Жена, облеченная в солнце
  Home  
Свящ. Писание     ru     en  
       
 
 
. Загрузить
zip-file
Главная
+ Категории
+ Явления
Ла-Салетт
Фатима
Борен
Хеде
Гарабандал
Зейтун
Акита
Меллерей
Меджугорье
История
Апостасия
Коммунизм
1000 лет
Библия
Богородица
Толкования
Молитва
Розарий
Обожение
Сердце
Жертва
Церковь
Общество
Природа
Персоналии
Тексты
Статьи
Указатель
Ссылки
Литература
email
 
Богородица. Град Божий Категория: Тексты Богородица. Гора Дома Господня

Образ Марии в Четвероевангелии
Иеромонах Арсений (Соколов)

Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов.
Уверено в ней сердце мужа ее,
и он не останется без прибытка.
Притч.31:10-11

Когда пришла полнота времени, Бог послал
Сына своего, который родился от жены.
Гал.4:4

Помыслы человека, плененные диаволом, соблазняясь малочисленностью слов о Матери Господа нашего, сказанных в Евангелиях, могут, искусившись, унизить Ее значение для рода человеческого. Причиной этому бывает ослепление умов людских богом века сего (2Кор.4:4) диаволом, что ведет к неспособности гордого ума увидеть высоту смирения Той, Которая более всех существ тварных послужила Создателю.

Евангелие, как и все Священное Писание, избегает излишних подробностей в повествовании. Евангелие, как и все Священное Писание, открывает пред нами домостроительство нашего спасения, обучая нас вечным законам, если только за плотию буквы мы способны увидеть дух смысла, вечные логосы событий, как увидели в свое время учители Церкви. Евангелие вечно, Евангелие непреложно. Христос же — Центр Евангелия, как и всего Писания. На страницах Евангелия, как и на страницах всего Писания, мы встречаемся с разными личностями, послужившими Божественному домостроительству. Каждый из них в свою меру послужил устроению спасения; мера же у всех различна: несомненно, иная мера у Авраама, нежели у Ионы, иная у Моисея, нежели у Езекии. Несравненно высока мера Иоанна, дерзновенно касающегося “верху главы” Сына Человеческого. Ну а какова мера назаретской Девы Марии, Девы из дома Давидова? Эта мера столь невообразимо велика и чудна, что наше сознание отказывается охватить ее, мы лишь с трепетом взираем в эту бездну. Авраам был “другом Божиим”, это его мера; Моисей был “детоводителем ко Христу”, это его мера; Иоанн был Крестителем Господним, это его мера. Какова же Твоя мера, Дева из Назарета, Дочь Израиля? Останавливается мысль, трепещет. Ведь мера определяется ничем иным, как близостью к Богу. Ликуя и трепеща с Елисаветою, мы словами этой сродницы Марииной определяем сию меру. Вот она: Матерь Господа моего (Лк.1:43). И Елисавета послужила, и весьма немало послужила Богу, воскормивши Предтечу Христова, но как она изумлена, видя идущую к ней Марию, сродницу, которую она видела так часто!..

Всматриваясь сердцем в евангельское повествование, учители церковные во все века изумлялись с Елисаветою тому служению, которого сподобилась юная Дева от семени Давидова. Она не просто оказалась близка к Богу, как рабы Его до Нее. Она, послужив тайне благочестия, стала Матерью Сына Божия. Но только с веками Церковь дала себе отчет в своей вере в дело Марии: с утверждением христологических догматов утвердились догматы мариологические. Это неразрывно, закономерно. Ибо неразрывны личности Христа и Его Матери.

Итак, если захотим определить место Марии относительно Христа, недостаточно сказать только, что Ее место всегда рядом с Сыном Ее. Ее чрево свидетельствует о неизреченности происшедшего с Ней события. Это — тайна Боговоплощения. С этого начинается Евангелие, с этого начинается наше спасение.

