|
|
|
Апостасия
Парацентрическая экклезиология
По работам
игумена Варсонофия Хайбулина
Современные ереси в сознании Народа Божьего
Есть только один способ победить
весь народ Божий: исказить веру, которую он
единомысленно
исповедует, таким образом, чтобы она перестала быть «щитом, угашающим
все
раскалённые стрелы лукавого» (см.:
Еф.6:16). Для этого нужно насадить в «земле» его религиозного сознания плевелы ересей, корни которых уходили бы в патристику.
На мой взгляд, ереси эти таковы:
-
Пораженческая эсхатология,
отождествляющая
«кончину века сего»
с окончанием
«полуседмины времён».
-
Парацентричная экклезиология,
позволяющая Народу Божию забыть, что «Домом Божиим», «Столпом и утверждением Истины», «неодолимым вратами ада», он может стать только тогда, когда его экклезиологическое
самосознание
Мариоцентрично
в той мере, в какой
«Иерусалимоцентрична»
Библия. Ибо только при этом условии Народ Божий может участвовать в совершенствах, которые обетованы Церкви её Создателем и Главою, и которые со дня Пятидесятницы во всей полноте осуществились во всецело обоженной личности Приснодевы Богородицы. Забвение этого условия обрушивает на нас грозные пророческие клятвы Псалмопевца: «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя (бессилие дела). Прильпни язык мой к гортани моему (бессилие слова), аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего» (см.:
Пс.136:5-6).
Ветхозаветный «Иерусалимоцентризм» переходит
в новозаветный «Мариоцентризм» Народа Божьего
В Новозаветных условиях храмом Живого Бога призвана стать человеческая личность, или сердце, осеменяемое воплощенным Словом и плодоносящее Духом Божиим. В Личности Приснодевы Марии это призвание всецело осуществилось уже в день Сошествия Святого Духа. В одном из богородичных праздников Дева Мария воспевается как «Пречистый Храм Спасов». Ибо в этом Нерукотворном Храме обитает вся полнота благодати Святого Духа, в Ней сосредоточены все совершенства, обетованные Церкви ее Создателем и Главою.
Древний Соломонов Храм был прообразом, ветхозаветной тенью этого Одушевленного Храма. Как может эта тень ожить перед животворными лучами Матери
Света истинного, просвещающего всякого человека, грядущего в мир
(Ин. 1, 9), особенно в нынешних условиях, когда многотысячные толпы очевидцев Египетских явлений свидетельствуют: «Она вся — Свет из Света»?
Имя Иерусалим («жилище Господне» — см.:
Пс. 134, 21)
является одним из множества библейских наименований священного центра обетованной
доброй земли. В притче о Сеятеле (Лк. 8, 8-15)
Спаситель разъяснил новый смысл этого древнего библейского образа (см.:
Втор. 3, 25;
4, 21;
8, 7, 10). В свете этого толкования священным средоточием обетованной земли становится Предоброе и Пречистое Сердце матери Девы. В Новозаветных условиях
библейский «Иерусалимоцентризм»
(см.:
Пс. 134, 21
Пс. 136, 6)
должен быть прочитан как
«Мариоцентризм» экклезиологического самосознания народа Божия.
«Мариоцентричность» экклезиологического самосознания
Вы безусловно правы в том, что «Мариоцентризм» вместо Христоцентризма — ересь. Но я говорю не о концентрации религиозного сознания, а о экклезиологическом самосознании Народа Церковного. Оно должно быть «Мариоцентричным» в той мере, в какой «Иерусалимо-(или Сионо-)центрична» экклезиология Библейских пророков.
Особенно громко проповедуется она в Псалтыри, где рядом с прославлением Имени Божия звучит слава «жилищу Господню».
«Благословен Господь от Сиона, живущий в Иерусалиме!» (Пс.134:21). «Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его. Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион;
на северной стороне ее город великого Царя. Бог в жилищах его ведом, как заступник» (Пс.47:2-4). «С Сиона, который есть верх красоты, является Бог» (Пс.49:2). «Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова. Славное возвещается о тебе, град Божий» (Пс.86:2-3). «Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя;
прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего» (Пс.136:5-6).
«Иерусалим — начало веселия пророческого!» В Новозаветном благочестии эта истина выражена восклицанием великого Богородичного святого: «Богородица — радость всех радостей!»
