Жена, облеченная в солнце
  1260.org  
Свящ. Писание     ru     en  
       
 
 
. Загрузить
zip-file
Главная
+ Категории
+ Явления
Ла-Салетт
Фатима
Борен
Хеде
Гарабандал
Зейтун
Акита
Меллерей
Меджугорье
История
Апостасия
Коммунизм
1000 лет
Библия
Богородица
Толкования
Молитва
Посвящение
Розарий
Обожение
Сердце
Жертва
Церковь
Ватикан
Общество
Природа
Персоналии
Тексты
Статьи
Указатель
Ссылки
Литература
email
 
Златоуст. Мерзость запустения Категория: Толкования Лопухин. Мерзость запустения

Толкование Библии. Книга Пророка Даниила
Далласская Богословская семинария

Это Толкование Библии было составлено на основании исследований, проводившихся учеными богословами Далласской Богословской Семинарии.

Глава 7        Глава 9


 ↑  Глава 7

Е. Видение четырех зверей (глава 7)

1. ВИДЕНИЕ (7:1-14)

А. Четыре зверя (7:1-8)

Дан. 7:1-2. Предположительно этот сон и пророческие видения, Даниил видел в 553 году: дело в том, что о возрасте Валтасара и времени вступления его на царство в качестве соправителя его отца можно говорить лишь условно (среди богословов единого мнения на этот счет нет). Откровение, посланное ему во сне, показалось Даниилу столь важным, что, проснувшись, он записал этот сон.

Великое море — это обычное для Ветхого Завета название Средиземного моря (к примеру, Чис. 4:6-7; Иис. Н. 1:4; 9:1; Иез. 48:28). Так что видение пророка было, по всей вероятности, "приурочено" к Средиземному морю. Что касается "боровшихся на море четырех ветров", то соответствующее еврейское слово может быть переведено и как "духи", т. е. "ангелы".

В других местах Священного Писания им пользуются для выражения Божиего вмешательства в дела человеческие посредством духов (ангелов); Иер. 23:19; 49:36; сравните с Зах. 6:1-6 и с Откр. 7:1-13. Борение четырех духов как бы предваряет (символически) видение борьбы четырех зверей, которая последовательно станет осуществляться в человеческой истории.

Дан. 7:3-4. Звери — вторая часть видения Даниила. Вот они, непохожие один на другого, вышли из моря. Во "второй части" раскрывается образ четырех монархий, которые будут сменять друг друга на земле (стих 17), доколе не совершится на ней последний суд Божий, после чего на смену земным монархиям придет вечное Царство Божие (третья часть видения).

Итак, первый зверь был, как лев (символизирующий мощь и силу), но у него были крылья орлиные (символ быстроты, стремительности). Примечательно, что и лев и орел — оба служили символами Вавилонии (Иер. 4:7,13; Иез. 17:3). Утрата ею — с течением времени — ее первоначальной державной мощи и военной "стремительности" передается в образе вырванных у льва крыльев. После чего он стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему. Тут возможен двойной смысл.

Вавилонская "сверхдержава" превратилась после смерти Навуходоносора в обычное человеческое царство; что касается "человеческого сердца", то оно, по всей видимости, дано было (в переносном смысле) Навуходоносору, когда он "вышел из животного состояния", будучи исцелен от тяжелого душевного заболевания, посланного ему в наказание за гордыню.

Дан. 7:5. Второй, зверь походил на медведя (олицетворение грубой силы). В видении Даниила он "представляет" Мидо-Персидскую державу, вышедшую на историческую арену вслед за Вавилонской империей. Медведю было сказано: "встань, ешь мяса много". Это расшифровывается как военная "прожорливость" Мидо-Персии. Начав с завоевания Малой Азии руками Кира, она окончила "поглощение" чужих земель при Дарии Гистаспе и Ксерксе, распространив свою власть почти на весь известный тогда Восток, включая Лидию и Египет (Есф. 1:1).

Из других переводов следует, что одна сторона (или бок) медведя была как бы приподнята над другой (по-русски: стоял с одной стороны). Смысловое значение этой "детали" в том, видимо, что, хотя Мидия "поднялась" прежде Персии, та, объединившись с нею в одно царство, скоро возобладала над нею. Три клыка во рту у медведя соотносят с тремя народами, побежденными мидо-персами. Это могли быть Вавилония, Мидия и Египет.

Примечательно, что приказ медведю "есть мяса много" звучит свыше; Даниилу таким образом открывается, что, действуя как бы по своей воле, царства, "пожирая" друг друга, т. е. расширяя свои территории за счет соседей, сливаясь и разъединяясь, в сущности следуют Божиему предопределенному плану, исполняют Его цель.

Дан. 7:6. Третий зверь, как барс: быстрый и проворный при захвате добычи (подчеркивается наличием у него четырех птичьих крыльев), хитрый и ловкий. Это Греция при Александре Македонском, когда она распространилась в результате его завоевательных походов "на все четыре стороны света". Александр стремительно (между 334 и 330 годами до Р. Х.) овладел всей Мидо-Персидской державой, но после его смерти созданная им империя распалась на четыре части (8:8,22); это и есть четыре головы барса: царства Фракийское, Македонское, Сирийское и Египетское.

Дан. 7:7а. Зверь четвертый в видении Даниила не имеет "аналогов" природе. Возможно, он представлял собой какую-то чудовищную помесь. Его ужасная всесокрушающая сила символизируется железными клыками; им владеет страсть к истреблению: "непожранное" он попирает ногами (сравните со стихом 19). Это — Римская империя. По словам одного из древних историков, не было страны под небесным сводом, на которую римляне не распространили бы своей власти. Если предшествующие царства: халдейское, персидское и греческое — распространялись лишь "в границах Востока", то Рим, по словам другого, "объял" весь Восток и весь Запад.

Дан. 7:7б-8. Примечательной особенностью четвертого зверя было, десять рогов. Согласно стиху 24 они представляли "десять царей". Даниил всматривался в рога зверя, непохожего на других, и, вот, увидел, как вышел между ними еще небольшой рог. Он оказался причиной того, что три рога из прежних десяти были, исторгнуты.

Одиннадцатый рог на голове четвертого зверя тоже означал царя, но для Даниила очевидно резкое отличие его от "остальных царей". Глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно, которыми обладал "небольшой рог", выдают в нем человеческое существо, много видящее и знающее и обладающее непомерной гордыней и боговраждебностью. Подробнее об этом в толкованиях на стихи 19-26.

