся бесплодными.
Ибо отдельные церкви всегда будут наталкиваться на разделяющие их стены, в трагическом сознании как своего бессилия, беспомощности, так и объективной невозможности подлинного соединения. Ибо для достижения последнего имеется только
один правильный путь: понять Церковь как откровение Богочеловечества, как Софию — Премудрость Божию.
Церковное предание есть самосознание единого организма Церкви
Наличие церковного предания вытекает из самотожества Церкви и единства живущего в ней Духа. Оно есть внешняя, феноменальная манифестация внутреннего, ноуменального единства Церкви. Оно должно быть понято, поэтому, прежде всего как живая сила, как
самосознание единого организма,
в котором включена вся его прежняя жизнь. В силу этого предание непрерывно и неисчерпаемо, оно не есть только прошлое, но и настоящее, в котором уже живет и будущее.
…объем
предания есть все, что может быть обретено и содержаться в живой Памяти Церкви.
Качество
церковного предания есть единая жизнь Церкви, движимая Духом Св. во все времена.
Жизнь
предания состоит в неиссякающем духовном творчестве Церкви, в котором выявляются глубины церковного самосознания.
Одна и та же истина открылась галилейским рыбакам и их смиренным последователям, как и ученым и просвещенным культурой: эллину Августину, Василию Великому, Григорию Нисскому и т.д. Сознание необходимо осуществляет, как личное свое достояние, то, что дает ему сверхсознание, соборность, церковность. Эта последняя свое многоединство осуществляет как
общество,
Церковь – как societas. Поэтому и
церковное самосознание является делом не единоличным, но церковно-общественным, соборным во внешнем смысле слова, точнее соборованием.
Церковь как общество есть прежде всего коллектив, который, естественно, стремится к коллективизму своей жизни.
Догматическое самосознание Церкви соответствует жизни Церкви
Безошибочность,
о которой, хотя и без должной ясности, говорится в Ватиканском догмате, есть ничто иное как
особое
качество
истинности жизни или жизни в истине,
которое свойственно Церкви, и этой истинной жизни соответствует и
истинность догматического самосознания Церкви.
Таким образом, это не есть теоретическая, отвлеченная безошибочность, в качестве критерия знания, которого ищет гносеология и за который ее принимает католическая догматика, но свидетельство о практической истинности жизни
по силе данного догматического самосознания,
и лишь из этой практической истинности проистекает и истинность догмата как предмет познания.
В церковном самосознании всегда зреют новые догматические мысли и определения.
Догматы рождаются из потребности по новому или с новой стороны осознать осмыслить данность церковного опыта. Поэтому принципиально возможность новых догматических определений неисчерпаема, и фактически в церковном самосознании всегда зреют новые догматические мысли и определения, хотя, однако, являются и самотожественными в отношении к единой божественной истины Церкви, которая находится вне и выше истории.
Церковное самосознание католиков vs. православных
Быть в согласии с папой есть для всех необходимый и единственно возможный путь церковного самосознания, ибо католик должен во всем искать не истины церковной, но папского определения, которое и есть истина. … Если жизнь в Церкви включает в себя, как условие,
повиновение папе в качестве живого воплощения Церкви,
то это и означает, что христианская жизнь исключает свободу и основывается на слепом повиновении внешнему авторитету, которым и должно исчерпываться личное церковное самосознание. Наличие внешнего непогрешимого авторитета в Церкви, которым так дорожит и так кичится римский католицизм, несовместимо с личною свободой в Церкви.
…
Православное богословие в России в течение XIX века, как и в наши дни, знает целый ряд своеобразных и ярких богословских индивидуальностей, друг на друга мало похожих и однако вмещающихся в православие: митр. Филарет и А. И. Бухарев, Хомяков и Вл. Соловьев, Достоевский и Конст. Леонтьев, священник Флоренский и Бердяев и др., при всем своем различии,
выражают, каждый по своему, православное самосознание в некой богословской рапсодии.
В этом красота и сила православия, а вовсе не слабость, как это кажется католическим богословам, а также иногда и православным иерархам, которые свои собственные мнения иногда склонны превращать в норму православного богословствования. Для православия подобное притязание есть лишь злоупотребление и частное заблуждение.
См. также
|