Обратите внимание, что в Своем ответе на вопрос Апостолов:
не ваше дело знать
времена или сроки,
которые
Отец положил в Своей власти
(Деян. 1, 7), Спаситель ни в коей мере не порицает их веру в Даниилово обетование. Напротив, поскольку время, о котором они спросили, относится к тем «временам и срокам», которые установлены
властью Отца,
то оно непременно придет.
Но для опознания этого времени Церкви не дано «горизонтального» — от Апостолов идущего предания. А «вертикальное» предание можно получить только от Матери Господа, которая со дня рождения Церкви становится Женою Агнца (Пс. 44, 10)
в силу соединения с Ним «во единый Дух Господень». В Ее Лице Церковь соцарствует Господу вечно. Она и приведет народ Божий к этому вечному соцарствию. Ее участие в земной жизни и борьбе Народа Божия в Апокалипсисе (глава 21)
созерцается как «нисхождение» (καταβάσια — движение Сверху вниз и из Центра к периферии). Враг Жены Агнца — древний змий:
и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее;
оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту
(Быт. 3, 15), работает над тем, чтобы
рассеять экклезиологическое самосознание Народа Божия, сделать его парацентричным.
«Нисхождение» Жены восстанавливает изначальное подобо-Троическое многоединство: множество сердец соединяются во единое Сердце Жены Агнца (Деян. 4, 32). Тем самым Народ Божий обретает вечное соцарствие Небесному Мужу и Жениху Церкви. Путь к этой цели требует восстановления
«Мариоцентризма» в экклезиологическом самосознании Народа Божия.
Оно (самосознание)
должно быть «Мариоцентричным» в той мере, в какой
«Иерусалимоцентрично» экклезиологическое самосознание Библейских пророков.
Парацентрическая экклезиология современного Народа Божьего
Так, в состоянии «приступления к Горе Сион»…, к «Небесному Иерусалиму» (Евр.12:22)
Новозаветный Израиль был носителем божественного совершенства
всеведения
(1Ин.2:20). Ибо это
приступление
к священному центру обетованной «доброй земли» означало внутреннюю, сердечную близость к подоботроическому единению многих сердец во единое Предоброе и Пречистое Сердце (Деян.4:32), в котором — полнота стяженной Благодати и прочие совершенства Церкви — Жены, Невесты Агнца. Чтобы Народ Божий мог становиться носителем этих совершенств, необходимо, по меньшей мере, чтобы его экклезиологическое самосознание было «Мариоцентричным» постольку, поскольку «Иерусалимоцентричным» было религиозное сознание пророков Ветхого Израиля и их эсхатологический оптимизм. В этом смысле «Иерусалим во главе веселия» царственного Псалмопевца (Пс.136:6)
равнозначен «Радости всех радостей» преподобного Серафима Саровского.
Утрата этого оптимизма, возникновение «самой мрачной эсхатологии в перспективе которой не Царство-Субботство Народа Божия, а
всемирное владычество антихриста», коренится в рассеянной, парацентрической экклезиологии,
в которой забыт Библейский «Иерусалимо-(или Сионо-)центризм», для Новозаветного благочестия равнозначный «Мариоцентризму» экклезиологии «женской» стороны Агничьего Брака.
Убиение в христианах того, что подается в рождении от Вышнего Иерусалима, Матери всех нас, что присуще семени «Жены, облеченной в Солнце», созерцается в Апокалипсисе как «обезглавление» (20:4). Речь идет об отсечении Народа Божия от того возглавления, которым в подоботроическом многоединстве сердец, осеменяемых Словом и плодоносящих Духом Божиим, является Предоброе и Пречистое Сердце Девы-Матери. Участники этого многоединства слушают и видят ушами и очами этого Сердца.
Но «кто кем побежден, тот тому и раб» (2Пет.2:19). Побежденный семенем змия — зверем 666 и обезглавленный действием его «говорящего образа» (Апок.13:7,15)
Новозаветный Израиль слышит и видит то, что в его экклезио- и эсхатологическом сознании насаждают победители — отец лжи и семя его. Так рождаются
рассеянная парацентричная экклезиология и пораженческая эсхатология.
Главный тезис последней: кончина «настоящего лукавого века» совпадает с окончанием «полуседмины времён». Будущего «тысячелетия» (20:2-7), «освященного Седьмого дня» не будет.
См. также
|