Б. Повеление Ветхого днями (7:9-12)

Дан. 7:9-10. В пророческом сне его Даниилу — после видения четырех зверей — явлены были престолы и Ветхий днями, Который воссел на одном из них. Это Бог (сравните с Ис. 43:13; 57:15а), под контролем и попечением Которого каждый человек и все народы. Абсолютные чистота и святость Божественного Старца символизируются белизной Его одеяния и волос (напомним, что волна — это выбеленная шерсть). Каждая из "подробностей" славы Господней, описываемой Даниилом, имеет свое смысловое значение.

Господь есть Бог ревнитель, и это передано в огненном виде Его престола и колес (сравните с видением Иезекииля в 1-ой главе его книги). Пылающий огонь есть непреходящий символ Бога и непрестанного действия Его на все живущее во вселенной: передано в образе огненной реки, "выходящей" из-под престола и вечно текущей пред ним.

Даниил видит тысячи и десятки тысяч (тьмы тем) ангелов, слуг Божиих, окружающих Его престол. Пророку представлены в его видении сцена суда (стих 26) над миром: судьи сели, и раскрылись книги (сравните с Откр. 20:12). Он видит то, что будет: придет день, когда Бог, дающий силу и власть народам и царствам, станет судить их.

Дан. 7:11-12. Лаконично, но выразительно говорит Даниил о полном уничтожении "у него на глазах" богоборческой силы, символизируемой одиннадцатым рогом на голове четвертого зверя. В человеческой истории этим событием, превосходящим по своему значению и масштабам все, что происходило до того, будет положен конец "времени язычников" (Лук. 21:24,27). Власть у всех предыдущих царств ("зверей") была отнята прежде — у каждого в свое время (последнюю фразу в стихе 12).

В. Явление Сына человеческого (7:13-14)

Дан. 7:13-14. В видении пророка (в третьей его части) суд Божий над четвертым зверем, завершившись, кладет начало вечному Царству Сына человеческого. Итак, духовному взору Даниила предстает Мессия, Который шел, с облаками небесными и, приблизившись к Ветхому днями, подведен был к Нему. Титул "Сын человеческий", который неоднократно прилагал к Себе, Иисус Христос взял из этого пророчества Даниила (Мар. 8:31 и Иоан. 1:51, а также толкования на эти стихи).

Передача Отцом Сыну власти над всеми народами — во владычество вечное (свидетелем чему является пророк Даниил) совершается во исполнение обещания Отца Сыну, записанного в Пс. 2:6-9; это произойдет во Второе пришествие Христа (Матф. 24:30; 25:31; Откр. 11:15). Царство Его не разрушится (сравните с 7:27). По истечении Своего тысячелетнего правления на земле Господь Иисус Христос, низложив всех Своих врагов, передаст Царство вечности Отцу — "да будет Бог все во всем" (1-Кор. 15:24-28).

2. ТОЛКОВАНИЕ (7:15-28)

А. Даниил получает объяснение относительно четырех зверей (7:15-17)

Дан. 7:15-17. Сильно взволнованный всем, что предстало взору его, пророк (в видении своем!) подошел к одному из стоявших перед престолом (очевидно, это был архангел Гавриил, судя по 8:16 и 9:21) и спросил у него об истинном значении всего того, что явлено теперь ему, Даниилу. И услышал в ответ, что четыре больших зверя представляют четырех царей (олицетворяющих четыре царства земли). Мы уже знаем, что это Вавилония (лев), Мидо-Персия (зверь, похожий на медведя, с тремя клыками), Греция Александра Македонского (крылатый барс с четырьмя головами) и Рим (страшный зверь, непохожий на других).

Б. Обещание Израилю (7:18)

Дан. 7:18. После уничтожения четвертого зверя (которое произойдет во второе пришествие Христа — о "вхождении" в новое время той "Римской империи", которая в видении Даниила олицетворяется четвертым зверем, в толкованиях на 7:24), святые Всевышнего, примут царство. Тут речь о верующих евреях (толкование на стих 25), не о верующих века Церкви. Ибо в Ветхом Завете нет откровения о существовании Церкви в наше время.

То, что в продолжение "времени язычников" (начавшегося с царствования Навуходоносора) народ Израильский как бы "отставлен в сторону", есть мера дисциплинарного воздействия на него Господа Бога. В пределах "времени язычников" четыре империи, сказано было Даниилу, будут подниматься одна на смену другой, и от каждой из них будут пребывать в зависимости земля и народ Израиля. Но завет Бога с Давидом останется непоколебимым (2-Цар. 7:16; Пс. 88:1-5) и в конечном счете осуществится. Эта мысль и звучит (в отношении верующих евреев времени возвращения на землю Христа) в окончании стих 18.

В. Подробное объяснение относительно четвертого царства (7:19-28)

1) Даниил просит объяснения.

Дан. 7:19-20. Объяснение относительно первых трех зверей пророк, видимо, понял без труда. Но видение четвертого зверя привело его в ужас, и он попросил ангела (по всей вероятности, Гавриила — 8:16; 9:21) подробнее рассказать о нем и о десяти рогах, на голове у него, и об одиннадцатом, вновь вышедшем.

2) О суде над зверем.

Дан. 7:21-22. Несколько вещей относительно этого небольшого рога уже открылось прежде (стих 8): 1) он появился после 10 рогов (царей; стих 24) и какое-то время "сосуществовал" с ними; 2) вероятно, его действием исторгнуты были 3 рога из десяти; 3) этот рог наделен был интеллектом (о чем свидетельствуют человеческие глаза у него); 4) он был дерзок и высокомерен (стих 11).

Теперь же (стихи 21-22) еще три факта относительно небольшого рога открываются Даниилу: 5) он будет угнетать (преследовать) святых Всевышнего (стих 25). Пророк сознает, что и этот рог представляет некую личность; в 7:24 он отождествляется с царем. Как и в 7:18, под "святыми" в стихе 21 понимается народ Израиля.

Библейская логика в анализе исторических событий подводит нас таким образом к выводу, что речь тут идет о преследовании израильского народа в годы великой скорби. 6) Тот, кто представлен одиннадцатым рогом, одержит над ним победу (Я видел, как этот рог, превозмогал "святых"; стих 21) и подчинит его своей власти (Откр. 12:13-17; 12:7). 7) "Рог" будет судим Богом (сравните с Откр. 19:19-20), и Израиль, который освободится от подчинения ему, овладеет царством, обещанным ему по завету (окончание стих 22 сравните со стихом 18).