Св. евангелист Лука, желая по порядку описать (Лк.1:2) евангельские события, начинает повествование, в отличие от прочих троих, с предшествующих рождеству Христову событий. Не из Марииных ли всеблагоухающих уст уловил он слова сии, не сама ли Она поведала их ему? В его-то Евангелии мы находим рассказ о посещении Девы Архангелом Божиим Гавриилом. Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами (1:28). Смутилась Мария, услышав такие слова, необычность приветствия испугала Ее (1:29-30). Нет, не явление Ангела, посланного послужить Ей сей вестью, испугало Ее, — испугали Деву слова Ангела. К кому когда из людей было подобное обращение? Она знала: ни к кому. О том, насколько глубоко Мария знала Слово Божие, свидетельствует Ее молитва, Ее песнь, следующая за явлением ангельским. Эта песнь — реминисценция, мозаика из текстов Ветхого Завета. Это совершенная молитва, когда человек молится словами богодухновенными, глаголами Духа Святого. Почему Она “благодатная”? Потому что она обрела благодать у Бога (1:30). Чем же? Девственностию, к которой Она приговорила Себя ради Бога. Смирением, которым Она смирила Себя пред Богом настолько, что Он призрел на смирение Рабы своей (1:48). Верой в непреложность Божественных обетований (1:37,45). Преданностью Закону Божию и любовью к Священному Писанию, которой проникнут Ее чудный гимн. Сказать же кратко — всей Своей жизнью пред лицем Божиим.

И вот исполняются времена. Исполняются пророчества. Призрел (1:48) в лице Марии на землю и ее обитателей Творец. Призрел — и земля дала плод свой (Пс.66:7).

Почему же именно Ее Бог избрал в Матери Сыну Своему? Здесь — тайна избрания Божия. Можем лишь сказать: Она оказалась более всех преданной Ему, “обретая” благодать, стяжая “призрение”. Преданной, как невеста. Вся Она — ответ на любовь Божию любовью. Плод сей любви — Сын Бога и Сын Девы во единой ипостаси. Она изоткала Ему плоть. Она — Матерь Тела Церкви. В Ее лице Бог восприял Израиля (1:54), воспомянул милость (1:54). Видя Ее смирение, Он, Бог Ее, сотворил Ей величие (1:49). Она велика, ибо во чреве Ее — Бог, Который один велик (Пс.85:10).

Вследствие грехопадения человечество стало Богу непослушным, а потому погибшим. Мария, будучи завершительницей домостроительства ветхозаветной Церкви, подобно Сыну Своему чрез Закон навыкла послушанию, посему-то и стала Она первой спасенной Тварью; и радуется о Спасителе (1:47) Своем сторичною радостью Сарры. Радость Сарры не была совершенною, поскольку Сарра еще не достигла спасения; его достигла дочь Сарры. Она — первая Тварь, достигшая совершенства (Евр.11:40). Но совершенной Ее соделал Бог впрочем, а не ветхий Закон, не сделавший совершенным никого (Евр.9:9). Благодатию Своею Бог усовершил Матерь для Сына Своего; Дух Святой соделал, найдя на Нее (1:35), Саму Ее святою, дабы из святого источника проистекло Святое (1:35). Премудрость построила Себе дом (Притч.9:1).

Теперь зададимся вопросом. Вместив Невместимого, вместила ли умом Своим Дева весть Гавриилину? Став Домом Премудрости, несомненно, стала Она всех более причастной Премудрости. Но в том-то и величие таинства, что Невместимого вместила Она, оставаясь Тварью. Оставаясь таковою, Она в сознании Своем не могла вместить всей полноты происшедшего. Она только кротко слагала все в сердце Своем (2:19). В этом видится причина столь контрастных с началом Евангелия от Луки дальнейших повествований о Матери Господа. И как было Ей вместить сие: Ее Иисус, Ее Сын, плачущий на руках Ее, играющий с детьми Иосифа, в то же время — Ее Спаситель, Ее Господь, Ее Бог?