3) Пределы царства четвертого зверя.

Дан. 7:23. Хотя исторически территориальные рамки четвертого царства (превосходившие пределы трех предыдущих!) были ограничены, сфера действия грядущего правителя этого царства включит в себя всю землю. Даниилу было сказано, что он (в лице своего царства) будет пожирать, попирать и сокрушать ее (сравните с Откр. 13:7). Не ясно ли, что здесь провозвестие некоего мирового правительства, которое возглавит не имевший прецедента диктатор!

4) О десяти рогах и о роге, отличном от них (7:24-25).

Дан. 7:24. Ангел объяснил Даниилу, что десять рогов означают десять царей четвертого царства. Царство это, или империя, несмотря на великую свою силу (стих 7, 23), будет постепенно слабеть, приходить в упадок, подвергнется разделу (толкование на 2:41-43 — относительно железных и глиняных частей "истукана", увиденного во сне Навуходоносором).

Когда в 5-ом веке от Р. Х. дикие орды, двигавшиеся с севера, овладели Римской империей, они не стали объединяться в какую-то иную империю, но положили начало самостоятельным этническим образованиям, принимавшим мало-помалу государственные формы. Некоторые из сложившихся таким образом народов и те, которые в свою очередь произошли от них, существуют и по сей день. Наша эра, следовательно, может быть названа эрой десяти рогов четвертого зверя.

И в этом смысле можно говорить о "продолжении" в ней древней Римской империи. (Заметим, однако, что некоторые премиллениалисты держатся иного взгляда на этот счет: они полагают, что время "десяти рогов" еще не наступило, и что современный век Церкви "не просматривается" в видении Даниила; 10 царей, говорят они, станут править в будущей восстановленной Римской империи, или той, которая будет соответствовать ее пределам.)

Уточнения, когда именно после десяти царей, восстанет тот иной, Даниилу дано не было. Сказано лишь было, что он подчинит себе трех царей (названных в стихе 8 "тремя рогами"). Это значит, что при своем восхождении к власти "небольшой рог" возьмет власть над тремя из десяти народов.

Дан. 7:25. И еще несколько фактов, связанных с будущим диктатором, открывается пророку. Он воспротивится власти Бога (И против Всевышнего будет произносить слова; сравните с Откр. 13:6). Подробнее сказано Даниилу об угнетении им святых Всевышнего; стих 21. Он овладеет столицей израильтян (11:45), полностью подчинит их своей власти: продлится это три с половиной года (так расшифровывают фразу до времени и времен и полувремени — сравните с Дан. 12:7 и Откр. 12:14; то же число лет находим в Откр. 11:2; 13:5 и в 12:6). Подразумеваются три с половиной года времени великой скорби.

5) Обещание Израилю.

Дан. 7:26-27. Но наступит день суда, который совершит Бог Отец (сравните со стихом 10). В тот день "небольшой рог" будет осужден Им, и отнимется у него власть губить и истреблять. В стихе 11 мы читаем о том, что "зверь, убит" за богохульные слова рога, и это надо понимать как отождествление империи четвертого зверя с последним правителем ее. Итак, "небольшой рог" будет уничтожен (стих 11 сравните с 2-Фес. 2:8 и с Откр. 19:20).

Произойдет это во Второе пришествие Иисуса Христа. В начале тысячелетнего Его царствования Сыну Человеческому дана будет власть управлять народом святых Всевышнего, т. е. народом Израиля (7:18,22), и через него — всеми "народами и племенами" (7:14; заключительную фразу в стихе 27). Тысячелетнее Царство получит продолжение в вечности.

6) Реакция Даниила.

Дан. 7:28. Пророческая панорама времен (или времени язычников) глубоко потрясла Даниила. По-видимому, тогда он никому не рассказал о полученном им откровении. Но записал его, и оно вошло в книгу, носящую его имя.

Трудно не провести параллель между тем, что открыто было пророку Даниилу в этих его "снах-видениях", и откровением, много раньше полученном в вещем его сне царем Навуходоносором (глава 2). Прежде всего оба откровения охватывают время язычников. Из обоих следует, что Израиль и его земля будут последовательно находиться под властью четырех мировых империй.

Первой была Вавилония, представленная в первом случае золотой головой истукана, а во втором — крылатым львом.

Второй была Мидо-Персидская империя (серебряные грудь и руки истукана и медведь, один бок которого выше другого).

Третьей была Греческая империя, представленная во сне Навуходоносора "чревом и бедрами медными", а в видении Даниила — четырехглавым крылатым барсом.

Четвертой была Римская империя (железные голени истукана и ноги его из железа и глины во сне вавилонского царя, а в видении Даниила — зверь страшный, непохожий на других).

Закованным в железо римским армиям "не соответствовали ли" железные ноги истукана (2:40) и большие железные зубы четвертого зверя (7:7)! В истории это "выглядело" так: власть над большей частью тогдашнего мира перешла от Ассирии к Вавилону в 609 г. до Р. Х., от Вавилона к Персии в 539 г. до Р. Х., от Персии к Греции — в 330 году, и, наконец, от Греции к Риму — в первом веке до Р. Х.

К концу времени язычников власть над миром будет захвачена некоей личностью, символизируемой в видении Даниила небольшим рогом. Личность эта, предприняв попытку уничтожить народ, с которым Бог связал Себя узами завета, попытается таким образом помешать установлению на земле Царства Иисуса Христа. Не об антихристе ли, о котором читаем в книге Откровение, идет речь и тут! Конец короткого правления его (на протяжении семи лет — толкование на "одну седьмину" в 9:27) положен будет Вторым пришествием Христа. Возвратившись на землю, Он — во исполнение Божиего завета с Израилем — установит на ней Свое Тысячелетнее царство.

С точки зрения амиллениалистов "небольшой рог" уже появился на земле в какой-то момент в прошлом (но после первого пришествия Господа). Это неверно, и вот почему:
а) правитель "мирового масштаба" (7:23) с тех пор "не появлялся";
б) не было и такого, который покорил бы себе трех из десяти "царей";
в) как и такого, который "угнетал" бы Израиль (стих 21) на протяжении трех с половиной лет (стих 25).
Не говоря уже о том, что ни один из известных на сегодняшний день могучих правителей не был уничтожен в результате возвращения Иисуса Христа (стих 26).

Заметим, что "небольшой рог" отождествляли и с римско-католическим папством. С библейскими данными эта точка зрения тоже не увязывается. Не говоря уже о том, что "небольшой рог" прямо назван царем, власть пап, принявшая в свое время государственный характер и распространившаяся на многие территории, тремя с половиной годами отнюдь не ограничилась. Далее: никто из пап не концентрировал свои усилия на угнетении именно Израиля, и папство вовсе не было уничтожено возвращением на землю Христа.

Это Толкование Библии было составлено на основании исследований, проводившихся учеными богословами Далласской Богословской Семинарии.

Толкование Библии
Книга Пророка Даниила
Глава 7

 ↑  Глава 9

Б. Откровение о 70 "седьминах" (глава 9)

1. ПОВОД К НИСПОСЛАНИЮ ДАНИИЛУ ОТКРОВЕНИЯ (9:1-3)

Дан. 9:1-3. Это был 539 год до Р. Х. Относительно Дария, из рода Мидийского в толкование на 6:1.

Даниил говорит, что, исследуя книги пророков, он сообразил (при буквальном переводе с еврейского — "обратил внимание на то,"), что Иеремия пророк (Иер. 25:11-12) ставит в прямую связь крушение Вавилонской империи с завершением 70-летнего пребывания иудеев в плену у вавилонян (по-русски выражено фразой семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима). Очевидно, Даниил вновь и вновь возвращался к этому мыслью: ведь указанный Иеремией период времени (70 лет) подходит к концу, 66 лет минуло уже с тех пор, как он, Даниил, живет на чужбине. И все иудеи, приведенные в Халдею против своей воли, остаются в изгнании.

Напомним, что пророчество Иеремии (в части поражения "царя Вавилонского") исполнилось как бы "сразу": вот Валтасар видит на стене роковые письмена, которые ему "расшифровывает" (Даниил 5:25-28,30), и после этого происходит стремительное (в историческом плане) завоевание мидо-персами "царства Халдейского". Но долго ли еше оставаться в изгнании иудеям? Не по грехам ли их "медлит" Господь с полным осуществлением откровения, посланного в свое время Иеремии? Мысли об этом не оставляли Даниила, и вот он со страстною молитвою обратился к Господу Богу, чтобы получить ответ на мучившие его вопросы.

2. МОЛИТВА ДАНИИЛА (9:4-19)

А. Исповедание грехов (9:4-14)

Дан. 9:4-6. Напомним о принципе обращения Бога с избранным Им народом, который был ему открыт Моисеем: послушание народа будет награждаться благословениями его свыше, неповиновение же повлечет за собой наказание. Одной из мер повторяющегося "дисциплинарного воздействия" явятся для Израиля военные поражения, которые он станет терпеть от язычников, с последующим подчинением их власти (Втор. 28:48-57, Втор. 28:64-68). Подтверждением того, что принцип этот неизменно осуществляется на практике, и было пребывание иудеев в плену у вавилонян.

Даниил вполне сознавал, что без искреннего покаяния в грехах своих и вине невозможно вновь снискать Божию милость. Он и обращается к Богу с молитвой покаяния, как бы представляя свой народ и выступая ходатаем за него. От имени народа он признает, что, да, согрешили они, поступали беззаконно, действовали нечестиво и упорствовали в нечестии своем, отступая от заповедей, и, постановлений Господних, не слушая пророков, которых Он посылал всему народу и царям его и вельможам.

Дан. 9:7-11. Даниил признает, что Бог праведен (у Него правда), и им перед лицом Его остается лишь краснеть от стыда — и тем, что остались в Иерусалиме, и тем, которых Он изгнал "в страны ближние и дальние" за безобразия их. Они наказаны по заслугам, ибо Он Бог милосердный и готовый прощать кающихся.

Дан. 9:12-14. Судей, судивших нас в стихе 12 надо читать в значении "правителей наших, управлявших нами". Первую фразу в стихе 14 правильнее читать в том смысле, что Наблюдал Господь все это зло наше и обратил последствия его на нас.

Б. Мольба (9:15-19)

Дан. 9:15-19. Вновь и вновь связывает Даниил нынешнее положение иудейского народа с грехами его в прошлом: их самих и отцов их. На заре их истории Бог явил им безмерные милость Свою и славу, когда вывел народ Свой из земли Египетской, а они не переставали с тех пор грешить перед глазами Его. И горестную участь народа, который сегодня в поругании у всех, заслужили. За беззакония их в прошлом Иерусалим ныне попирается язычниками, и святилище Господа, которое в этом городе Его, опустошено (разрушено).

За исповедью Даниила следует мольба его от имени народа: мы повергаем моления наши пред Тобою (стих 18). В полной мере сознавая нечестие народа (не на праведность нашу уповаем мы — стих 18), он взывает к милосердию и праведности Бога (два эти понятия здесь, по-видимому, сливаются у пророка в одно; сравните "всю правду" (праведность) в стихе 16 с "великим милосердием" в стихе 18). В силу праведности и милосердия Твоих, молит Даниил, отврати гнев Твой, от града Твоего и от святой горы Твоей. Соверши это ради Тебя Самого, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на пароде Твоем, Господи, услышь! Господи, прости нас! (стихи 16,19)

3. ОТВЕТ ГОСПОДА (9:20-27)

А. Весть, принесенная Гавриилом (9:20-23)

Дан. 9:20-21. Пророк еще не окончил молитвы своей, когда на нее пришел ответ свыше. Ему явился небесный посланник Гавриил, уже известный ему по прежнему его видению (8:15-16). Даниил ощутил прикосновение его. Это было около времени вечерней жертвы. Напомним, что в согласии с Моисеевым законом жертвоприношения в храме (скинии) совершались дважды в день — утром и вечером (Исх. 19:38-39; Чис. 28:3-4; в этой связи толкования на Дан. 8:14). И хотя в дни Даниила храм был разрушен, так что совершение жертвоприношений прекратилось за несколько десятилетий до этого видения пророка, он, по всей вероятности, в часы, назначенные для принесения жертвы, совершал молитвенное служение Богу. Всего он молился трижды в день (6:10).

Дан. 9:22-23. Хотя прямо из Данииловой молитвы это не следует, но его, видимо, сильно занимало, что же уготовал Бог Израилю в свете открытого Им пророку Иеремии (стих 2 и Иер. 25:11-12). Что будет с ним по истечении 70 лет вавилонского пленения? В двух предшествовавших видениях, ниспосланных Даниилу (Дан. 7-8), грядущие события раскрывались главным образом в контексте судеб языческих народов, начиная с халдеев.