Иисус же, преуспевая в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков (Лк.2:52), вызывал великое удивление (2:33,48) у Матери Своей. Как часто, видя в Нем чадо Свое, Она по-матерински забывала, Кто Он, — и укоряла Его: Чадо, что Ты сделал с нами? (2:48)! Тогда преуспевавший в премудрости Сын Ее вынужден был указывать Ей на Небесного Своего Родителя, отметая от отцев Своих Иосифа, которого Мария, снисходя к возрасту Сына, называла отцом Его (2:48-49).

Мария, совершенная в послушании Богу, сподобилась страшного таинства — послушания Бога по отношению к Ней. Он слушался Ее, когда Она Его, “одевающаго небо облаки”, окутав пеленами, полагала в яслях для скота. Он слушался Ее, когда Она держала Его, “дланию содержащаго всю тварь”, на руках в храме пред Симеоном. Он послушался Ее, воротившись двенадцатилетним с нею в Назарет из Иерусалима. Он был в повиновении (2:51) у Нее тридцать лет (3:23). Она слишком привыкла к этому. Но настало время Сыну Ее начать Свое искупительное служение миру. И теперь уже Она должна была научиться слушаться Его. Кто еще из людей способен бы был понести это? Вот оно — величие Марии. Но здесь и страдание Ее. Оружие страданий Христа прошло и Ее душу (2:35). Она страдала, навыкая послушанию Ему. Она страдала от необходимости порвать отношения с Сыном Своим как с Человеком, дабы установить отношения с Ним как со Своим Спасителем и Богом. Она страдала, и, видя искупительные страдания Его, сострадала Ему. Да откроются помышления многих сердец (2:35)! Обоюдоострый меч!

Тот, кто дал ученикам заповедь оставить родителей, Сам первый исполнил ее. Тот, кто заповедал возненавидеть отца и мать (Лк.14:26), должен был Сам, (страшно сказать!) возненавидеть Свою Мать. Возненавидеть по плоти, дабы обрести по духу. Не только толпе, окружавшей Его, но и Ей Самой Он указывает на духовное с Нею родство, призывая и Ее не забывать о воле Отца Его Небесного (Мф.12:46-50. Мк.3:31-35. Лк.8:19-21). Спаситель дает понять Своей Матери, что Она более не может иметь на Него права по плотскому родству. Не Он, а Она отныне должна быть в подчинении, в повиновении (Лк.2:51) у Него. Кто бы из прочих дочерей Иерусалимских понес это, какая бы еще душа тварная была не убита сим оружием? Отсюда познаём меру Мариину, меру царскую. Мария — первая обоженная Тварь. В одежде, испещренной оружием скорби и сражением до крови (Евр.12:4) ведется к Царю (Пс.44:15) Она. Еще немного времени, и Она получит с Сыном Своим Царство, чтобы соцарствовать с Ним в новом, духовном Царстве. Но это произойдет уже на Голгофе.

Брак в Кане Галилейской. Святой Иоанн, в отличие от синоптиков, останавливается в своем повествовании почти всегда на других событиях, или на другой стороне событий. На духовной стороне. Его Евангелие таинственно, часто тёмно. Эта тьма — свет божественности Иисуса Христа, ослепляющий неподготовленные очи сердца, часто и соблазняющий неготовых.

Что заставило Иоанна обратиться именно к этому событию? Это единственный раз, не считая голгофских событий, мы встречаем Матерь Иисуса в четвертом Евангелии. Как всегда, размышляя над Иоанновым Евангелием, мы должны обратить внимание на дух, стоящий за плотью буквы. Даже если Сама Мария не разумела таинственного значения Своих слов (ср. Ин.11:51), а просто пеклась о благообразии брака, мы не должны низводить весь смысл слов евангельских до вещей только плотских. От этого нас предостерегает и ответ Ее Божественного Сына. И опять: указует Мария Сыну Своему на пир плоти, а Он обращает Ее внимание на пир духа. Что Мне и Тебе, Жено, слышит Матерь Иисуса (Ин.2:4). Что нам с Тобою до этого брака? Ты, Моя первая обоженная Тварь, начаток Церкви, готовься к иному браку, к браку Агнца и Церкви, Его Невесты. Но пока еще не пришел час Мой. Он придет после Голгофы, после всего ужаса страданий и борьбы, в которых сострадающее сердце Матери переплавится, как в горниле, — и отпадет, подобно шелухе, плоть, останется чистый дух. И Она, Матерь Иисуса и Матерь Церкви, соделается одним духом с Господом (1Кор.6:17). Благовещение — обожение плоти, Распятие и Воскресение — обожение духа Девы Марии. И все — чрез “оружие, проходящее душу”.