И вот теперь архангел Гавриил был послан Богом, чтобы ответить на желание Даниила узнать об уготованном Им Его народу — вплоть до завершения всего обещанного ему в Царстве Мессии. Помочь Даниилу, снискавшему благоволение у Бога (по-русски передано во фразе ибо ты — муж желаний), уразуметь видение, посылаемое ему теперь, и вникнуть в слово, которое он услышит, и прилетел Гавриил.

Б. О том, что будет происходить на протяжении семидесяти "седьмин" (9:24)

Дан. 9:24. Заметим прежде всего, что в виденье Иеремии, как и других пророков, время освобождения иудеев из плена вавилонского как бы сливалось со временем пришествия Мессии (Иер. 30:8-10, 18-22; Иер. 31). Даниилу первому было показано, что между этими двумя событиями пройдет много лет. Он первый из пророков был "поставлен в известность" ("Итак знай и разумей" — стих 25) о том, что Божий план в отношении Израиля будет осуществляться на протяжении семидесяти седьмин.

Для Даниила, размышлявшего о Божием плане в категориях земного времени, т. е. недель, месяцев, лет (стих 2; сравните Иер. 25:11-12; 2-Пар. 36:21), естественно было и седьмины, о которых сказал Гавриил, понимать как годы. Если мы оперируем, применительно ко времени, понятием декад ("десятеричного" времени), то Даниил и его современники мыслили в понятиях времени седьмиричного (гептад), т. е. такого, которое "состояло" из семи частей, чему бы эти части ни соответствовали. Так семь дней составляли (впрочем, и составляют) неделю.

И именно в этом значении седьмина, или седмица, нередко в Ветхом Завете употребляется, в том числе и у Даниила (10:2,3). Каждый седьмой год считался в ветхозаветное время субботним годом покоя (Лев. 25:1-7). Через каждые семь таких "седьмин" наступал по Моисееву закону Юбилейный год (Лев. 25:8-12). Что же понимать под "седьминой Даниила" в главе 9? Неделю? Месяц? Год? В главе 10, подразумевая неделю, пророк говорит о "седмице дней". Очевидно, он и тут выразился бы так же, если бы имел в виду неделю.

Но не только поэтому, речь здесь, конечно, не о неделе. А и потому, что подразумеваемые в откровении события не могли бы "уложиться" в 70 недель, или в 490 дней. Не приходится говорить и о 70 месяцах (около 41 года) — и потому, что их тоже было бы "недостаточно", и потому, что месяцы на древнем Востоке весьма отличались друг от друга по своей протяженности и, следовательно, не были устойчивой единицей измерения. Итак, Гавриил возвестил пророку о 70 семилетиях, или о 490 годах, в которые произойдет то, что предусмотрено Богом для народа израильского (народа твоего) и Иерусалима (святого города твоего).

В пределах этого промежутка времени Бог совершит (и завершит!) для Израиля (речь в пророчестве, повторим, идет именно о нем, а не обо всем мире и не о Церкви) шесть вещей. Первые три касаются его греха; вторые же три связаны с Царством Мессии. Основание для первых трех будет положено крестным подвигом Христа. Но полностью осуществлены все шесть будут, при участии Израиля, во Второе пришествие Его.

1. По прошествии семидесяти "седьмин" Бог "покроет преступление" народа Своего. Евр. глагол кала (כָּלָא, kala'), употребленный здесь, означает "класть чему-то конец". То-есть Бог положит конец греху неповиновения Ему со стороны Израиля; это произойдет во Второе пришествие Христа, когда израильтяне покаются перед своим Мессией и обратятся к Нему как к Спасителю своему. После чего народ будет восстановлен в своей земле, и Господни благословения пребудут на нем (не об этом ли просил Даниил в своей молитве!).

Центральным (по смыслу) в израильском праздничном календаре, в ветхозаветное время, был День очищения (Лев. 16). В этот день народ собирался перед Богом, признавался в своих согрешениях и, чтобы покрыть грех (преступление), приносил жертвы, кровь которых проливалась на алтаре. Этими жертвами грех Израиля покрывался на 12 месяцев — не навсегда (Евр. 10:1-3).

Необходимо было принести Богу такую жертву, которая, удалив ("покрыв") все накопившиеся грехи, "перманентно" удаляла бы их впредь. Именно такую жертву принес Иисус Христос, искупив смертью Своей все грехи, "не покрытые" прежде, уплатив за них высокую цену (Рим. 3:25). Таким образом искупительный подвиг Его на кресте сделал для Него возможным "покрыть преступление" Израиля в будущем.

2. Бог "запечатает грехи" Израиля. Евр. глагол хатам (חָתַם, chatham), употребленный здесь, встречаем во Втор. 32:34; Иов. 14:17. Смысловой оттенок фразы в том, что запечатанное "сохранено" будет для последующего наказания. Или: грех Израиля будет наказан до конца. Напрашивается мысль о Христе, в Котором он будет наказан, — ведь это Ему предстояло понести на Себе грех мира, а, значит, и Израиля, и принять на Себя его наказание, стать его заместительной Жертвой. В результате этого Он сможет, во Второе Свое пришествие, полностью удалить грех Израиля (Иез. 37:23; Рим. 11:20-27).

3. Бог загладит беззакония. Евр. глагол капар (כָּפַר, kaphar), который стоит здесь, имеет то же значение, что "искупать" или "покрывать", и употреблен в том же смысле. В сущности все три действия (или три "вещи"), перечисленные в первой половине стиха 24 (покрыто, запечатаны, заглажены), развивают и дополняют друг друга. Ибо все три относятся к конечному искуплению Богом Израиля (уготованному ему крестным подвигом Христа), когда Израиль покается в "беззакониях" своих во Второе пришествие Мессии. Вдумываясь в последовательность этих действий, не следует упускать из виду израильский День очищения.

Ибо, установив его. Бог заложил основу для Своих взаимоотношений с народом, "повинным в преступлениях", — основу, которая удовлетворяла бы Его неземной праведности. Кровь, которой окропляли крышку ковчега завета (Лев. 16:14), делала возможным обитание Бога в среде грешного Его народа. Обещанное Даниилу в его видении должно было осуществиться в согласии с тем же "принципом": Бог пребудет в общении с грешниками и, в частности, с грешниками-израильтянами благодаря крови Христа, пролитой Им на кресте. Удовлетворенный жертвенной кровью Христа, Бог искупает, или заглаживает, грех.

4. Вторые три действия (или вещи) соответствуют позитивным аспектам Божией программы. Чтобы приведена была правда вечная, Форма евр. глагола, переведенного как "приведена", подразумевает "вызвать к жизни", "побудить прийти". Тут пророчество о том, что Бог утвердит правду, или праведность, на века, в которые на смену греховному состоянию людей придет нечто новое — состояние человека оправданного, пребывающего под Божией благодатью. Осуществится это в тысячелетнее правление Христа (Ис. 60:21; Иер. 23:5-6).

5. И запечатаны были видение и пророк. Это сделает Господь. Все, о чем Он говорил через пророков об исполнении Им завета с Израилем, полностью осуществится в Тысячелетнем царстве Христа. До тех пор видения и пророчества остаются "незапечатанными".

6. И помазан был Святый святых. То, что названо здесь "Святым святых", будет помазано Богом (в значении дарования ему особой святости, особого приобщения его к Божеству). Место крайне сложное с богословской точки зрения, ибо употребленным тут еврейским выражением почти не пользовались применительно к лицам, но — к предметам.

Так что речь здесь может идти об особом посвящении места, наиболее святого, в Тысячелетнем царстве; возможно, это храм, столь подробно описанный Иезекиилем (Иез. 41-46). И все-таки с древних времен большинство богословов склонялось к мысли, что тут имеются в виду Иисус Христос и Его воцарение (помазание) как Царя царствующих и Господа господствующих (Дан. 7:25-27) в (Тысячелетнем) царстве Его.

Перечисленные шесть свершений, действий будут таким образом направлены на установление обещанного Израилю по завету Царства под управлением обетованного ему Царя. В шести этих пунктах "суммирована" вся Божия программа по приведению народа Израильского под действие Божией благодати, как это предусмотрено было Господом в Его завете с Израилем (Быт. 15:18-21; 2-Цар. 7:16; Иер. 31:31-34).

В. Деление семидесяти "седьмин" (9:25-27)

Дан. 9:25. Следует важное откровение о начале этого периода времени и о разделении его на неравные части. По словам Гавриила, "семьдесят седьмин" начнутся с того, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима. Соответствующий указ был четвертым и последним из данных персидскими правителями в связи с "восстановлением" Иудеи. Первым был указ Кира в 538 г. до Р. Х. (2-Пар. 36:22-23; Езд. 1:1-4; 5:13). Вторым — указ Дария I (522-486 годы) в 512 г. до Р. Х. (Езд. 6:1,6-12). Он, собственно, явился подтверждением первого указа.

Третьим был указ Артаксеркса Лонгимана, или Долгорукого (465-423 гг. до Р. Х.), в 457 году (Езд. 7:11-26). Первыми двумя указами разрешалось восстановление храма в Иерусалиме, а третий касался финансовых расходов на жертвоприношения в храме. Ни в одном из них ничего не говорилось о восстановлении самой столицы Иудеи.

Поскольку город, не огороженный стенами, не представлял собой военной угрозы, то восстановление в нем храма как места богопоклонения не сулило неприятностей военно-административной власти, поставленной в Иерусалиме персидскими правителями. Следовательно начало рассматриваемому периоду времени не было положено ни одним из этих трех указов.

Четвертый указ тоже был издан Артаксерксом Лонгиманом — 5 марта 444 года (Неем. 2:1-8). На этот раз Артаксеркс давал иудеям право отстроить стены Иерусалима. Ссылка на этот указ и содержится в Дан. 9:25.

В завершение Даниилова пророчества сообщается о явлении Христа Владыки или Владыки Помазанника, т. е. Господа Иисуса Христа. Бог Отец помазал Христа Духом в момент Его водного крещения (Деян. 10:38), но в пророчестве Даниила подразумевается не это, а помазание Его как Правителя царства Его (толкование на "помазание Святого святых" в стихе 24). Отсюда следует, что завершение периода времени, означенного как "семьдесят седьмин", отнесено в пророчестве Даниила не к Первому пришествию Христа (как полагают некоторые исследователи Библии), а, скорее, ко Второму Его пришествию, соотносимому с установлением Его Тысячелетнего царства.

Итак, отрезок времени в 490 лет следует разделить на 3 периода:
а) 7 "седьмин" (49 лет);
б) 62 "седьмины" (434 года) и
в) 1 "седьмина" (стих 27; 7 лет).
Первый период, вероятно, соответствовал времени полного восстановления Иерусалима (444-395 гг.до Р. Х.). Хотя строительство стен заняло, судя по книге Неемии, всего 52 дня, немало лет должно было уйти на очищение от обломков и мусора города, который десятилетиями оставался в запустении, на строительство жилищ и "устроение" улиц.

Дан. 9:26а. Итак, 62 "седьмины" (434 года) "простираются" до явления Мессии народу Израиля. Этот "второй" период завершился в день торжественного Входа Христа в Иерусалим, за которым последовала смерть Христа на кресте. Здесь опять возникает немалая богословская проблема. Дело в том, что еврейская фраза, переданная по-русски как "и не будет", на протяжении веков по-разному переводилась, понималась и толковалась.

Распространенным является прочтение ее в том смысле, что еврейский народ более не будет народом Мессии (в Вульгате, к примеру, эта фраза переведена пространно, с объяснением: "и народ уже не будет Его (народом), так как отречется от Него"). Близко к этому и такое прочтение: "И Мессия не будет для него (еврейского народа)". В связь с этим ставится последующее разрушение "города и святилища".

За торжественным Входом Христа в Иерусалим последовало — во исполнение пророчества Захарии (Зах. 9:9) — то, что может быть названо официальным представлением Им Себя народу израильскому как его Мессия. Иисус, несомненно, знал о пророчестве Даниила об этом, что нашло отражение в Его словах, записанных евангелистом Лукой: "О если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих" (Лук. 19:42).