Иоанн, любимый ученик Господа, Апостол любви, был свидетелем последних слов Христа к Матери. Как мала наша мера, чтоб мы могли вместить и понять значение страданий Матери у Креста Ее Божественного и униженного неблагодарной тварью Сына! Мы благоговеем и молчим пред бездной Ее страданий. Эта бездна соединилась с бездной страданий Ее Сына. Сострадая Ему, Она усовершилась в духе, став готовой получить венец Царицы нового Царства, созидаемого этими страданиями, на этих страданиях.

В словах, обращенных к Марии со Креста, учители Церкви усматривают призыв и повеление стать не просто матерью Иоанна, но Матерью Церкви. А в словах, обращенных к Иоанну, они слышат призыв к Церкви, божественное указание считать Деву Марию своей Матерью, Матерью всей Церкви. И это поистине стало так. Давшая плоть Богу, дала Ему Церковь, ибо Церковь есть Тело Христово. И сам Бог устами Божественного Страдальца венчает Ее в Царицу Небесную, в Матерь Церкви.

Иоанн взял Ее к себе (Ин.19:27). В его лице взяла Ее к себе нарождающаяся и устрояемая из ребр Христовых Церковь.

Была ли Матерь Иисусова в числе тех жен галилейских, которые очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли... ко гробу (Лк.24:1)? Евангелие определенно не говорит этого. Но Ее имя больше не упоминается святыми евангелистами. Теперь мы встретим Ее лишь накануне Пятидесятницы, в Сионской горнице, в окружении учеников Ее Сына (Деян.1:14). Одно несомненно: если Ее и не было среди жен-мироносиц, то по той очевидной причине, что Она была переполнена скорбью, скорбью столь великой, что эту скорбь можно было б назвать смертной, если бы Она не дождалась Воскресения. Этой скорби прообраз мы находим в повествовании о матери семи маккавейских мучеников (2Макк.7:20-41). Та не дождалась воскресения сынов своих, хотя и не сомневалась в оном (7:29), и с печалью вслед за ними сошла в шеол.

Но новая Мученица, Матерь Господа Мария не сошла с печалию во гроб вслед за возлюбленным Сыном — Ее ждало несказанное торжество Воскресения.

Пресвятая Дева Мария — первая обоженная Тварь. Из всего тварного ближе всех к Богу — Она. Она, давшая плоть Богочеловеку, явилась начатком нового творения (Апок.21:5), начатком и Матерью этого нового творения, которое есть Новозаветная Церковь. Все это выражалось уже и в древних прообразах. Все предметы, служившие ветхозаветным феофаниям, являлись прообразом Пречистой Девы. В этих феофаниях была какая-то грань, которую Бог “пересекал”, снисходя к человеку. И эти грани (предметы ли) прообразовали Ее, в конце времён ставшую уже не просто гранью, чрез которую “шествует” к нам Бог, но и вместилищем Божества, тварным вместилищем Нетварного.

Тайна сия велика.

Иеромонах Арсений (Соколов)
Образ Марии в Четвероевангелии

См. также

Ссылки

  • Иеромонах Арсений (Соколов), Образ Марии в Четвероевангелии (23/05/2002)
  • Иеромонах Арсений (Соколов), О числе 666 (07/06/2002)
  • Иеромонах Арсений (Соколов), Христианство сегодня. Взгляд из Испании (08/05/2003)
  • Арсений, игумен (Соколов Андрей Павлович)

Литература

       
     
        Чтобы эти исследования продолжались,
пожалуйста, поддержите нас.
       
       
       
Контактная информация     © 2012—2018    1260.org     Отказ от ответственности