Итак: первые два периода в рассматриваемом отрезке времени — 7 "седьмин" (49 лет) и 62 "седьмины" (434 года) следуют друг за другом непосредственно. Они, протяженностью от 5 марта 444 года до Р. Х. до 30 марта 33 года по Р. Х., составляют 483 года. Каким образом? Почему не 477 лет? Ответ вы найдете в прилагаемой таблице "483 года по еврейскому и григорианскому календарям":

483 года по еврейскому и григорианскому календарям
Еврейский календарь
(360 дней в году[1])
       Грегорианский календарь
(365 дней в году)
      
( 7 x 7 ) + ( 62 x 7 ) = 483        от 444 г. до Р.Х.
33 года после Р.Х. прошло 476 лет[2]
      
  483 года
x 360 дней
____________
173,880 дней
         476 лет
x 365 дней
____________
173,740 дней
+ 116 дней
("набирающиеся" в те годы,
которые имели
по дополнительному дню)[3]
+ 24 дня
(от 5 марта пл 30 марта)
____________
173,880 дней
      

[1] О 360 днях в году см. в ком. на Дан. 9:27б
[2] Поскольку "расстояние" между 1-м годом до Р.Х. и 1-м годом после Р.Х. составляет только 1 год, то здесь получается именно 476, а не 477 лет.
[3] 476 лет, поделенных на 4 (високосным, т.е. имеющим "лишний" день, является каждый 4-й год), дают 119 дополнительных дней. Но из них следуеь вычесть 3 дня, потому что СОТЫЕ годы не бывают високосными, но каждый 400-й год является годом високосным.

Согласно Дан. 9:26, Христос Владыка не был предан, смерти в 70-ую "седьмину". Это должно было произойти после, или по истечении семи и шестидесяти двух седьмин. Напрашивается вывод о том, что между 69-ой и 70-ой "седьминами" предусмотрен был интервал. Распятие Христа произошло в пределах этого интервала, очень скоро после Его триумфального входа в Иерусалим, которым и завершилась 69-ая "седьмина". Этот интервал имел в виду Господь Иисус, когда предсказал основание Церкви (Матф. 16:18).

Осуществление этой следующей части программы (т. е. основание, учреждение Церкви) требовало выведения из нее на время народа израильского. Иисус Христос предсказал и это (Матф. 21:42-43). Итак: интервалом между 69-ой и 70-ой "седьминами" и является наше время — "век Церкви". Завершится он восхищением Церкви.

Согласно учению амиллениалистов, Первое пришествие Христа совершилось в 70-ую "седьмину", которая, как они понимают, не отделена от 69-ой "седьмины". По их представлению, все те "действия", которые предсказаны в Дан. 9:24, осуществляются сегодня, в Церкви. При такой точке зрения не уделяется, однако, должного внимания сказанному в тексте пророчества о распятии Христа, а именно тому, что оно произошло "по истечении шестидесяти двух седьмин", а не в 70-ую "седьмину"! Далее, упускается из виду, что земное служение Христа продолжалось не семь лет, а три с половиной года. И наконец, игнорируется тот факт, что "шесть действий" Господа направлены на "народ Даниила", т. е. на Израиль, и на святой город Божий (Иерусалим), а не на Церковь.

Возвращаясь к разбиравшейся выше трудной фразе "и не будет", которая, по-видимому, подразумевала последствие отречения евреев от своего Мессии, заметим (в продолжение только что высказанного), что, следовательно, Царство, обещанное Израилю, не могло быть установлено в то время. Мессия, другими словами, не мог тогда принять трон царя Давида, чтобы управлять Израилем. В сущности это имел в виду евангелист Иоанн, когда писал: "Пришел к своим, и свои Его не приняли" (Иоан. 1:11).

Подытожим. В пророчестве (в той его части, которая соответствует стиху 26а) содержится предвиденье того, что произойдет, когда Иисус Христос предложит Себя народу Израильскому как его Мессия: Даниил пророчествовал об отвержении Мессии Израилем и о Его распятии.

Дан. 9:26б. Пророчество продолжается описанием суда, грядущего на поколение иудеев, которое отвергло Мессию. Город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет.

Когда фарисеи "расписались" в отвержении Иисуса народом, "объяснив" чудеса, которые Он творил, действием в Нем силы Веельзевула, князя бесовского (Матф. 12:24), то Он предупредил их, что, настаивая на этом, они могут навлечь на себя непростительный грех (Матф. 12:31-32). Предупредил и о том, что Иерусалим будет разрушен язычниками (Лук. 21:24),) и будет опустошен (Матф. 23:38 и что от храма "не останется камня на камне" (Матф. 24:2). Все это и совершилось при вторжении в иудейскую столицу (в 70 году от Р. Х.) римской армии под командованием Тита Флавия.

Иерусалим и храм были разрушены римлянами, тысячи иудеев — убиты. Примечательно, между прочим, что в пророчестве Даниила сказано о гибели "города и святилища", что они будут "разрушены народом вождя", т. е. как бы войском его, а не потому, что такова будет его воля. Некоторые усматривают в этом намек на то, что в отношении, по крайней мере, храма действительно произошло: из истории известно, что Тит имел серьезное намерение сохранить иудейский храм, но в него попала горящая головня, наугад брошенная каким-то солдатом, и вспыхнувший пожар не удалось погасить: храм сгорел.

Гибелью города и святилища в 70 году от Р. Х. положен был конец существованию теократического еврейского государства. Образ наводнения употреблен здесь по отношению к римскому войску, "затопившему" (в значении; "разрушившему") Иудею, подобно потопу (в евр. тексте употреблено именно это слово). Окончание стиха 26 в русском синодальном переводе звучит не вполне удачно. Точнее было бы передать последнюю фразу так: "и война будет до конца, опустошения (в ходе ее) предопределены". Не приходится сомневаться, что предопределены они были Богом.

Логичным представляется следующее толкование этого места. Хотя в процессе осуществления Божьего плана Израилю предстоит быть на время отстраненным, страдания его (передано в образе предопределенных "войны и опустошений") продлятся "до конца", т. е. до полного исполнения пророчества о "семидесяти седьминах". Периоду страданий еврейского народа предстояло таким образом продлиться от разрушения Иерусалима в 70-ом году от Р. Х. до окончания "времени язычников" во Второе пришествие Христа.

Дан. 9:27а. Премиллениалистская позиция, на которой стоит автор этого толкования, определяет принципиальное отличие в объяснении им стиха 27 от того (или тех), которое дается богословами амиллениалистами, исходящими из отсутствия "перерыва" между 69-ой и 70-ой "седьминами" Даниила (соображения на этот счет смотрите выше).

Премиллениалисты стоят на том, что "заключительное семилетие" (70-ая "седьмина") начнется после "восхищения" Церкви (событием этим завершится осуществление Божией программы в нынешнем Веке, эоне). Продолжаться 70-ая "седьмина" будет до возвращения на землю Иисуса Христа. В согласии со словами Христа об этом времени (точнее, о второй половине его), записанными в Матф. 24:21, его нередко называют "временем великой скорби".

Надо заметить, что при принципиально несхожем толковании 70-ой "седьмины" (с точки зрения как времени ее, так и событий, ее определяющих) премиллениалистами и амиллениалистами, обращает на себя внимание частичное, по крайней мере, совпадение в понимании ими личности вождя (стих 26 б), которому предстояло прийти. Далее.

Хотя богословы амиллениалисты "не видят" интервала во времени между 69-ой и 70-ой "седьминами", и для них события, о которых говорится в последних стихах 9-ой главы, не выходят за рамки 1-го века от Р. Х., отзвуки мессианского времени чувствуются и в их понимании пророчества Даниила о "седьминах".

Итак, вернемся к заключительной "седьмине". Весьма существенным событием, которым отмечено будет наступление ее, явится "утверждение завета" для многих (по всей вероятности, "для многих" из народа Даниила, т. е. евреев). В текстах Библий на английском языке начало стиха 27 звучит как "И он утвердит завет для многих,". Полагают, что этот "он" и "вождь" из стиха 26, применительно к "ближнему будущему", — одно и то же лицо, а именно Тит Флавий; применительно же к будущему отдаленному речь тут идет об антихристе.

Если следовать этой логике, то возникает вопрос: какой завет заключил с иудеями Тит? Еврейское берит, переводимое здесь как "завет", означает, однако, и "договор" (в значении договоренности между народами или лицами). Но в таком случае не имеется ли тут в виду, что, безжалостно подавив мятеж Иудеи в так называемой Третьей иудейской войне, Флавий тем самым привел "многих иудеев" к вынужденному договору (соглашению) с Римом? Что касается будущего отдаленного, то в нем "он" явится как "вождь", представленный Даниилу прежде в образе одиннадцатого (небольшого) рога на голове четвертого зверя (7:8). "Завет", который этот вождь предложит Израилю, будет как будто "заветом мира", гарантирующим народу безопасность в его земле.

Военное и политическое положение Израиля на то время будет, однако, таково, что он рад будет присоединиться как бы в интересах безопасности и покоя к Европейской (Римской) конфедерации из 10 стран. Израиль примет таким образом владычество "князя мира", приняв предложенный им завет. Но в половине седьмины (т. е. по прошествии трех с половиной лет) "вождь" расторгнет этот "завет". Согласно 11:45 он двинет свои войска из Европы в Палестину (Израиль). Это он остановит принесение жертв в храме (стих 27).

Фраза о "прекращении жертвы" подразумевает прекращение действия всей левитской системы, из чего следует, что в первой половине 70-ой "седьмины" система эта будет в Израиле восстановлена. Но после того, как "вождь" станет политическим диктатором в масштабе всей планеты, он станет и высшим религиозным авторитетом в мире и заставит все живущее поклоняться себе (2-Фес. 2:4; Откр. 13:8). Выступив вначале в роли праведного правителя земли и "князя мира" для Израиля, он затем обратит свою силу против него и сделается его разрушителем и осквернителем.

Дан. 9:27б. Судя как по новым, так и по старым переводам Книги Пророка Даниила на английский язык, в тексте 27-го стиха подчеркнуто звучит слово он; это тот, кто понимается под словом "он", "утвердит-прекратит" и, наконец, установит на крыле святилища мерзость запустения.

Применительно к "ближнему (для Даниила) будущему" исследователи Библии высказывали в этой связи различные предположения. Приведем два из них: речь идет об осквернении храма (еще до уничтожения его) римскими воинами (с середины 60-ых годов от Р. Х. Иерусалим неоднократно подвергался нашествию их); "мерзостью запустения" сделался сам храм — в согласии со словами Христа: "се, оставляется вам дом ваш пуст" (Матф. 23:38). И другие слова Спасителя, тоже записанные Матфеем, нельзя не вспомнить в этой связи (они могут быть отнесены как к ближнему, так и к отдаленному будущему): "Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет" (Матф. 24:15).

Евангелист Иоанн написал, что "второму зверю" дано будет "одухотворить" образ "вождя", которому под страхом смерти заставят поклоняться всех (Откр. 13:14-15 и толкования на эти стихи). Но придет конец и ему: окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя, читаем мы слова Даниила, завершающие это пророчество. Они сказаны об антихристе и лжепророке его, которые будут брошены в озеро огненное (Откр. 19:20; сравните с Дан. 7:11,26).

Возвращаясь к завету, о котором говорится в стихе 27, заметим, что он не мог быть установлен или утвержден Иисусом Христом, как учат амиллениалисты, по ряду причин.
1) Служение Христа продолжалось, как известно, не семь лет.
2) Его смерть не имела отношения к прекращению жертвоприношений.
3) К установлению в храме "мерзости запустения" Он тоже не имел отношения.
Кроме того: амиллениалисты исходят из того, что Христос "утвердил завет" в смысле исполнения Им Авраамова завета, однако, из Евангелий ниоткуда не следует, что это Он совершил в Первое Свое пришествие.

Как уже было сказано, антихрист порвет свой завет с Израилем в начале 2-ой половины 70-ой "седьмины", и в этом смысле "они преданы будут в руку его" на три с половиной года, о каковом периоде Даниил говорит как о "до времени и времен и полувремени" (Дан. 7:25; 12:7; сравните с Откр. 12:14). То обстоятельство, что "три с половиной года" равны 1260 дням (Откр. 11:3; 12:6), или 42 месяцам (Откр. 11:2; 13:5), означает, что в еврейском календарном исчислении каждый месяц имеет 30 дней, а год — 360 дней. календарную таблицу, предлагаемую в этой главе. Итак: поскольку события, которые, согласно пророчеству Даниила, должны были совершиться в пределах 69 "седьмин", действительно совершились, то остается лишь ожидать свершения событий, приуроченных им к 70-ой "седьмине".

Это Толкование Библии было составлено на основании исследований, проводившихся учеными богословами Далласской Богословской Семинарии.

Толкование Библии
Книга Пророка Даниила
Глава 9

См. также

Ссылки

Литература

       
     
        Если Вам нравится этот сайт
пожалуйста поддержите нас.
       
       
       
Контактная информация     © 2012—2017    1260.org     Отказ от ответственности